Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска (27 Зуль Хиджа 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Братство в Исламе, несмотря на правовые разногласия
Братство - это милость, дарованная мусульманам Всевышним Аллахом, Который объединил всех уверовавших в Него под единым знаменем Ислама. «И помните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» Сура 3, аят 103.
Ничто на свете не смогло бы так объединить арабов, пребывавших в нескончаемых воинах и раздорах, как вера в Аллаха. Исламское братство создало единую Умму, охваченную общей целью, переживающую схожие чувства, имеющую общие мечты. Центром этого единства стала вера в Аллаха и поклонение только Ему одному. «Он - тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их, - ведь Он - Великий, Мудрый!» Сура 8, аяты 62,63.
Каждый, кто произносил свидетельство, становился братом для всех мусульман, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине нет у араба превосходства над неарабом, и у неараба - над арабом, нет у белого превосходства над черным, и у черного - над белым, кроме как по богобоязненности». В этом единстве, плотными рядами, мусульмане противостояли выпадавшим на их долю испытаниям. Они поддерживали друг друга в трудные минуты и разделяли радость во время успеха. Это было братство, которое невозможно разрушить. Это было братство, которое ничто не могло поколебать. Это было братство несмотря ни на что. Такому братству Всевышний ниспосылал победу и даровал Свою помощь, повергая их врагов и раскрывая мусульманам новые просторы для развития.
Однако, когда Умма потеряла понимание священности братства, установленного Аллахом, и превратилась в совокупность разрозненных групп, выискивающих друг у друга недостатки, следящих друг за другом, и обменивающихся взаимными обвинениями, Всевышний лишил ее Своей поддержки и помощи. Мусульмане стали небрежно относиться к братству, забывая, что оно установлено не людьми, по их большому одолжению, а Господом миров, как милость от Него к людям и как огромная ответственность.
Для того, чтобы мусульманский мир обрел бывалую силу и поддержку Всевышнего ему необходимо вспомнить о той основе, с которой начинался Ислам - братстве всех уверовавших в Единого Аллаха, как Господа и пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как Его раба и посланника. Необходимо братство, основанное на доверии и любви, без подозрительности и выискивания недостатков. Необходимо понимание общности братьев, несмотря на многочисленные, препятствующие, как кажется на первый взгляд, этому пониманию, обстоятельства. Исламское братство сохраняется несмотря на наличие у брата грехов и упущений в религии. Понимание этого особенно важно в наши дни, когда многие мусульмане совершают большие грехи, а некоторые из них, по собственному невежеству, даже впадают в многобожие.
Известно, что совершение грехов не выводит человека из ислама, если человек их совершивший, не станет отрицать их греховность. «Прощает все грехи Аллах, - поистине, Он милосерд и всепрощающ!» Сура 39, аят 53. Несомненно, что все мусульмане не могут быть совершенными, однако, из-за своей слабости они не становятся вероотступниками. Очень важно помнить об опасности различных обвинений, совершаемых в опережение суда Всевышнего Аллаха, когда Он сам будет определять, кто есть неверный, а кто достоин прощения и милости.
Поистине, милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь, а сам Господь, перед тем как ввергнуть своего раба в геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его. Помните, что лучше ошибиться, говоря о том, что Аллах простит кого-то, чем утверждать, что его ожидает наказание! Мусульманин, видя греховность и слабость веры своего брата, должен проявлять к нему снисхождение и жалость. Его важной задачей будет объяснить своему брату греховность совершаемых им поступков, проявляя терпение и выдержку, просить у Всевышнего укрепления его веры и прощения его грехов. Все это должно исходить из понимания, что он, несмотря на свои слабости, все равно мусульманин, а значит твой брат по вере, к которому ты должен относиться с уважением и снисходительностью.
Болезнь, которая постигла сегодня мусульманский мир - взаимное обвинение, некоторые мусульмане проводят время в том, что выискивают друг у друга недостатки и обвиняют своих братьев в неверии, лицемерии и т. п. Мусульманин должен помнить, что называя кого-либо неверным или безбожником, он берёт на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его Посланника, поэтому с обвинениями в неверии необходимо быть особенно осторожным. Наши праведные предки понимали огромную ответственность за исламское братство, которое установил Аллах и боялись обвинять мусульман.
Мусульманин должен искать оправдания для своего брата, а не выискивать его недостатки, разыскивая повод, чтобы обвинить его. Коран категорически порицает такое поведение: «О вы, кто верует! (с особым тщанием) себя от подозрительности берегите, - бывают случаи, в которых она становится грехом; и не подсматривайте друг за другом, и за спиной друг друга не злословьте. Захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата? Вам омерзительно бы это было! А потому страшитесь (гнева) Господа, - ведь обращающ Он и милосерден!» Сура 'Покои' аят 12.
Братство, несмотря на правовые разногласия
В Исламе существуют категорические положения, которые имеют однозначную, неопровержимую основу в Коране, Сунне, а также в Иджма (единогласном мнении). Это положения, относительно которых у мусульманских ученых нет разногласий. Они обязательны для принятия, и противоречить им не дозволяется, так как это может привести к неверию. Однако, существует в шариате большое количество второстепенных вопросов, которые входят в область иджтихада. Здесь - множество мнений, каждое из которых, имеет свою аргументацию. Это - милость, мягкость и широта шариата. Различные суждения существуют не только между мазхабами, но даже внутри правовых школ. Например, в мазхабе имама Ахмада все разногласия уложены в сборник из 12 томов под названием «Выбор перевеса в противоречиях».
