Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (18 Шауваль 1440х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь в мусалле Прокопьевска (18 Шауваль 1440х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Поминание Аллаха занимает особое место среди праведных деяний. Для каждого богоугодного поступка установлены границы и определена мера, и только поминание Аллаха не ограничено никакими рамками. От выполнения любой заповеди человек освобождается по уважительной причине, но нет оправдания тому, кто не поминает Всевышнего. Ибо как человек гибнет без еды и питья, так и душа гибнет без имени Его, и тот, кто небрежен к поминанию Господа, словно хоронит душу в теле своем. Связанная с плотью, душа тяготеет к земным удовольствиям, поддается соблазнам, но не находит в них покоя. Она не создана для этого мира и томится в нем. Она тоскует по чистоте, которой нет вокруг нас, и содрогается от одной мысли о смерти. Она стремится к вечности и находит покой только в поминании Аллаха.

Поминать Аллаха — значит восхвалять Его за мудрые решения, прославлять Его безупречные качества и взывать к Нему посредством Его прекрасных имен. Поминать Аллаха — значит выполнять Его приказы и сторониться всего, что Он запретил. Поминать Аллаха — значит помнить о Его бесчисленных милостях и благодарить Его сердцем, словом и делом. Поминать Аллаха — значит помнить о Его присутствии рядом. Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, что бы ни мыслили — Он всегда рядом Своим знанием, зрением, слухом. Ему известны наши сокровенные мысли и тайны. Он замечает каждый наш взгляд, даже брошенный мельком. Он знает дела наши лучше, чем мы сами. Поминать Аллаха можно и размышляя над Его удивительными знамениями. Ведь все сущее указывает на Великого Творца и возбуждает нас к поминанию Его. Эта земля, плодами которой питаемся мы и наша скотина, и это солнце, дарящее нам свет и тепло, и эти звезды, указывающие путь в ночном мраке, и эта луна, напоминающая о быстротечности нашей жизни, — все было создано Аллахом для нас и нам подчинено. Посему поминать и благодарить Его должно всякий раз, когда вкушаешь пищу и надеваешь одежду, укрываешься в доме и садишься в автомобиль. Мы не заслужили эти блага своим упорством или благородством, но Аллах одарил нас по милости Своей, и к Нему мы будем возвращены!

Если верующий воспитает в себе такое качество и будет поминать Аллаха каждый раз, когда приступает к какому-либо занятию, он попадет в число тех, кто часто поминает Всевышнего и кому в Коране обещаны «прощение и великая награда» (сура 33 «Сонмы», аят 35). Трудно представить, какой будет великая награда от Того, Кому принадлежат сокровищницы небес и земли. Она названа великой, потому что соответствует величию и щедрости самого Аллаха. Она неподвластна словесному описанию и чувственно-земному воображению. Большая часть ее припасена на тот день, когда верующий больше всего будет нуждаться в прощении и милости Господа, но крупицы этой награды он получает и в этой жизни.

Она не измеряется серебром и златом, но для тех, кто возлюбил Аллаха и Его посланника, нет ничего более желанного. Ведь сам Аллах вспоминает тех, кто поминает Его. Он вспоминает про себя тех, кто поминает Его про себя, а тех, кто поминает его на собраниях, Он вспоминает в обществе тех, кто лучше и чище. Каждому человеку приятно, когда его вспоминает тот, кого он любит. Еще более приятно быть названным по имени в сонме ангелов. Тем не менее, для верующих мало что сравнится с уединением, когда ничто не отвлекает от размышлений об Аллахе и предстоящем расчете, от воспоминаний о своих грехах и молитв о прощении. В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Опередили других уединившиеся». Его спросили: «А кто такие уединившиеся?» Он ответил: «Мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха».

Поэтому говорят, что поминание Аллаха — это характерная черта Его приближенных. Они уверовали, украсили свои сердца нравом посланника, мир ему и благословение Аллаха, и разделили между собой его наследство. Как-то раз Абу Хурайра пришел на рынок и сказал людям: «Вы собрались тут, а в мечети делят наследство посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Люди поспешили в мечеть, но не нашли там наследства, а потом вернулись к нему и сказали: «Абу Хурайра, мы не увидели в мечети тех, кто делил наследство». Он спросил: «А кого же вы увидели?» Они сказали: «Там были люди, которые поминали Аллаха и читали Коран». Он ответил: «Это и есть наследство посланника, мир ему и благословение Аллаха».

