Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (23 Зуль Каада 1440х.)

Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (23 Зуль Каада 1440х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Каждый из нас попадает в ситуации, когда хочется сбежать к Аллаху, найти у Него спасение от мирских бед, злоключений и перипетий. В такие минуты мы просим прощения, осознавая, что происшедшее с нами не случайно, а есть следствие наших не лучших поступков. Избежать их и не взвалить на себя бремя грехов, порой самых тяжких, лишающих сна и покоя, не удаётся никому из рода Адамова.

Но разве Аллах не знал этого, когда создавал человека? Он ведь предложил небесам, земле и горам исполнить Его приказы и получить за это награду, но они испугались такой ответственности и отказались, «а человек взялся нести её. Поистине, он очень несправедлив и очень невежествен» (сура 33 «Полчища», аят 72).

Так чего же ждёт от нас Господь? Что такое Он знает, чего не знали ангелы, когда вопрошали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь?» (сура 2 «Корова», аят 30)? Ждёт ли наш Господь того, что мы разорвём путы нашего естества и сподобимся обрести ангельскую чистоту? Нет, Аллах хорошо знает, как ненадёжен человек, несмотря на всю нашу дерзость и самоуверенность. Или же Господь ждёт от нас довольства малым? Нет, Он прекрасно знает, что нафс всегда будет стремиться к чему-то большему и в этой жизни, и даже после смерти. Или, может, Аллах ждёт от нас постоянства? Нет, ведь Он создал нас слабыми, и сердце наше легко переходит из одного состояния в другое.

Аллах хочет лишь, чтобы мы никого и ничто не придавали Ему в сотоварищи и избегали больших грехов, если получится. Он хочет, чтобы, оступившись, мы возвращались к Нему и смиренно приходили к дверям Его прощения. Он знает, что среди множества тех, кто сделал земные радости своей единственной целью, есть такие, которые надеются на встречу с Ним и веруют в Его обещание, которые борются со своими страстями и взыскуют Его прощения.

Эти верующие знают, что их Господь, создавший их из праха и приведший в этот жестокий мир, не предоставил их самим себе и не оставил их без опеки. Они знают, что Он может наказать за грехи, а может простить их тому, кому пожелает, и они стараются стать лучше, чтобы снискать Его милость и довольство. Поэтому Он простирает руку милости днём, прощая кающимся то, что они совершили ночью, и простирает руку милости ночью, чтобы простить кающимся грехи, которые они совершили днём.

Всё это никак не оправдывает наши злодеяния, и это не значит, что мы можем преспокойно грешить, а потом каяться, а потом снова грешить. Но нужно понимать, что никому из нас не восстать против нашей человеческой природы и не изменить Божье установление. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если вы не будете грешить, то Аллах заберёт вас и приведёт других людей, которые будут грешить и будут просить прощения, и Он будет прощать их» [Муслим 2749].

Поэтому, когда слышишь упрёки в адрес верующих, что они, дескать, тоже не ангелы и совершают грехи, как и все остальные, понимаешь, что рождается такое отношение от незнания установлений Божьих, а иной раз — от самой обыкновенной зависти. И завидуют ведь не земному богатству верующего, — чаще всего тут нечему и завидовать — а тому, что в будущей жизни он может оказаться в Раю, в существовании которого эти люди не уверены. Они сомневаются в будущей жизни и не готовятся к ней, не признают никаких религиозных обязанностей и нравственных ограничений. Они живут, как им вздумается, и видят огромную пропасть между ними и теми, кто верует в Бога и старается приблизиться к Нему. Когда же они замечают их ошибки и слабости, то не упускают случая упрекнуть их и успокаивают себя тем, что они не лучше них самих.

Между тем разница между верующим и всеми остальными велика, и выражается она в нашем отношении к Богу и той действительности, которую Он приготовил для того, чтобы испытать нас. Что бы ни совершил верующий, он всегда возвращается к своему Господу и никогда никого не равняет с Ним. Совершив добрый поступок, он надеется, что Аллах примет его, но сердце его при этом трепещет от мысли, что он был не до конца искренен и смирен. Если же он оступается, то старается быстрее покаяться и осознать причины, приведшие его к падению, чтобы грех не стал для него привычным состоянием, чтобы чувство стыда перед Всемилостивым Творцом не покинуло его сердце.