Противоречия между учеными - это естественное дело, и оно не должно переходить в религиозную неприязнь и вражду. Пример братства, несмотря на различные мнения в наилучшей степени проявили наши праведные предки. Разные точки зрения будут существовать всегда, и привести весь исламский мир к следованию одному мазхабу или одному ученому невозможно. Выход из этого лишь в воспитании адабуль ихтиляф (уважение к различным точкам зрения) и понимания неизбежности и естественности такого различия мнений.
Важно также воспитания прочного братства, которое должно стать крепким стержнем, не позволяющим мелким противоречиям нарушить единство и сплоченность мусульманской уммы. «И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих - великое наказание». Сура 3, аят 105.
Когда один из халифов мусульман Абу Джа'фар предложил Малик ибн Анасу установить его мазхаб в качестве единственного и обязательного для всех, он сказал: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись по городам и у каждого народа сформировалось свое понимание, и если ты попытаешься привить им одно мнение, будет смута».
Надо отметить, что случаи различного толкования слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бывали и при его жизни, и посланник Аллаха с мудростью их разрешал. Однажды, отправляясь в поход против иудейского племени Бану Курайза, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел своим сподвижникам не совершать послеполуденную молитву (Аср), иначе как на месте прибытия. В пути сподвижники поняли, что не успеют доехать к месту назначения до окончания времени молитвы. Одни из них, расценив слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, буквально, продолжили путь без молитвы, а другие, решив, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, хотел лишь поторопить их и не желал бы пропуска молитвы, совершили ее в пути. Однако, пророк, мир ему, не порицал никого из них, хотя кто-то в любом случае совершил ошибку. Это говорит о том, что действие при иджтихаде не может быть греховным, а значит не должно порождать взаимную неприязнь.
Абу Са'ид аль-Худри рассказал: 'Два человека (имеется в виду сподвижники) выехали в путешествие. Настало время молитвы, и поскольку у них не было воды, они совершили тайаммум. Затем, в течение времени той же самой молитвы, они нашли воду. Один из них повторил свою молитву с омовением, а другой нет. Когда они увидели Посланника Аллаха, то спросили его относительно надлежащей процедуры в таком случае. Он сказал тому, кто не повторил молитву: "Ты действовал согласно сунне и твоя молитва достаточна для тебя". Другому же он сказал: "Ты получишь двойную награду". (Абу Дауд и Ан-Наса'и).
Понимая неизбежность противоречий в религиозных вопросах, мусульмане должны также понимать приоритетность единства и братства над всем остальным в исламе. Необходимо объединяться на основе того, что ясно и несомненно для всех уверовавших, а мелкие вопросы могут обсуждаться в спокойной дискуссии ученых людей.
В наше время второстепенные вопросы ставят выше основных и на этой почве возникают споры и склоки. Известен случай, когда один из ученых Уммы прибыл прочитать проповедь в один из городов. В мечети между жителями в это время разгорелся спор, который готов был вылиться в противоборство. Причина спора была в том, что часть мусульман считали, что таравих следует совершать в восемь ракаатов, а другие настаивали, что нужно делать двадцать. Разногласия имели место также по вопросу делать ли дуа после азана вслух или шепотом. Из-за разногласий джамаат разделился на два лагеря, каждый из которых отстаивал свою точку зрения. Когда туда прибыл ученый, жители решили обратится к нему по указанным выше вопросам, чтобы он разъяснил сколько ракаатов совершать и как читать дуа. Когда ему задали вопросы, и сообщили о конфликтах возникающих на их почве, он дал им ответ, который их удивил. Он посоветовал им вообще не совершать таравих в мечети и вообще не делать азан, совершая молитву без него. Таравих и азан - это сунна, пояснил ученый, а единство, которое вы нарушаете из-за разногласий в них - это обязанность. Лучше вообще оставить сунну, чем из-за нее нарушить обязанность.
Действительно, за что Аллах спросит больше, за то сколько ты делал ракаатов таравих или как ты совершал дуа вслух или шепотом, или же за единство и братство, которое Он установил и повелел сохранять. «Держитесь за вервь Аллаха, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» Сура 3, аят 103. «И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих - великое наказание». Сура 3, аят 105.
Единство - это то оружие, которое мусульмане должны противопоставить своим врагам. Поэтому верующим необходимо проявлять мудрость и осмотрительность, не поддаваясь на уловки шайтанов из джиннов и людей, желающих раздробить мусульманскую Умму, чтобы потом уничтожить ее по частям. «Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше. Поистине, меж ними Сатана желает несогласие посеять, а Сатана для человека - явный враг». Сура 'Ночной Перенос', аят 53.
Единство и братство - это те условия, которые Всевышний Аллах сделал обязательными для победы. «Поистине Аллах любит тех, кто сражаются на Его пути (плотными) рядами, словно они единое здание» Сура 61, аят 4. Напротив, разобщенность и противоречия служат предпосылкой поражения. «Он - тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца» Сура 8, аяты 62, 63.
Да объединит Аллах сердца мусульман, дарует им правильное понимание Его религии, и да убережет их от поспешности и дарует им мудрость.