Пятничная проповедь в Московском офисе "Собрание" (14 Сафар 1439х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
إِنَّ أَسْدَقَ اْلْحَدِيثِ كِتَابُ اللَّهِ وَأَحْسَنَ الْهَدِي هَدْيُ مُحَمَّدٍ وَشَرَّالأُمُورِمُحْدَثَاتُهَاوَكُلِّ مُحْدَثَةٌٌ بِدْعَةٌٌ وَكُلِّ بِدْعَةٍ ضَلاَلَةٌٌ وَكُلَّ ضَلاَلَةٍ فِى ا لنَّارِ
Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это бида, а каждое бида-это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, вводящих в заблуждение!» Зияд ибн Худайр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?” Я ответил: “Нет”. Он сказал: “Его разрушают ошибки ученых, споры лицемеров о Книге Аллаха и решения вводящих в заблуждение имамов”. Имам аш-Шатыби сказал: “Проблемы людей происходят по причине невежд (джахилей), которых они считают учеными”. Имам Абу Шама сказал: “Чаще всего люди попадают в нововведения (бид’а) по причине того, что они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненным, тогда как тот не является таковым. И такие люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним в этом, и тем самым они приводят в расстройство свои дела!” Это одна из важнейших причин разрушения уммы мусульман – вводящие в заблуждение лидеры и имамы!
Сколько людей погубили и скольких ввели в заблуждение подобные имамы, амиры и ученые! Воистину, те, кто не является ученым, но которых люди считают таковыми, могут принести огромный вред, как для себя, так для Ислама и мусульман. Проблема мусульман состоит в том, что они не могут отличить ученого (‘алим) от простого мыслителя (муфакир) или проповедника (хатыб). Имам Малик говорил: “Я не давал фатуа до тех пор, пока 70 людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”. Ученые дают тазкия (рекомендации) ученым и студентам, требующим знание (тулябуль-‘ильм). И студенты дают тазкия студентам. Однако студенты не дают тазкия ученым. Как раз в наши дни можно увидеть обратное, когда студент делает тазкия ученому и говорит о том, кто является шейхом, а кто нет, у кого следует брать знание, а у кого нет!
Каждый человек в Судный день будет воскрешен вместе со своим лидером, так пусть же он сам выбирает, с кем он хочет быть воскрешен! Всевышний Аллах сказал: «В тот день Мы созовем всех людей вместе с их лидерами» (аль-Исра 17: 71). Великий сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абдуллах ибн Мас’уд говорил: “Лучше быть следующим в благом, чем быть лидером в плохом”. Поистине, это стало болезнью нашего времени, когда участились многочисленные сайты, форумы, книги, диски, а также проповедники, каждые из которых говорят о своем Исламе. Многие мусульмане не знают, как и у кого следует приобретать знание. Не все люди, как это уже говорилось, которые где-либо отучились или знают арабский язык, и не каждый имам мечети, и не все книги, газеты, кассеты или сайты, которые говорят об Исламе, являются надежными и правильными, откуда можно черпать свои знания. Нельзя брать знание, кроме как из надежных источников, и тех, людей, на кого указали большие ученые, сказав, что у такого-то можно брать знание.
Когда ангел Джибриль (мир ему) пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижникам и спрашивал об исламе, имане и ихсане, а затем ушел, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил ‘Умара: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» ‘Умар сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше”. Тогда он сказал: «Поистине, это был Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии». Муслим 8. Таким образом, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам о том, кто обучал их религии.
Ибн ‘Умар говорил: “Религия твоя, религия твоя, поистине – она твоя плоть и кровь, так смотри же от кого ты берешь свою религию!”. Мухаммад ибн Сирин и имам Малик говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же, от кого вы берете свою религию”. См. “Сахих Муслим”.
После этого становится ясным положение мусульман, приобретающие и распространяющие знания с различных форумов и брошюрок, на большинстве из которых нет ничего кроме лжи и страстей. Эти люди сами открыли для себя двери заблуждения, черпая знания от людей, о которых им ничего неизвестно и даже чьих настоящих имен они не знают. Воистину, они заслуживают того, чтобы Аллах вверг их в заблуждение, ибо сами выбрали для себя это. Как можно настолько пренебрегать своей религией, чтобы черпать знания, посредством которых мы приближаемся к Аллаху, откуда попало?! Посещение многочисленных форумов стало для мусульман болезнью. На них унижают знание и порочат и обвиняют в неверии ученых, и даже исламские страны, нанося огромный вред мусульманам, искажая правильное понимание религии. Те, кто не обладает элементарными знаниями, и кто не имеет права говорить о религии, после слов ученых, осмеливаются говорить: “А я считаю“, “я думаю”, “мое мнение” и т.д.
