Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (7 Мухаррам 1441х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
И сегодняшний пятничный день пролетит незаметно. Очередная страница в нашей жизни будет безвозвратно перевернута. Что останется нам от этого дня? Что мы приготовили для путешествия в вечность? Престижные дома, построенные на сомнительные средства? Или шикарные автомобили, без которых не принято посещать элитные тусовки? Или изысканные украшения и дорогие часы, которыми мы щеголяем перед друзьями? Или какое-либо другое увлечение, отвлекающее нас от полезных занятий и молитв по ночам?
Мы усердно работаем для того, чтобы разбогатеть, и богатеем для того, чтобы заслужить внимание грешников и уважение глупцов. Мы рожаем и растим детей, но не проявляем должной заботы о них, а предоставляем их самим себе и обществу, в котором царят невежество и распутство. Мы забываем о них так же, как о самих себе, полагая, что богатство обеспечит им хорошее образование и прибыльную должность. Мы грешим и откладываем покаяние на неопределенный срок, будто уверены в том, что доживем до глубокой старости и что наши сердца не заржавеют от наших прегрешений. Мы живем в этом мире так, словно пришли сюда навсегда и словно благоденствие здесь является нашей главной целью.
Но разве этому нас учил пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха? Разве для этого были отправлены посланники и ниспосланы священные книги? Разве для этого наши праведные предшественники жертвовали своим имуществом и не жалели своих жизней?
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, что однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, взял его за плечо и сказал: «Будь в этом мире словно чужестранец или путник». Впоследствии ‘Абдаллах говорил: «Когда наступает вечер, не дожидайся утра, а когда наступает утро, не дожидайся вечера. Бери от своего здоровья для своей болезни и бери от своей жизни для своей смерти» (аль-Бухари).
При жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ‘Абдаллах ибн ‘Умар был молод. В таком возрасте трудно устоять перед искушением и прислушаться к мудрым советам. Кажется, что весь мир создан для тебя и ждёт, когда ты воспользуешься своим шансом. Так и хочется показать себя перед сверстниками, совершив какой-нибудь дерзкий или безрассудный поступок. Смерть кажется такой далекой и нереальной, что человек просто не думает о ней, когда строит грандиозные планы и предается развлечениям. Лишь немногие в этом возрасте задумываются о смысле жизни и готовятся к встрече с Аллахом. А ведь благодаря тому, что приобретаешь в молодости, можно заслужить место в тени трона Всевышнего в тот день, когда ничто другое не спасёт от палящего зноя. Поистине, удается это лишь тем, кто был в этом мире путником или чужестранцем.
Знаете ли вы, что значит быть чужестранцем? Что значит оказаться на чужбине, где нет ни жены, ни детей, ни родных, ни любимых, ни друзей, ни товарищей, ни дома, ни фермы, ни сада? Ничто не связывает чужестранца с этой землей. Он знает, что не задержится здесь и готовится к долгой поездке, а при себе держит ровно столько, сколько сможет унести. Если у него появляются лишние деньги, он не обкладывается имуществом, а припасает их для возвращения домой или посылает на родину.
Ещё большую умеренность проявляет путник, который делает привал на несколько часов или на пару дней и берёт с собой только то, что необходимо ему в дороге. Разве станет путник приобретать то, что помешает ему продолжить путь или вернуться обратно?! Разве станет чужеземец привязываться к чужой стране, если знает, что однажды ему обязательно придется вернуться на родину?!
Каждый из нас непременно покинет этот мир и вернется к Аллаху, где получит то, что приготовил для себя. Каждый из нас — чужестранец на этой прекрасной земле, а наше постоянное пристанище — у Аллаха. Он позволил нам пользоваться благами этого мира, чтобы мы построили для себя дворцы и сады в вечной жизни. Он сделал удовольствия этого мира соблазнительными и доступными, но обещал тем, кто проявит терпение и целомудрие, ещё большую награду в райских садах. Настолько большую, что все блага этого мира не стоят даже пригоршни земли в раю. Не случайно этот мир получил название дунья, что означает ‘ближайший’, ‘нижайший’. Он близок и доступен, но польза от него мала и скоротечна, и все удовольствия в нём сопряжены с беспокойством и не лишены недостатков.
Пророки лучше других знали истинную ценность этого мира и учили относиться к нему так, как он того заслуживает. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сравнивал этот мир с издохшей овцой, за которую никто не заплатит даже ломаного гроша. Он разъяснял, что для Аллаха весь этот мир не стоит даже комариного крыла. Он говорил: «Какое мне дело до этого мира?! Я в этом мире подобен всаднику, который отдохнул в тени дерева, а затем продолжил путь и покинул его» (аль-Бухари).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, жил в небольшом глиняном доме, и если вытягивал ноги, то его голова касалась одной стены, а ноги — другой. Ему приходилось терпеть голод и лишения. Случалось, что его домочадцы встречали третью луну, а в его доме ни разу не разводился очаг. Он спал на жесткой циновке, которая оставляла следы на его теле, а все, что зарабатывал или получал в подарок, отдавал своим ближним или нуждающимся среди мусульман. Всю свою жизнь он искал только довольство Аллаха, и Аллах приготовил для него великую награду: «Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь доволен» (сура 93 «Утро», аят 5).
