Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (8 Зуль Хиджа 1440х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
День Тарвия - это 8-ое число месяца зуль - Хиджа, когда начинается благословенный Хадж. Именно в этот день паломники, приехавшие в Мекку со всего мира, одетые в одинаковые одежды ихрам, равняющие бедного и богатого перед Аллахом, отправляются в долину Мина. Свое название (Тарвия - наполнение водой) этот день получил потому, что паломники утоляли свою жажду в Мекке перед тем, как отправиться в долину Мина. Мусульмане должны придавать большое значение Дню Тарвия, даже если это только сунна. В этот день хаджии начинают совершать те же действия, что и Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует).
С этого дня начинается выполнение ритуалов Хаджа, потому что именно в этот день Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) пришел в Мину, где совершил намазы зухр, аср, магриб и иша и фаджр перед тем, как отправиться на Арафат 9-го зуль — Хиджа. В этот день паломники должны повторять слова тальбии и обязательно исполнять намазы в отведенное для них время. Стоит отметить, что для Дня Тарвии нет специально предписанных ритуалов или дуа. Паломникам просто следует усилить свое поклонение, больше обращаться к Аллаху с дуа и мольбами о прощении и избавлении. Также следует обратить внимание на то, что паломники проводят в Мине ночь и должны отправляться на Арафат только после восхода солнца. Облачившись в белые одеяния ихрамы, совершающие Хадж отправляются сегодня, в 8-й день месяца зуль - Хиджжа по исламскому календарю, в долину Мина, удаленной от Мекки на 5 - 10 км. Через небольшие, протянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа хаджии завтра выйдут в сторону Арафата. В Мина они будут жить до рассвета. 10 августа состоится кульминация Хаджа – день Арафа. На рассвете хаджии переедут или перейдут в долину Арафа. Хадж считается исполненным, если провести на Арафате день в молитвах, мольбе и покаянии. С заходом солнца паломников перевезут, а кто-то перейдёт в долину Муздалифа, где они будут находиться до рассвета. Находясь в Муздалифе, паломники собирают камни размером с горох, для того чтобы кидать в Джамараты. 11 августа, в праздник Курбан-байрам Ид аль-Адха, паломники возвращаются в долину Мина и идут бросать камни в Джамарат – большой столб, символизирующий шайтана. После этого проводится жертвоприношение и хаджии стригут или бреют волосы на голове, выходят из состояния ихрама и переодеваются в обыденную одежду. Потом они идут в Мекку, делают тауваф Ифада обход Каабы, и далее ходьба и бег между холмами Сафа и Марва. Первый день в Джамарат кубра семь раз кидают камни. Во второй день кидают во все три столба и на третий день кидают в три столба.
День Арафа - самый дорогой из дней
За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает ее истинную величину. Равно, как и величина грехов в этот день увеличивается в несколько раз. Что касается горы Арафат, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа - это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя по причине, что ему не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат, должен воспользоваться этим днём. Какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный День он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И одним из самый важных поступков, которые приближают нас к Аллаху - это ураза в день Арафа.
Ураза в День Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение уразы в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о уразе в День Арафа, он сказал: "Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы". В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает Хадж, в этот день желательно не поститься, для того, чтобы иметь силу для богослужений на горе Арафат. Достоинства стояния на Арафате. Все паломники, совершающие Хадж, в этот день собираются на горе Арафат. Стояние на Арафате является самой основной составляющей частью Хаджа. Без этого Хадж недействителен. Сбор на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором в исламском мире. Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые нигде в другом месте и никогда не ниспосылаются. В хадисе говорится: "Так опозорившимся, исхудавшим и униженным и разгневанным сатану не видели, кроме как в День Арафа и только в день битвы при Бадре. И это, за то, что сатана видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости от Всевышнего и смывает их грехи" (Малик). "Всевышний к вечеру дня Арафата гордится теми, кто здесь и говорит ангелам: "Вы посмотрите на моих рабов, которые нерасчесанные и запыленные в дороге пришли ко мне" (Ахмад, Табарани). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Хадж - это стояние на Арафате" (Ахмад, Хаким, Байхаки). Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, араб не араб, белый, черный - не различая никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости и жалости Аллаха, выставив вперед руки, прося Аллаха об отпущении грехов - нет другого равноправия в истории человечества. Такой соблюдающей равенство народов религией является Ислам.