Поминание Аллаха помогает устоять перед мирскими соблазнами и придает стойкость, когда душа, уставшая от беспрерывной борьбы, уже готова вкусить запретный плод. Поглощенный мирскими заботами, человек легко поддается искушению и забывает назидания. Суфйан ибн ‘Уйайна говорил: «Когда люди собираются, чтобы помянуть Всевышнего, шайтан и ближний мир отдаляются от них, и шайтан говорит ближнему миру: "Разве ты не видишь, чем они занимаются?" А ближний мир отвечает: "Оставь их! Когда они разойдутся, я приволоку их к тебе"». Вот почему Коран учит нас часто поминать Аллаха, занимаясь мирскими делами после пятничной молитвы (сура 62 «Собрание», аят 10) и после каждой обязательной молитвы (сура 4 «Женщины», аят 103).

Поминание Всевышнего не требует от нас больших усилий или материальных затрат. Восхвалять Аллаха и прославлять имя Его можно в любом положении: стоя, сидя, лежа. Нужно лишь сосредоточиться на объекте поминания и всей душой устремиться к Нему. В этот момент душа раскрывается и наполняется осознанием величия и совершенства Господа. Можно даже почувствовать, как тепло приливает к сердцу, а потом разливается по всему телу. Осознание близости к Аллаху и скоротечности этого момента дополняется тревогой, опасением лишиться Божьей милости из-за грехов и неблагодарности. И если бы не надежда на всепрощение Господа, познавшие Его величие вряд ли вернулись бы к мирским делам и повседневным заботам. Вот почему награда за поминание Аллаха сопоставима лишь с той, что обещана воинам, жертвующим своим имуществом и своими жизнями ради торжества справедливости.

Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Абу ад-Дарды, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из ваших деяний, самом чистом (и прибыльном) перед вашим Властелином, поднимающем вас на самые высокие ступени? Оно лучше, чем расходование золота и серебра, и лучше, чем встреча с врагом, которому вы рубите головы и который рубит головы вам». Люди сказали: «Конечно, [сообщи], о посланник Аллаха!» Он сказал: «Поминание Аллаха». Но человек не способен беспрерывно молиться и произносить славословия, и поэтому на деле награда воина, защищающего родную землю от врагов, оказывается больше. Ведь он каждую минуту рискует жизнью и неустанно уповает на Всевышнего. Кроме того, он тоже совершает молитвы и часто поминает Аллаха, благодаря чему поднимается на ступени, которые недоступны остальным.

Поминать Аллаха можно языком и сердцем. Слова поминания, произнесенные устами, приближают человека к Всевышнему. Они записываются как добрые дела и смывают грехи. Но еще большего удостаивается тот, кто пропускает слова поминания через сердце и проникается их глубоким смыслом. Субхана-Ллах! Как прекрасны Его атрибуты и безупречны Его решения! Как велика власть Его и непостижимо Его совершенство! Аль-хамду ли-Ллях! Хвала Ему за все блага, которыми Он наделил нас и остальные творения! Хвала Ему за мудрое предопределение и безграничное прощение! Аллаху акбар! Он не нуждается ни в сотоварищах, ни в детях, ни в помощниках! Он превыше того, чтобы наказать человека за грех, которого тот не совершал, и превыше того, чтобы отвергнуть мольбу покорного раба! Ля иляха илля-Ллах! Никто не достоин поклонения и обожествления, кроме Него! Только Он заслуживает смирения, повиновения и совершенной любви. Он одаряет и лишает, милует и наказывает, возвышает и унижает. Он — Царь, и нет божества, кроме Него!

