Пятничная проповедь 16 Раби уль-Ауваль 1443х.

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Уныние - это просто беда нашего времени: при очевидном изобилии и разнообразии еды, одежды и «товаров народного потребления» – словом, всего, что должно по идее облегчать нашу жизнь, – все больше людей впадают в тягчайшее, безвыходное (как им кажется) уныние.
Конечно, бывают случаи исключительные, когда человек пережил горькую потерю или вошел в «полосу» бед, скорбей и напастей и душа его, отягощенная невыносимым (как кажется) грузом обстоятельств, впадает в тягчайшее уныние. Но ведь существует множество других примеров, когда «объективные» внешние обстоятельства не имеют к происходящему в душе человека прямого отношения. То есть человеку именно кажется, что обстоятельства его невыносимы, в то время как при ближайшем рассмотрении они вполне сносны и даже при ином расположении сердца могут служить причиной благодарности, счастья и радости.
Удивительно, насколько мы подчас не умеем ценить то, что имеем! Кажется, немалую роль в нынешней эпидемии уныния сыграл насаждаемый повсеместно дух наслаждения, стремления к обладанию, упоению всеми земными благами. Причем именно не удовлетворение тем, что приходит естественным образом при разумной и доброй организации жизни, а жадное, болезненное стремление к какому-то «среднестатистическому» счастью, стремление к такому уровню материальной жизни, который почему-то кем-то когда-то был признан «золотым стандартом». И как-то мы постепенно усвоили мысль, что без этого «стандарта» жизнь не может считаться ни счастливой, ни состоявшейся.
Принято стало оценивать человека по его социальному статусу, по степени материального преуспеяния, но ведь раньше ничего подобного не было, по крайней мере у нас и в широком употреблении. И никогда у нашего народа не считалось оскорблением назвать кого-то или даже назваться самому неудачником. Понятие счастья, радости, довольства у нас как-то никогда не увязывалось прямо с достижением материальных благ, а все больше с духовным расположением, с радостной благостью, настроенной все приключающиеся напасти переносить благодушно и стойко.
Очевидно, корни такого отношения кроются в вере. Дело даже не в том, нищий ты или богатый, нуждаешься в чем или нет, а в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться верующим, быть благодарным за то, что есть, и не впадать, с одной стороны, в уныние, а с другой – в надменное самодовольство. Примечательно, что самый частый, по крайней мере – в приватной беседе высказываемый, аргумент такого уныния – это пустота. Непонимание и нечувствование смысла жизни. То есть и «завал» житейский бывает причиной уныния, но все же именно не внешние обстоятельства большей частью, а нежелание их терпеть, непонимание, для чего и зачем «это все», становится причиной уныния.
Нас слишком долго приучали к безверию. Но, кажется, сама благодать хранила нашу Умму и в самые тягостные периоды истории давала ему духовные, нравственные силы для преодоления бед и напастей. Может быть, это было связано с тем, что народ терпел насилие над собой, хотя по рвению сердца, по нетерпению и утрате веры сам стал причиной такого тяжкого рабства. Большинство, людей добровольно, с самозабвением бросилось у нас в погоню за земным счастьем. И «золотой стандарт» стал в полном смысле нашим золотым тельцом. Теперь достижение карьерных высот, внешнего благополучия, достатка и комфорта стало у нас главным мерилом состояния жизни.
И вот это по-настоящему опасно, потому что свидетельствует о повсеместном духовном оскудении. Думается, что это «добровольное рабство» как раз и лишает нас благодати имана – именно потому, что не вызвано никаким внешним принуждением или насилием. А без милости и благодати Аллаха жить человек не может! Жизнь его тогда ограничивается плотскими и душевными потребностями и погоней за их удовлетворением. Но даже удовлетворение этих потребностей не доставляет отраду душе, не насыщает ее, а, напротив, истощает, потому что ничто не может заменить человеку общения со Всевышним.
В русском языке есть подзабытое ныне или в лучшем случае узко понимаемое слово – целомудрие. Обычно под целомудрием понимается половое воздержание, телесная и душевная чистота. Но слово это глубже по своему значению. Достаточно вслушаться в него, чтобы понять, что речь идет о какой-то сокровенной, особенной мудрости, и мудрость эта связана с целостностью. Надо понимать, слово это говорит о том, что высшая человеческая мудрость заключается в разумном единстве жизни: телесной, душевной и духовной. Об этой целостности, об этом единстве со Всевышним должен человек заботиться более всего остального, и эта целостность составляет смысл и содержание, полноту человеческой жизни. Отсюда главная причина абсолютного большинства «безвыходных» уныний – беспечность о духовной жизни и наступившая вследствие этой продолжительной беспечности пустота. Здесь никакими самоуговорами и убеждениями не поможешь. Здесь именно нужно сознательно обратиться к свету, распахнуть закрытую наглухо «форточку души», чтобы свежий воздух благодати наполнил жизнь утраченным смыслом и содержанием. И первое, что нужно сделать человеку, пребывающему в унынии, – это от всего сердца, от всей души со слезами раскаяния попросить у Аллаха прощения за то, что так долго пренебрегал Его призывом, думал прожить «по-своему», сам по себе. Чем и обрек себя на тьму, духоту и жестокую тоску с унынием. Это на самом деле великий грех, совсем не малый! И следствие этого греха, как видим, тоже не шуточное…
Невозможно обмануть Господа Миров, «спрятавшись» от Него за своим неверием, потому что только Аллах и есть наша жизнь в ее подлинном, высшем смысле. Без этого не может быть действительного и полного исцеления от тоски и уныния!
