Пятничная проповедь в мусалле Прокопьевска ( 13 Зуль Хиджа 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Хвала Аллаху, Который одобрил для нас ислам в качестве религии и сделал его религией лёгкости и снисходительности. Всевышний Аллах сказал: «Он избрал вас и не сделал в религии никакого затруднения для вас» (22:78).
О мусульмане! Бойтесь Аллаха и благодарите Его за то, что Он даровал вам эту великую религию и послал к вам этого благородного Пророка: «Аллах уже оказал милость верующим, когда направил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).
Религия, принесённая нашим Пророком от Всевышнего Аллаха — религия милосердия, добра и счастья для всего человечества, и мир никогда не знал более совершенной и всеобъемлющей религии, чем Ислам. Это религия, которой мы должны придерживаться до самой смерти — таково веление Всевышнего: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).
Возлюбленный друг Аллаха — пророк Ибрахим — и его сын Исма‘иль (мир им обоим) обратились к Всевышнему с мольбой за себя и своё потомство, сказав: «Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе [мусульманами], а из нашего потомства — общину, покорившуюся Тебе» (2:128). Всевышний также сказал: «Ибрахим и Йа‘куб заповедали это своим сыновьям: "О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами"» (2:132).
Ислам — это покорность Всевышнему Аллаху посредством признания Его Единственности и повиновения Ему, что предполагает отказ от придавания Аллаху сотоварищей, или многобожия и отречение от совершающих ширк. Это религия всех пророков. Всевышний Аллах передаёт в Своей Книге слова пророка Нуха (мир ему): «…и мне велено быть одним из мусульман» (10:72). Всевышний также сказал: «Муса сказал: "О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него"» (10:84).
Ислам включает в себя все законы (шариаты), с которыми Всевышний посылал к людям пророков. Мусульманами, то есть покорившимися Аллаху, являются последователи каждого из пророков, посланных к людям до начала пророческой миссии Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха), который был печатью пророков. Его миссия объединила небесные религии и носила всемирный характер — Всевышний Аллах направил его ко всем людям и джиннам. Религия, с которой пришёл к нам Мухаммад (Мир ему и благословения Аллаха), будет существовать и останется неизменной до самого Судного дня. Аллах обязал всех людей исповедовать эту религию и подчиняться её законам. Всевышний сказал: «От того, кто ищет религию помимо ислама, никогда не будет принято [то, что он найдёт], и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток» (3:85).
Всевышний освободил от бремени и оков тех, кто уверовал в Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха) и последовал за ним. Всевышний сказал: «…которые последуют за посланником, не умеющим читать и писать пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он будет призывать их к одобряемому и удерживать от предосудительного, объявит благое дозволенным, а скверное — запрещённым, и освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его и поддерживать и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157).
Облегчение, снисходительность и избавление от тягот ожидает тех, кто последовал за этим благородным пророком и милосердным посланником, одним из важнейших качеств которого было милосердие. Его Шариат пронизан лёгкостью, и каждый человек может без труда исполнять его предписания, потому что лёгкость, заключённая в нём, устраняет всё трудное. Всевышний сказал: «С каждой тяготой — облегчение» (94:6).
Благо неотделимо от Шариата Всевышнего. Все его веления — благие, и его побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого — благо, и запрет, налагаемый им на всё скверное — благо, и, в то же время, он — воплощение лёгкости и снисходительности. Сколько благ были запретными для живших до нас, а потом стали дозволенными для нас благодаря исламу! Всевышний сказал: «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали [или часто сбивали людей] с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им» (4:160).
Можно ли представить себе большую снисходительность и большее облегчение, чем это? Всевышний сказал: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185). Всевышний также сказал: «…и не сделал Он для вас в религии никакого затруднения» (22:78). Всевышний также сказал: «Аллах не возлагает на человека ничего непосильного» (2:286). Всевышний также сказал: «Бойтесь Аллаха, насколько это возможно» (64:16). А Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Из того, что я велел вам, делайте то, что можете…» [Аль-Бухари; Муслим].
Всевышний Аллах позаботился о Своих рабах, упорядочив в Своей религии все их дела, облегчив им трудное и проявив Своё милосердие к ним. В Шариате есть постановления для любого случая... Всевышний Аллах не взыскивает с мусульманской общины за сделанное по ошибке, по забывчивости или по принуждению: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы забыли или ошиблись» (2:286).
Ибн ‘Аббас передаёт, что Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах снял с моей общины ответственность за то, что они сделают по ошибке, по забывчивости или по принуждению» [Ат-Табарани; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].
Мусульманину разрешается совершать вместо малого омовения очищение землёй или песком тайаммум в случае отсутствия воды или невозможности воспользоваться ею по причине возможного вреда. Человек просто ударяет по земле руками и протирает лицо и руки. Можно привести и другие примеры снисходительности и лёгкости Ислама. Например, Ислам запрещает человеку излишне усердствовать в поклонении, изнуряя себя, и побуждает к умеренности и золотой середине.
