Пятничная проповедь в Прокопьевске (20 Джумада аль-уля 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Поистине, я один из мусульман»? (сура 41 "Фуссилат", аят 33).
Это – риторический вопрос, подразумевающий, что нет речей прекраснее, чем у того, кто обучает незнающих, увещевает беспечных к истине и противящихся ей, препирается со сторонниками зла, проповедует поклонение Единому Аллаху, призывает к нему людей и представляет его им в самом лучшем, истинном свете, а также удерживает их от грехов и вызывает в них ненависть и неприязнь к ним.
Такой человек в первую очередь призывает людей к основе ислама – вере в Единого Аллаха, разъясняет им ее преимущества, спорит с ее противниками в наилучшей манере и достойнейшими способами, предостерегает людей от несовместимых с истинной верой безбожием и идолопоклонством, учит добру и удерживает от зла.
Он проповедует религию Аллаха среди Его рабов, пробуждая в них любовь к своему Создателю, напоминая им о Его благах, Его щедрости, великодушии и безграничном милосердии, обучая их Его славным и совершенным качествам.
Он вдохновляет людей на постижение знаний о прямом пути из Корана и Сунны, а также призывает их к этому всеми возможными способами. Он воспитывает в них прекрасные нравственные качества и учит их любить и чтить родителей, помогать родственникам, делать добро всем творениям Аллаха и отвечать добром на зло.
Он использует удобные случаи для того, чтобы обратиться с проповедями ко всем людям, призывает их во время праздников и больших бедствий и говорит проникновенные речи, соответствующие тому или иному случаю. Он преследует одну-единственную цель – привить людям любовь ко всему благому и отдалить их от всего дурного.
Однако правоверный не только призывает на путь Господа других, но и сам изо всех сил стремится выполнять повеления Аллаха и совершать только то, чем доволен его Господь. Он говорит: "Воистину, я – один из тех, кто покорился воле Аллаха и последовал Его путем". Это – самая высокая степень, которой может достигнуть правоверный, искренний в своей вере, который совершенствуется сам и помогает в этом другим. Воистину, такой человек становится истинным преемником пророков. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что самые скверные речи – это речи тех, кто призывает на путь заблуждения и сам следует по этому пути. Между этими двумя совершенно противоположными друг другу ступенями, одна из которых возносит человека до верховий Рая, а вторая – ввергает его на дно Преисподней, существует множество населенных творениями ступеней, о которых известно одному Аллаху.
Для того, чтобы становиться лучше как мусульманин нужно сочетать в себе два компонента успеха: знание и поклонение.
Одно лишь чтение книг без поклонения Аллаху чревато недугами сердца в духовном плане. Постепенно в сердце знающего могут просочиться губительные гордыня и тщеславие. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не оставлял поклонение и усердствовал в нём, несмотря на то, что постоянно призвал к получению знаний. Если бы обычное поклонение не было столь важным, он бы не стал уделять ему такого внимания.
Поклонение без усиления себя знаниями также чревато печальными последствиями. Человек может обмануться и начать совершать неправильные с точки зрения ислама действия, поверив кому-то, потому что сам знаниями не обладает. Людей, думающих, что они занимаются богоугодным делом, о которым им кто-то рассказал, очень много.
Поэтому, лучший мусульманин тот, кто обладает знаниями и усердствует в поклонении. Лучший тот, кто не обманывается сам, и кого не обманут другие.
Откуда приходит отчаяние?
Чаще всего это результат наших грехов, это отсутствие покаяния и возвращения к Аллаху.
Человеку кажется, что он безнадёжен, а значит можно и дальше пускаться во все тяжкие. Как правило одни тяжёлые дни сменяются другими, и в виски бьёт только один вопрос: "Господи, когда это всё закончится?".
Но следом наступает новый виток, потому что урока от прошлого испытания ты так и не извлёк, выводов для себя не сделал, одно наслаивается на другое, а потому легче не становится, становится только хуже.
Аллах ждёт от нас слов покаяния, но даже рыбы обращаются к Аллаху, в отличие от нас!
Для облегчения необходим процесс отмены себя прежнего, но это больше похоже на салочки с собственной душой.
Первые несколько минут ты преисполнен желания всё в себе изменить, поменять окружение если надо, оставить то, что гневит Аллаха, уйти с головой в то, чем Он доволен.
И вот тут главное не медлить.
Чем дольше ты "собираешься с мыслями", тем ближе к ним подбирается иблис, и...
Всё. Потрачено.
Рычаги управления жизнью снова переданы не в те руки.
Ты уже находишь тысячи и один способ найти себе оправдание, почему так делать не стоит, почему "можно и нужно отложить покаяние", почему "сейчас не время", "ведь нельзя так резко", "надо все серьезно обдумать".
А ведь ещё несколько минут назад ты был готов на любые жертвы ради достижения милости и довольства Аллаха, был готов отречься, принять, бежать, бороться, не сдаваться - до конца!
Приснилось?..
С приходом осознания, что шанс упущен, наступает нестерпимое желание "отмотать назад".
Желание вернуть всё назад не покидает человека даже после смерти, даже после того, как всё кончено, - особенно после того, как всё уже кончено.., - "Господи, верни меня обратно!".
«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» («Толпы», аят 53).
«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдет Аллаха Прощающим и Милосердным» («Женщины», аят 110).