Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (3 Сафар 1440х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لا عدوى ولا طيرة ولا هامة ولا صفر، ولا نوء ولا غول، ويعجبني الفأل «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар, звездами, злым джинном пустыни, и мне нравятся добрые предзнаменования». (Муслим, 4123).
Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
لاَ عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ وَلا هَامَةَ وَلا صَفَرَ «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными, птицами, совами, месяцем сафар». (аль-Бухари, 5316).
Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили еще большее распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.
Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы:
во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни;
во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Всевышнем, от молитвы, от желания узнать волю Аллаха о себе, оторвать от привязанности к нашему Создателю, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа.
Большинство предсказателей предлагают «спасительные рецепты», которые все больше подчиняют жизнь человека «князю мира сего». Пропаганда оккультного, теософского, йогического, буддийского и многих других мировоззрений отторгает человека от Господа Миров.
Особая опасность грозит современному человеку от проявления неоязычества: знахарей, экстрасенсов, биоэнергетиков, йогов и явных колдунов. Между знахарством, магией, экстросенсорикой и колдовством по сути нет разницы. Во всех этих случаях «целитель» призывает и использует силу, которую, как он считает, можно получить от звезд и духов, деревьев, растений, камней и других окружающих нас предметов. На самом деле, все подобные «биоэнергетики» сами становятся игрушками в руках Иблиса. За некоторую силу и знание, которые он дает им, колдуны и знахари расплачиваются своими душами и душами тех, кого они очаровывают.
Множество суеверий и предрассудков вошло и в нашу жизнь. Верующие люди не совмещают свои убеждения с мистикой – астрологией, теософией и прочими учениями. Суеверия могут быть явными, давно известными (такими как черная кошка, пустые ведра, счастливые и несчастливые числа и дни), но могут возникать и в скрытой, закамуфлированной и даже наукообразной форме. Некоторым суевериям приписывается и прямо Божественное происхождение – под заглавием «Святое письмо», которое предписывалось читать, а главное – переписывать и рассылать приложенную при письме молитву, причем обещалось счастье тому, кто перепишет девять таких молитв и разошлет своим знакомым, а кто этого не исполнит, того поразит беда.
Суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное. Да сохранит нас Всевышний от всех видов суеверия! И так как мы знаем, что суеверие начинается в людях с младенческого возраста, то наш долг так воспитывать детей, чтобы юная душа их не заражалась суеверием. Пусть дети с малых лет приучаются любить и прибегать к Единому Аллаху. Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Единобожии, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только гнева Аллаха, будут думать только о том, как бы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной в Аду.
Будучи одним из проявлений многобожия, суеверие несовместимо с абсолютным единобожием, которое является обязательным для творений. По причине суеверия человек продолжает задуманное дело или воздерживается от него, и это является малым многобожием, которое человек обязан искупить, если оно проникло в его сердце. Сущность суеверия заключается в том, что человек ищет добрые или дурные предзнаменования в происходящих вокруг событиях, например, в направлении полета птиц, и связывает благополучный или неудачный исход задуманного дела с тем, что птица прилетит справа, слева или спереди или просто будет сидеть на месте.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого». Аль-А’раф 7:131. Это означает, что все добрые и неприятные события происходят с людьми в соответствии с божественным предопределением и предустановлением, которое записано у Великого и Могучего Аллаха. Дурные предзнаменования всегда были качеством многобожников, враждующих с посланниками (мир им), и поэтому шариат порицает дурные предзнаменования. Последователи посланников Аллаха понимают, что происходящие события связаны с предопределением Господа Миров и могут быть либо вознаграждением за совершенные благодеяния, либо наказанием за совершенные грехи.
Он также сказал: «Они сказали: "Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих"». Йа син 36:19. Пророки и посланники (мир им) сообщали неверующим, что в действительности любые несчастья или радостные события происходят с ними по причине их собственных деяний. Несчастья постигали их только потому, что они творили зло, враждовали с посланниками и считали их лжецами. Из этого аята также следует, что дурные предзнаменования были присущи многобожникам, враждующим с посланниками (мир им). Дурные приметы также не оказывают воздействия на происходящие события, поскольку они являются всего лишь воображением человека, которое запечатлевается в его душе и не оказывает никакого влияния на предопределение и предустановление Аллаха.
Дурные предзнаменования возникают в сердце каждого человека. Однако Аллах удаляет их, если уповать на Него, потому что в награду за упование раб обретает защиту от козней шайтана, который внушает ему верить в дурные приметы. Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дурные приметы – это многобожие! Дурные приметы – это многобожие!" Абу Дауд (3910), ат-Тирмизи (1614). Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот совершил ширк." Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: "Вам следует сказать: "О, Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя." (Ахмад 2/220). Из этого хадиса ясно следует, что суеверие является многобожием. Что же касается слов «нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла», то они означают, что любое добро и зло происходят согласно предопределению Аллаха, и знание о сокровенном принадлежит только Великому и Могучему Аллаху.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет места суевериям (дурным предзнаменованиям) связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар, звездами, злым джинном пустыни, и мне нравятся добрые предзнаменования».(Муслим, 4123). Вера в неблагоприятность месяца Сафар, неудачность первых тринадцати дней этого месяца, а также неблагоприятность заключения брака, предложения о браке, отправления в путь и др. в течение этих дней – все это противоречит учению Ислама.