Покаяние — это удивительный акт приближения к Богу, который спасает человека со времён его первого сотворения. Как мало времени прошло с того момента, как Аллах позволил Адаму и его жене поселиться в Раю, до того, как они отведали от запретного дерева! Шайтан подтолкнул их на ослушание, и они соблазнились, но едва они вспомнили наказ Аллаха, как их охватил стыд и они попросили прощения. «Они сказали: «Господи наш, мы были несправедливы к самим себе, и если Ты не простишь нас и не смилуешься над нами, то мы непременно окажемся в убытке» (сура 7 «Ограды», аят 23).

Наши прародители попались в силки, расставленные шайтаном, и так же легко в них попадаем мы. Слишком забывчив человек, и слишком велик соблазн переступить черту, особенно когда ты благоденствуешь и тебе кажется, что так и должно быть и так будет всегда. Избежать этих ловушек помогает знание об Аллахе, которое верующий носит в своём сердце: коранические аяты, напоминания, предостережения. Чем чаще человек поминает Аллаха, тем легче ему отталкивать соблазны и сомнения.

Но даже лучшие из лучших оступались и каялись. Пророк Давуд раскаялся в своём грехе, когда Аллах подослал к нему двух тяжущихся, и пророк Сулейман раскаялся после того, как породистые скакуны отвлекли его от молитвы, и пророк Юнус раскаялся, оказавшись в чреве кита. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что он ощущал, как его сердце покрывается пеленой, и поэтому он просил о прощении по сто раз в день (Ахмад, Муслим).

Нам трудно представить, что ощущали эти благороднейшие люди, когда в их сердца проникали случайные мысли или неосторожный взгляд. На чистом листе даже маленькую тёмную точку заметить легче, чем большое пятно на запачканном обрывке. Поэтому мы, обычные смертные, гораздо больше них нуждаемся в покаянии, к которому призывает всех нас Всевышний: «Покайтесь все перед Аллахом, о верующие, — быть может, вы преуспеете» (сура 24 «Свет», аят 31).

И разве только после дурных поступков нужно каяться? ‘Абдаллах ибн ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время одного собрания мог сто раз произнести слова: «Господи, прости меня и прими моё покаяние, ведь Ты, поистине, Принимающий покаяние, Прощающий» [Ахмад 6/328, Абу Давуд 1516].

Казалось бы, сподвижники собирались вокруг Пророка, мир ему и благословение Аллаха, чтобы обучиться у него религии, а он по сто раз просил Аллаха о прощении. Наверное, некоторые из нас, сегодняшних, покинули бы такого наставника и больше не посещали его. Но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступал именно так, потому что он не просто передавал людям знание, но и воспитывал их.

Ведь для чего мы собираемся вместе, для чего совершаем наши благие дела? Прежде всего для того, чтобы заслужить благоволение Аллаха и Его прощение. И когда нам просить об этом Аллаха, если не на собраниях, на которых присутствуют верующие и ангелы? После таких собраний ангелы поднимаются к Аллаху, и Он спрашивает их: «Откуда вы пришли?» Они отвечают: «Мы пришли от Твоих рабов на земле, которые славят и возвеличивают Тебя, свидетельствуют о Твоем единстве, возносят Тебе хвалу и просят Тебя». Аллах спрашивает: «И о чем же они просят Меня?» Ангелы отвечают: «Они просят Тебя ввести их в Твой Рай». Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Рай?» Они отвечают: «Нет, Господи». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Рай?!» Ангелы говорят: «А ещё они ищут у Тебя защиты». Аллах спрашивает: «Защиты от чего?» Они отвечают: «От Твоего Огня, Господи». Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Огонь?» Они отвечают: «Нет». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Огонь?!» Ангелы говорят: «А ещё они молят Тебя о прощении». Аллах говорит: «Я уже простил их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили защитить их» [аль-Бухари 5956, Муслим 4983].

Мольбами о прощении принято завершать лучшие из наших деяний. После завершения молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, трижды просил Аллаха о прощении, после чего восхвалял Аллаха Его прекрасными именами и произносил другие зикры, и мы поступаем так же. После ночной молитвы, совершенной в последнюю треть ночи, в эти прекрасные часы, когда большинство людей преспокойно спят и только искренние верующие приходят на условленную встречу с Господом, тоже желательно молить Аллаха о прощении. Поэтому Всевышний хвалит верующих, которые «просят прощения перед рассветом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 17). И поэтому сура «Аль-Муззаммиль», в которой значимое место отводится призыву вставать на молитву среди ночи, завершается словами: «Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 73 «Закутавшийся», аят 20).