Хадж посланника Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха)
В 10 году по хиджре пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, вознамерился совершить свой первый и, как оказалось, последний хадж, в связи с чем это паломничество впоследствии было названо прощальным, так как в нём Посланник Аллаха попрощался с людьми и больше не совершал хадж. Услышав о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправляется в хадж, многие люди изъявили желание сопровождать его. Собралось около ста сорока тысяч паломников. В этом проявилась милость Аллаха по отношению к Своему последнему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, позволившему ему увидеть ещё при жизни плоды его трудов. Подумать только, ведь двадцать три года назад, когда он начинал свой призыв к исламу, за ним последовала горстка людей, в основном бедные и незащищённые слои общества, которым он сам не мог оказать какой-либо защиты.
Когда он видел, какие мучения и страдания приходится терпеть его сподвижникам на пути веры, он лишь мог призвать их проявлять терпение: «Терпение, семейство Ясира, ибо вам за это уготован рай». Десять лет назад он вместе со своими сподвижниками вынужден был покинуть Мекку и переселиться в Медину, чтобы сохранить свою жизнь и иметь возможность свободно исповедовать ислам и распространять его. Слабые, изгнанные из собственных домов – и вот теперь, после многих лет призыва, терпения и старания он стоит в долине Арафа перед более чем ста тысячами сподвижников, среди которых находятся люди, ещё недавно враждовавшие с ним, а сегодня подбирающие сбритые волосы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и прикладывающие их к своим глазам, потому что он смог завоевать их сердца. Он обращается к ним с проповедью, которую назовут прощальной.
Прощальная проповедь
«О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года. Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священными, сколь священным является этот день в этом вашем месяце в вашем городе. Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довёл до вас то, что было на меня возложено. Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу! Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берёте в долг. Не посягайте на права и свободы других, и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и прежде всего я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – Аббасу бин Абдуль Мутталибу. Поистине, отменяется всё, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, – это месть за кровь нашего родственника Ибн Раби‘ бин аль-Хариса. О люди! Воистину, дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле. Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что, на ваш взгляд, незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию! О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной – укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не верует. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же – делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещённое Аллахом и запрещают разрешённое Им. Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. В году – двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб. Бойтесь Аллаха в отношении женщин, ибо вы взяли их как нечто, доверенное вам Аллахом, и сделали их лона дозволенными для себя по слову Аллаха. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, а если они сделают это, то наказывайте их, но не слишком сурово; они же вправе требовать от вас, чтобы кормили и одевали их согласно обычаю. О люди! Поистине, я донёс до вас возложенное на меня. Я оставил вам Писание Аллаха, и если вы будете крепко держаться его, то никогда не собьётесь с пути. О люди! Слушайте мои слова и усваивайте их. Знайте, что мусульманин – брат мусульманину и что все мусульмане – братья. И не разрешается человеку брать у своего брата по вере что-то, кроме того, что тот отдаст ему добровольно. Не притесняйте же самих себя. О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику поверх того, что он законно получил. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к иному роду, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания. О Господи, донёс ли я возложенное на меня? Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймёт и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает. О люди, бойтесь Аллаха, совершайте свои пять молитв, поститесь во время вашего месяца, выплачивайте закят со своего имущества, повинуйтесь вашим правителям, и вы войдёте в рай вашего Господа. Что вы будете говорить, когда вас станут спрашивать обо мне?» Сподвижники ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты довёл до нас религию, добросовестно выполнил свою миссию, что давал добрые наставления». После этого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднял к небу указательный палец, затем указал на людей и трижды воскликнул: «О Аллах, засвидетельствуй!» После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующий аят: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и довёл до конца милость Свою, и одобрил ислам в качестве религии».
Выводы: По сути, прощальная проповедь стала кратким изложением принципов ислама, которые пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, проповедовал на протяжении двадцати трёх лет. Эта проповедь была своеобразной декларацией прав человека. В ней подчёркивается, что люди равны между собой, вне зависимости от национального, расового, социального или полового происхождения: «Все люди произошли от Адама, а Адам был создан из земли». Различие лишь в степени богобоязненности. Таким образом, ислам наделил каждого человека фундаментальными правами и свободами, такими, как право на жизнь, право на имущество и наследство, право на выражение собственного мнения и т. д. В наше время эти понятия кажутся вполне естественными, но в VII веке, когда одни люди были рабами других и считались вещью своего хозяина, они были не от мира сего. Право на жизнь. Право на собственность. Право на защиту чести. Вне зависимости от социального статуса, от цвета кожи, от национальной принадлежности, половых различий. Ислам призывает людей в единое братство по вере, запрещая им посягать на чужую жизнь, имущество, честь, запрещая обман, вероломство, проценты, попытки нажиться в ущерб других. Ислам обязывает отдавать долги, возвращать вверенное имущество, выполнять договоры.