В доисламские времена люди считали месяц Сафар зловещим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отверг такие убеждения и идеи. Истина заключается в том, что не существует некоего особого времени, дня, месяца или даты, которые были бы плохи сами по себе, зато дела людей могут быть как хорошими, так и плохими. Время, проведенное в совершении хороших дел, будет хорошим, а время, проведенное в грехе и неподчинении Всевышнему Аллаху, будет плохим и зловещим. Месяц Сафар не является зловещим. Зловещими являются плохие дела и неправильные убеждения, от которых нужно отказаться и в которых нужно раскаяться. Не надо откладывать заключение брака, брачное предложение, поездку и другие дела из-за таких суеверий.
Отвергая ложные убеждения джахилийских времен, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вера в дурные предзнаменования – ширк (он повторил это трижды), и дурные приметы от совы — ничто». Аравийские язычники верили, что дом, рядом с которым ухает сова, будет разрушен. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опроверг это убеждение. После этого он сказал: «Нет ничего плохого в месяце Сафар». (аль-Бухари, том 1, стр. 857).
Для верующих месяц Сафар традиционно является месяцем ритуалов и спокойствия. Исторически сложилось, что люди ошибочно связывают наступление месяца Сафар с приходом многих нежелательных событий — болезней, проклятий, с проявлением дьявольщины, провалов в бизнесе и других несчастий. В дни Сафара люди старались не вступать в брак и всячески ограждали себя и свои семьи от возможного приближения зла и бед. И до сих пор многие люди который не имеют знания верят, что месяц Сафар является неблагоприятным - но исторические события Исламского общества опровергают ошибочное представление о месяце Сафар. Например, любимая дочь Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) Фатима вышла замуж за Али (да будет доволен ими Аллах) именно в месяце Сафар.
Достоинств и преимуществ у этого месяца не меньше чем у дргуих месяцев года. Совершаемые в этом месяце намазы, ду’а и другие благочестивые деяния принимаются Аллахом так же благосклонно, как и в другие месяцы. Не стоит верить предрассудкам, что в этот месяц не стоит обручаться и жениться. Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Все месяцы – это месяцы Аллаха, все дни – это дни Аллаха». Таким образом, согласно Исламу, нет такого времени года или такого месяца, который считается неблагоприятным. Истина заключается в том, что не существует некоего особого времени, дня, месяца или даты, которые были бы плохи сами по себе, зато дела людей могут быть как хорошими, так и плохими.
С приходом Ислама все вредные и неправильные убеждения, распространенные в доисламские времена, были отменены.
К сожалению, наши дни тоже есть некоторые мусульмане, которые придерживаются неверных убеждений относительно месяца сафар:
1. Никах (брак), заключенный в этом месяце, не будет счастливым.
2. Этот месяц полон несчастий и бедствия.
3. Не стоит начинать в этом месяце какое-то важное предприятие, бизнес и т.д., поскольку оно окончится неудачей.
4. С первого по тринадцатое числа месяца сафар считаются особенно неудачными.
5. Человек, который раздаст еду или деньги (как милостыню) 13 числа месяца сафар, будет спасен от неудач этого месяца.
6. Последняя среда месяца сафар отмечается особенным образом (некоторые даже совершают особый намаз в это время).
Мусульманам следует избегать всех видов ошибочных убеждений относительно месяца сафар. Нам следует понимать, что самый несчастный человек - это тот, кто ослушивается заповедей Аллаха, например, не выполняет пятикратный намаз, не соблюдает уразу, без причины оставляет Хутбу и намаз в Джума. Сообщается в хадисе, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не тот человек несчастен, который лишен средств к существованию». Затем он спросил сахабов: «Знаете ли вы, кто является несчастным и обездоленным?» И когда они ответили отрицательно, он объяснил им: «Несчастным и обездоленным является тот, кто пренебрегает своими намазами».
Мы должны понимать, что все удачи и неудачи, горе и радости, происходящие с верующими, исходят от Аллаха и часто являются результатом наших действий. Аллах говорит: «Какая бы беда не постигла вас, это (происходит) от того, что сотворили ваши руки, а Он (Аллах) прощает множество грехов» (Сура 42, аят 30). Это также подтверждается следующим хадисом: Сподвижник Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Неудачи, болезни и другие плохие приметы (якобы особенно присущие) месяцу сафар, не соответствует действительности».