Всевышний также велит нам просить у Него прощения во время хаджа, причём не только во время стояния у горы Арафат, но и после завершения этого важнейшего обряда. В Коране сказано: «Потом отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются люди, и молите Аллаха о прощении. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 2 «Корова», аят 199).

Представьте себе, сколько паломники молятся и поминают Аллаха в долине Арафат, а потом в Аль-Муздалифе, сколько они просят о прощении и слезно раскаиваются в своих грехах. После всего этого им велено снова просить у Аллаха прощения, потому что любые наши старания ничтожно малы по сравнению с тем, чего заслуживает Аллах, и никакими восхвалениями мы не можем отблагодарить Его даже за малую часть той милости, что Он оказал нам. Так отчего же нам не раскаиваться в собственном нерадении, отчего нам не просить прощения за то, что мы слишком многого желаем и так мало делаем для этого?

Задумайтесь над одним из последних откровений, которое Посланник, мир ему и благословение Аллаха, получил за восемьдесят дней до смерти. Это сура «Ан-Наср», которую также называют прощальной сурой. Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было дано знать, что его миссия подходит к концу, а с ней и его земной путь, и ему снова было велено восхвалять Аллаха и молиться о прощении. Потому что нет ничего лучше, чем завершить славную жизнь покаянием и мольбой о прощении. Все мы пришли от Аллаха, и все мы возвращаемся к Нему, и покаяние — это духовное возвращение к Богу, если хотите, духовное перерождение, чтобы возродиться с чистым сердцем в самый важный день.

Как и всякое перерождение, покаяние болезненно. Оно не бывает лёгким и легкомысленным, и для того, чтобы покаяться, недостаточно просто попросить прощения. Нужно переосмыслить своё положение, искренне раскаяться в том, что ты совершил, и принять бесповоротное решение больше никогда не повторять такой ошибки. Если же её результатом стало причинение какого-либо вреда людям, то покаяние становится действительным лишь после возмещения им причинённого вреда или после того, как они простят своего обидчика.

Осознание величия и милости Господа, Который радуется нашему покаянию и готов принять нас обратно, приносит верующему невероятное облегчение. Но вместе с тем настоящее покаяние наполняет его сердце горечью сожаления обо всём, что он упустил на пути к Аллаху. Столько постыдных поступков совершено пред очами Господа, столько возможностей снискать Его довольство безвозвратно утрачено! Кающийся представляет себя в самом начале пути, на котором многие уже опередили его, и только Аллаху известно, сколько у него есть времени для того, чтобы наверстать упущенное.

Но милость Аллаха больше, чем мы можем себе представить. Тем, кто твёрдо решил очиститься и возродиться с чистым сердцем, Он дарит возможность изменить не только своё будущее, но и прошлое. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал, что в день воскрешения приведут человека и скажут: «Покажите ему его маленькие грехи». Ему покажут его маленькие грехи, а большие грехи скроют от него. Потом ему скажут: «Ты совершил то-то и то-то», — и он признается и не будет ничего отрицать, опасаясь того, когда очередь дойдёт до больших грехов. Но человек этот был из тех, кто грешил и каялся, опасаясь наказания Аллаха и сурового расчёта. Поэтому Аллах скажет: «За каждый из грехов, что он совершил, запишите ему одно доброе дело».

Это то, что обещал нам Всевышний в Коране: «Злые деяния тех, которые покаялись, уверовали и поступали праведно, Аллах заменит добрыми, ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 25 «Различение», аят 70). Увидев такую щедрость, тот грешный верующий воскликнет: «Но ведь у меня были ещё грехи, которых я здесь не увидел!!» И тут Посланник (мир ему и благословение Аллаха) широко рассмеялся, так что можно было увидеть его задние зубы [Ваки‘ ибн аль-Джаррах в «Зухде» со слов Абу Зарра 2/651].

Вот почему покаяние — это таинство, укрепляющее связь верующего с его Господом. Оно приближает его к Нему в этой жизни и в День воскрешения и устраняет те преграды, которые мы сами воздвигаем между нами и Всемилостивым Творцом. Разве это не удивительно? Конечно! Но милость нашего Господа настолько велика, что она способна удивлять нас, и хвала Аллаху, Господу миров!