Сунна Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) золотая середина между чрезмерностью и нерадением, в ней нет преувеличений и излишнего усложнения, но нет и попустительства. Пророк (Мир ему и благословения Аллаха) делал благое постоянно, но при этом придерживался умеренности, не доводя себя до изнеможения — ведь на душу не возлагается ничего, кроме того, что ей по силам. Да сделает Аллах Коран и Сунну благодатными и полезными для нас и да поможет Он нам воспользоваться чудесами и мудростью, которые заключены в них.
О мусульмане! Среди людей есть такие, которые используют снисходительность ислама не во благо, а во зло, разрешая себе запретное и отказываясь совершать обязательное под предлогом того, что «религия легка». Религия легка, это правда, однако, к сожалению, находятся невежественные люди, которые не боятся Аллаха и прикрывают этими словами свои дурные деяния. Лёгкость и снисходительность Ислама вовсе не означают, что его последователи могут делать всё, что им заблагорассудится, не исполняя своих обязанностей и преступая запреты. Лёгкость религии означает, что в случае необходимости человек может перейти от более трудного поклонения к более лёгкому — например, когда он боится, что трудность станет причиной возникновения болезни или её усиления, как в случае с путешественником, которому разрешается сокращать молитву и оставлять пост.
Кроме того, Ислам снимает со своих последователей некоторые обязанности, если они не могут их исполнять, при условии, что человек намерен исполнить эти обязанности при первой возможности. Это и есть облегчения. Когда же человек отказывается исполнять свои обязанности просто потому, что ему не хочется, снисходительность Ислама здесь вовсе ни при чём. Если мусульманин не способен исполнять одну из своих обязанностей, но при этом он решительно намерен исполнить её, как только сможет, ему записывается у Всевышнего награда, подобная награде того, кто эту обязанность исполняет.
То, что религия легка, вовсе не означает, что можно не исполнять обязанности или нарушать запреты — кто поступает так, тот заслуживает наказания в этом мире и в мире вечном, поэтому Шариат установил определённые наказания для таких людей. Некоторые люди совершают грехи и ослушиваются Аллаха, а когда кто-то пытается образумить их, они говорят: «Вера — это не действия, вера — в сердце». Они даже приводят в качестве подтверждения своих слов хадис Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) в котором он сказал: «Богобоязненность — вот здесь» — указав при этом на свою грудь [Муслим]. Их доводы ложны, поскольку человеку, в сердце которого есть богобоязненность, ненавистно ослушание Аллаху, и он прикладывает все возможные усилия для того, чтобы избежать его. А тот, в чьём сердце нет богобоязненности или она слаба, ослушивается Аллаха и не испытывает отвращения к греху.
Всевышний сказал: «Вот так! А кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это от богобоязненности в сердцах» (22:32). Действия человека указывают на то, что у него в душе, и богобоязненность человека непременно проявляется в его делах. Сама же богобоязненность, точнее — её основа, действительно находится в сердце.
Пророк (Мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти — если он хороший, то и всё тело будет хорошим, а если он плохой, то и всё тело будет плохим, и это — сердце» [Аль-Бухари]. О Аллах, сделай благими наши сердца и утверди нас в Истине (Аллахумма аслих кулюбана ва саббитха ‘аля-ль-хакк).
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий!» (3:8).
О Аллах, благослови Твоего раба и Посланника Мухаммада, его семью и сподвижников (Аллахумма салли ва саллям ва барик ‘аля ‘абдика ва расулика Мухаммад ва ‘аля саири-с-сахби ва-ль-аль).
О Аллах, облегчи для нас дела наши! (Аллахумма йассир умурана ва-шрах судурана).
О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и избавлением от печалей и забот и не оставь нам ни одного греха, не простив его, и ни одной тревоги, не избавив нас от неё (Аллахумма-дж‘али-ль-Кур’ан раби‘а кулюбана ва нура судурина ва джаляа хумумина).
О Аллах, не оставь нам ни одного греха, не простив его, и ни одной беды, не избавив нас от неё (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-маками занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху).
О Аллах, помоги Исламу и мусульманам (Аллахумма-нсури-ль-Ислама ва-льмуслимин).
О Аллах, сплоти их и приведи их к тому, что Ты любишь и чем Ты доволен! (Аллахумма ваххид саффахум ва-джма‘ калиматахум ‘аля ма тухиббу ва тарда).
О Аллах, возврати мусульман к их религии прекрасным возвращением! (Аллахумма-рудда-ль-муслимина иля динихим раддан джамилян).
О Аллах, защити наших юношей и девушек от всякого зла и от всего дурного. Поистине, Ты, Господь наш — Слышащий, Близкий, Отвечающий на мольбы (Аллахумма-хфаз шабабана ва банатана мин кулли суин ва макрух. Иннака Раббана Сами‘ун Карибун Муджибу-д-да‘ват).
О Аллах, убереги нас от сомнений и страстей! (Аллахумма-‘сымна мина-шшубухат ва-ш-шахават).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров» (Ва ахыру да‘вана аниль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).