Зачастую люди посещающие форумы, спорят и говорят о религии Аллаха без знания, забывая о величине этого греха. Всевышний Аллах сказал: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая: “Это – дозволено, а это – запретно”, и не возводите на Аллаха ложь. Воистину, не преуспеют те, которые возводят ложь на Аллаха» (ан-Нахль 16: 116). Слова, сказанные о религии без знания, Всевышний приравнял к многобожию. Ибн аль-Къайим сказал: “Аллах, хвала Ему Всевышнему, запретил ссылаться на Него при вынесении фатуа и судебных решений, не имея на то знания, сделав подобный поступок не только одним из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые; и все греховное; и притеснение без права; и приобщение к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства; и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (аль-А’раф 7: 33).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самому суровому наказанию в Судный день подвергнется человек, который, не имея знания, ввел людей в заблуждение». Что касается споров с приверженцами нововведений и своих страстей, то это не соответствует манхаджу саляфов и имамы нашей уммы строго это порицали, и это также является причиной впадания в заблуждение, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Люди всегда сбивались с истинного пути после того, как становились на него, только из-за споров». Имам Ахмад говорил: “Основой Сунны у нас является… оставления препирательств и сидение с приверженцами своих страстей. А также оставление спора и препирательств относительно религии”. Имам Ахмад также говорил: “Мы слышали и видели, как имамы запрещали разговаривать и проводить время с приверженцами нововведений. Нужно ограничиться выполнением того, что есть в Писании Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а не усаживаться вместе с еретиками и заблудшими, чтобы опровергать их взгляды.
Поистине, они могут привести тебя в замешательство, но они не откажутся от своей ереси. Поэтому, запрещено сидеть с ними и пускаться в обсуждение их ереси”. Известный таби’и Айюб ас-Сахтияни говорил: “Нет более сильного опровержения для приверженцев нововведения, чем проявление молчания”. А что касается самих приверженцев страстей и нововведений, то с ними не следует спорить и что-либо им доказывать, унижая при этом знание и подвергая себя сомнениям, ибо если Аллаху будет угодно Он поведет их по пути истины. Наилучшее опровержение для них, как сказал Айюб – это молчание! Имам аль-Ауза’и говорил: “Следуй по следам саляфов, даже если все люди откажутся от тебя. И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, и не обольщаясь многочисленностью погибших!” Ислам – это религия, которая имеет свои строгие законы и постановления, и нет в ней места анархии. Шариат строго запрещает решать те или иные вопросы людям, которые не имеют для этого полномочий, и в особенности это касается проблем исламской общины.
Всевышний Аллах сказал: «Когда до них (мусульман) доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83). Обладающие влиянием – это ученые и правители мусульман. Нет сомнения в том, что вопросы, касающиеся уммы мусульман, относятся к наиболее серьезным и важным из них. Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди относительно этого аята сказал: “Это упрек от Аллаха Его рабам за этот недостойный поступок! Если до верующих дойдет важное известие, касающееся всеобщего блага, связанное с безопасностью и радостью для верующих или же с опасностью для них, то им не следует поспешно распространять его. Им надлежит удостовериться в его правдивости и передать его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), или людям, обладающим влиянием среди людей, которые обладают знаниями и благоразумием, которые осведомлены о происходящих событиях и разбираются в вопросах пользы и вреда. Если такие люди решат, что разглашение полученных сведений принесет правоверным пользу, придаст им силы, доставит им радость и поможет противостоять врагам, то всенародно объявляют об этом. Если же они решат, что разглашение их не принесет мусульманам никакой пользы или принесет больше вреда, чем пользы, то это не разглашается.
Вот почему Аллах сказал: «об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это», т.е. важные сведения должны узнать люди, которые могут проанализировать их благодаря своим правильным взглядам и праведным познаниям. В этом содержится доказательство на важное правило, согласно которому исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим. И не следует никому решать важные вопросы раньше таких людей, поскольку они ближе к правильному решению и более защищены от ошибок. В этом также есть запрет на поспешное распространение услышанного. Мусульмане должны размышлять над словами, прежде чем произносить их, и задумываться над тем, принесут они им пользу или нет”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наступят для людей такие времена, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; и когда слово будет за рууайбида». Его спросили: “А кто такой рууайбида?” Он ответил: «Глупец, который будет говорить о всеобщих делах!». В приведенном аяте и хадисе содержится ясный запрет на то, что неуполномоченному шариатом человеку запрещено говорить и решать всеобщие проблемы мусульман! Ибн аль-Къайим сказал: “Знающий Книгу Аллаха, Сунну Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и высказывания сподвижников – только такой человек является уполномоченным решать сложные вопросы, постигшие общину мусульман (науазиль), и только у таких допустимо брать фатуа по этим вопросам”. Вопрос пользы и вреда лежит в основе религии, но к сожалению, многие не уделяют абсолютно никакого внимания этому вопросу, и совершают такие дела, которые в итоге приносят огромный вред. Хасан аль-Басри говорил: “Когда назревает фитна, то о ней знает только ученый, а когда она завершается, то о ней узнает уже каждый джахиль”. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Не является истинным ученым тот, кто разбирается в вопросах дозволенного и запретного, ибо эти вопросы знают многие. Однако истинный ученый это тот, кто разбирается в вопросах пользы и вреда!” Очень много трудов написано великими имамами нашей общины на тему пользы и вреда, среди которых труды Ибн Таймии, Ибн аль-Къайима, аш-Шатыби и др.