От осознания этого сердце преображается и переполняется любовью к Аллаху, к добру и ко всему прекрасному. Чем больше верующий заботится о красоте своей души, тем прекраснее становится его обитель на небесах. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд рассказывал, что во время ночного посещения Эль-Кудса и вознесения на небеса посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, встретил пророка Ибрахима. Тот сказал: «О Мухаммад, передай твоим последователям мое приветствие и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар». Этот хадис передал ат-Тирмизи.

Таким образом, поминая Всевышнего, человек словно соединяется с миром вечности и вливается в круговорот, в котором все восхваляет Создателя, покоится и движется, исполняя Его волю. Вы никогда не задумывались над тем, почему после обязательных молитв слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях и Аллаху акбар нужно произнести по 33 раза? Есть и другие формы поминания после молитвы, но эта — самая распространенная. Поскольку религия Всевышнего совершенна и в ней нет ничего случайного, можно предположить, что число 33 заключает в себе некий смысл. Истолкование сего не упоминается ни в Коране, ни в Сунне, но некоторые считают, что оно указывает на бесконечность Божьей славы и безграничность Его совершенства. Вполне возможно, что между этим числом и бесконечностью есть какая-то связь, ведь обитатели рая будут вечно молодыми в 33-летнем возрасте. Кроме того, начало лунного года совершает полный оборот по солнечному календарю тоже за 33 года.

Размышляя над этим, невольно смиряешься перед величием Творца, именем которого держится этот мир. А раз так, то и относиться к нему должно с почтением и особым трепетом. В священных книгах сказано: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе». Мы же говорим: недостаточно поминать Аллаха сердцем и устами, ибо если мы правдивы в славословии своем, то дела наши подтверждают нашу правдивость. Ежели мы поминаем Аллаха лживо, то и дела наши порочны и бесполезны. А значит и награды, обещанной поминающим Аллаха, будет удостоен лишь тот, кто делами своими благодарит Его и подтверждает верность свою. И как душа его при поминании Аллаха отрывается от бренных забот и устремляется в небеса, чтобы насладиться близостью к Нему, так в день воскрешения он будет усажен «на трон истины возле Всемогущего Властелина» (сура 54 «Луна», аят 55).

Если же человек не соблюдает заповедей Аллаха и не творит добро ради Него, то славословия его лживы. Посему не будет записан поминающим Аллаха тот, кто губит свои молитвы и потворствует страстям! И тот, кто бранится и злословит за спиной верующих, и тот, кто дерзит родителю своему и проклинает соседа, не будут записаны поминающими Аллаха, если даже они часами повторяют имя Его!

Разве может человек, искренне прославляющий Господа, быть беспечен к важнейшей из своих обязанностей перед Ним?! Разве может человек, поминающий Его с любовью и благодарностью, пропускать молитву, предаваясь пустым развлечениям? Будет ли у него оправдание, когда молитва его скажет: «Господи, как этот жалкий раб Твой погубил меня, так и Ты погуби дела его»?! Упаси нас Аллах от позора и разочарования в тот день, когда никто не сможет исправить упущенное и дело будет решено!

Для познавшего истину нет ничего больнее, чем забыть об Аллахе — источнике всего вечного и прекрасного. Как можно забыть Того, Кто не перестает заботиться о тебе и оберегать тебя?! Как можно отвернуться от Того, Кто простер к тебе руку, полную милости и прощения?! Как можно не замечать знаков Божиих после того, как Он научил тебя видеть?! Не случайно тот, кто отворачивается от Аллаха и полагается на этот мир, лишается покоя. А когда ангел затрубит в рог, он будет воскрешен слепым, а потом будет брошен в ад и предан забвению. «И скажет он: "Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?" Аллах скажет: "Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты забыл их, и сегодня ты будешь забыт так же"» (сура 20 «Та ха», аяты 124-126).

Поминайте Аллаха, дорогие братья и сестры, и ищите близости к Нему! Восхваляйте и благодарите Его с любовью и смирением! Молитесь о благополучии и прощении со страхом и надеждой! Не стыдитесь каяться и просить и помните, как настойчив будет последний из тех, кто спасется из ада и попадет в рай! Как сказал праведный человек, получайте удовольствие от молитвы, поминания Аллаха и чтения Корана, а если не получается — знайте, что дверь закрыта для вас.