Посланник, мир ему и благословение Аллаха, заслужил эту награду своей покорностью, долготерпением, истовыми молитвами, добротой и правдивостью. Но даже понимая это, он не переставал думать о своих сподвижниках и братьях, о своей умме. Не случайно, комментируя этот аят, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас сказал: «Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не будет доволен, пока хотя бы один из его последователей останется в огне» (ал-Байхаки и ас-Суйути).
Аллахумма, сделай нас братьями этого удивительного человека в этом мире и его соседями после смерти! Помоги нам прожить отпущенный нам срок правильно и не помещай в наши сердца слабость! Прими наши скромные благодеяния и прости нам наши упущения, ибо мы нуждаемся в милости Твоей и не ищем спасения ни у кого, кроме Тебя!
Поклонение в месяц Мухаррам. Это самый лучший месяц для поста, после Рамадана (для нафиль-постов)
Особенно рекомендовано поститься 10-го Мухаррама, известного как День Ашура, прибавляя к нему еще день поста до или после этого дня. Также очень приветствуется в этот день (10-го Мухаррама) давать садака.
Достоинства поста в месяц Мухаррам и его первые 10 дней
Муслим передает от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие из постов после Рамадана – посты в месяц Аллаха, который ты называешь Мухаррам. А лучшая молитва после обязательной молитвы – тахаджуд».
День Ашура: десятое Мухаррама
Передается в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса, да благословит его Аллах и приветствует, что, когда его спросили о посте в день Ашура, он сказал: Я не видел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постящимся более жадно (в стремлении), чем в этот день (имея в виду день Ашура), желая снискать его благодать.
День Ашура – это день огромного значения
Достоинство поста в этот день знали пророки, алейхиму ссалям. Пророки Нух, алейхи ссалям, и Муса, алейхи ссалям, постились в этот день. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соблюдал пост в этот день, еще будучи в Мекке, до хиджры, до того, как повелевал соблюдать его другим, как говорится в сборниках Бухари и Муслима. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину и увидел, как люди Писания почитают этот день и постятся в него, он повелел мусульманам также соблюдать пост и так настойчиво, что даже дети постились в этот день.
Приводится в сборниках Бухари и Муслима от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, достиг Медины и обнаружил, что иудеи постились в День Ашура, и он спросил их: — Что это за день? Почему вы поститесь? Они ответили: — Это великий день. Аллах спас Мусу и его народ, а Фараона и его народ утопил. Муса постился из благодарности, поэтому и мы постимся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: — Мы более достойны пророка Мусы, чем вы. И он тоже постился и повелел поститься остальным.
В конце жизни Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял решение поститься не только один этот день, но и другой в паре с ним (будь то до него или после), чтобы отличаться от людей Писания. В «Сахихе» Муслима приводится от Ибн Аббаса: Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал поститься в День Ашура и сказал сподвижникам поститься, они ответили: — О Посланник Аллаха! Этот день почитают иудеи и христиане. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: — В следующем году, если угодно Аллаху, мы будем поститься девятого Мухаррама (вместе с десятым). Но в следующем году Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже не было в этом мире.
В «Муснаде» Имама Ахмада также есть хадис от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Поститесь в день Ашура и отличайтесь от иудеев тем, что прибавите день поста за день до него или следующим днем.
Садака в день Ашура
Передается от Абдуллы ибн Амра аль-Аса: Кто бы ни постился в день Ашура, он будто бы постился весь этот год. Кто бы ни раздал садака в этот день, он подобен тому, кто раздавала садака весь год.
Траур десятого Мухаррама – это новшество
Что касается траура и плача шиитов в этот день по причине мученической гибели нашего господина Хусейна ибн Али, то это относится к действиям тех, кто руководствуется заблуждением, в то время как они думают, что поступают верно. Ни Всевышний Аллах, ни его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не повелевали горевать в дни бедствий пророков или их гибели, не говоря уже о других людях. Факихи также говорят о том, что считать Мухаррам месяцем траура – дурное новшество. Не считается нежелательным (макрух) жениться в этом месяце. В высшей степени порицаемое новшество – участвовать в ритуалах шиитов, оплакивающих смерть Хусейна.
Некоторые из достоинств Дня Ашура
Это день, в который Аллах простил целый народ во времена пророка Юнуса (Мир ему). Тирмизи упоминает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал одному человеку: «Если хотите поститься, помимо месяца Рамадан, то поститесь в Мухаррам, поскольку он содержит день, в который Аллах простил целый народ, и он Он внимает тем, кто совершает таубу в этот день».