Но не всегда благодатные перемены происходят с человеком сразу, а случается, что и верующие люди, посещающие мечети и участвующие в коллективных поклонениях, впадают в уныние. Здесь, может быть, дело в том, что от человека в делании добра требуется настойчивость и усердие. Требуется понуждение себя и терпение. А терпение проявляется, конечно, не тогда, когда человеку легко и радостно, а тогда, когда трудно и физически, и душевно. Благодать Аллаха, желая духовного преуспеяния и возрастания человека, иногда оставляет его на время, чтобы человек мог проявить свою веру в терпеливом и усердном делании добра даже в обстоятельствах душевной пустоты и стеснения. Именно такие сознательные, порою крайние усилия в духовном делании необходимы, потому что служат проявлением доброй человеческой воли не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Главное средство от тоски и уныния – это благодарность Аллаху. Пусть даже с усилием и усилием крайним, но сознательно приносимая благодарность и есть действительное выражение нашей веры, и без этого выражения никакой духовной жизни нет и быть не может. Решимость и твердое намерение переносить все находящие испытания терпеливо и с упованием на Аллаха, на Его милость, которая и жесточайшие испытания обращает в неизреченные блага при нашем согласии и доверии. Это нам очень важно понять и помнить!
Всевышний желает нам такой исключительной радости, что если бы мы могли хоть в малой степени почувствовать ее, то, согласились бы в этой земной жизни претерпеть самые жестокие мучения и испытания. И притом все наши скорби и несчастья зачастую только кажутся нам такими по сравнению с навязанным нам представлением о «золотом стандарте» счастья. А на деле все наши беды и напасти всего лишь нетрудные и нетягостные «трудности», по милости Аллаха с великим снисхождением предоставляемые нам для спасения, которое без трудов и скорбей и терпения никак не возможно.
И наоборот – внутренняя расслабленность, вялость, вечное ожидание «преференций» от жизни, постоянное недовольство и мучительные мечты о комфорте и достатке парализуют волю, делают человека склонным к меланхолии и унынию. Дело зачастую совсем не в трудностях, а в отношении к жизни, в решимости переносить скорби и испытания, во внутренней собранности. Вот чему нам нужно учиться самим и чему учить детей, чтобы они выросли действительно добрыми людьми, крепкими душой и телом. От самомнения, от сластолюбия человек становится расслабленным, вялым, утрачивает терпение – важнейшее качество полноценной жизни. И именно от недостатка терпения рождается и зреет в душе человека уныние. Мы становимся заложниками своей расслабленности. Комфорт и сытость не приносят счастья. Это не значит, что нужно непременно спать на голой земле, одеваться в лохмотья и довольствоваться хлебом с водой. Но это значит, что нужно с благодарностью принимать то, что посылает Господь, искать возможность для приложения сил – и не для своей только выгоды, но во славу Милостивого и Милосердного, на пользу людям.
И самое главное, что нам нужно иметь, – это твердое упование на милость Аллаха и такую же твердую решимость ради Него переносить искушения. А дух уныния нужно гнать от себя с гневом, как некую мерзость. И слова благодарности, сказанные пусть даже через силу в самую трудную минуту, даже вопреки смущенному чувству и разуму, – это самые ценные слова. Потому что эти слова – выражение подлинной свободы, доверия Аллаху, любящему нас больше, чем мы можем себе представить.
Упрекающий за грех, в котором уже покаялись, не умрет, пока сам не совершит его.
Имам ат-Тирмизи сообщил от Му’аза Ибн Джабаля,что пророк ﷺ сказал: «Если кто-то обвинит своего брата в грехе, он не умрет пока сам не совершит этот грех». Ахмад (ибн Мани’) сказал: «(То есть) в грехе, в котором он уже покаялся». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Сподвижники говорили: «Кто обвинил своего брата в грехе, от которого он покаялся Всевышнему Аллаху, Свят Он и Велик, тот не умрет, пока не испытает его Аллах этим грехом».
Ибн Къайим в своей книге: «Мадариджу ас-Саликин» сказал: «Всякое прегрешение твоего брата, за которое ты его унизил, вернется к тебе. Такое унижение возникает по причине злорадства. Знай, что если ты высокомерно злорадствуешь над братом по причине его греха, то твой грех хуже, чем его грех, так как ты восхваляешь самого себя. Как будто бы человек заявляет, что он свободен от грехов, а его брат погряз в грехах. Но может быть твой брат совершит покаяние и почувствует свою униженность, станет смиренным, будет презирать свою душу. Этим самым он освободится от высокомерия и самовосхваления.
Может быть он будет стоять перед Аллахом, опустив голову, смиренно, с опечаленным сердцем. Может быть это для него лучше, чем твое богоугодное деяние, посредством которого ты самообольстился. Человек может посчитать, что этим благим делом, он сделал одолжение Всевышнему Аллаху и людям. В данном случае тот, кто совершил прегрешение ближе к милости Всевышнего Аллаха! И если раб проспит всю ночь, но проснется, сожалея об этом, это для него лучше, чем молиться всю ночь, самообольстившись. Самообольщение мешает принятию деяния раба. И если раб смеется, но признает свои грехи, это для него лучше, чем плакать, считая себя великим. Поистине, в отношении праведников и грешников есть у Аллаха много тайн, которые знает только Он. Есть даже такие тайны, которые не знают ангелы, записывающие деяния».
Шейхуль Ислам ибн Теймийя в «аль-Минhадже» говорил : «Не следует тебе смотреть на то, что человек делал в прошлом, напротив, смотри на то каким он стал на сегодняшний день. Тот, кто погружается в прошлое людей, подобен Иблису, сказавшему Аллаху : «Ты создал меня из огня, а его, (Адама, мир ему), из глины».