Великий Аллах говорит: «Не поносите тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они из вражды по невежеству станут поносить Аллаха» (аль-Ан’ам 6: 108). Имам аш-Шаукани в толковании к данному аяту говорил: “В этом аяте доказательство на то, что если призывающий к истине и запрещающий ересь опасается, что его действия могут привести к еще большему совершению запретного, противоречию истине и впадению в еще большее заблуждение, то оставление этого для него предпочтительней. Более того, оно является обязательным (уаджиб)”.
Лицемеры приносили религии больший вред, чем кафиры, но, несмотря на это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил их убивать из-за того вреда, который за этим мог последовать! Вопрос пользы и вреда должен учитываться всегда и везде, и в борьбе, и в запрещении порицаемого, и в свержении правителя, который стал кафиром, во всем! Сказано имамом аль-Ауза’и: “Следуй по следам саляфов, даже если откажутся от тебя все люди. И остерегайся мнений людей, даже если они приукрасят их своими словами”. И как же много мусульман, которые боятся следовать истине, только из-за того, что к ним станет плохо относиться их окружение. Да упасет нас от этого Аллах!
Шейх Ахмад ан-Наджми сказал: “Тот, кто призывает мусульман к единению рядов, а не единению убеждений, тот желает разрушить призыв к одобряемому и запрещение порицаемого! Не дозволено мусульманину принимать участие в заблуждении другого мусульманина… Единением рядов с различными убеждениями никогда не будет доволен наш Господь. Нельзя объединять ряды (с заблудшими), и это призыв шайтана!” Но даже при призыве разных течений к объединению рядов, с различными убеждениями, мы видим, что это не приносит результатов. Ну объединились все течения и что?! Да ничего, начнут воевать со временем между собой, чему примеров в истории множество!
Имам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани говорил: “Если ты посмотришь на приверженцев страстей и нововведений, то увидишь их разногласящими или разделенными на партии и группы. Ты не найдешь двух из их числа, которые бы следовали по одному пути в акъиде. Они обвиняют в нововведении друг друга и даже в неверии. Сын обвиняет в неверии своего отца, человек брата, сосед соседа. Они едины, но слова их не совпадают «ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены» (аль-Хашр 59: 14)”. Нужно обратить внимание мусульман на источники бед, дабы они задумались об этом и им легче было это понять и прожить испытания в мире этом. Как говорил шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах: «Прожить на пути Аллаха тяжелее, чем умереть на пути Аллаха!» Истину он сказал, ведь никто не знает сколько лет он проживет и в каком состоянии он умрет!
Ведь сейчас время, когда многие мусульмане оставляют религию, кто-то ради мирских благ, кто-то говоря что не нашел в Исламе истины, кроме фитны, кто-то еще по каким-то причинам. Но что касается того, кто проживет долгую и достойную жизнь, в подчинении Аллаху, и в соответствии с тем, как хочет этого сам Аллах, а не человек, то такой из наилучших людей перед Аллахом!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Наилучший из людей тот, кто прожил долгую жизнь и дела его были хорошими! А наихудший из людей тот, кто прожил долгую жизнь и дела его были плохими!» Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Не каждый, кто знает о плохом и хорошем является обладающим разумом. Поистине, обладающий разумом – это тот, кто, увидев хорошее, следует этому, а увидев плохое, избегает его!” См. “аль-Хилия” 8/339. Имам аль-Асбахани писал: “Поистине, каждая группа из числа приверженцев нововведений заявляет о том, что их путь – это то, на чем был пророк (мир ему и благословение Аллаха), тогда как на самом деле они внесли в религию то, чего не дозволяли ни Аллах, ни Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Однако Аллах отвергает это, ибо Он сделал так, что истина и правильная ‘акъида не может быть ни с кем, кроме как со знатоками хадисов и пути саляфов, поскольку они перенимали свою религию и ‘акъиду от саляфов, из века в век. Они переняли это от таби’инов, а таби’ины переняли это от сахабов, а сахабы переняли это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!