Пятничная проповедь в московском офисе "Собрание" ( 10 Джумада ас-Сани 1440х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا مَنْ يَرْتَدَّ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَافِرِينَ يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ ۚ وَاللَّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
О вы, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей Веры, то Аллах приведет других людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, сильных с неверующими, которые будут бороться на пути Аллаха и не будут бояться порицания порицающих. Это – щедрость Аллаха: дарует Он ее, кому пожелает. Ведь Аллах – объемлющий и знающий! (Коран, 5 Маида - 54).
В этом аяте описание истинных верующих, одним из качеств которых является то, что они не боятся порицаний и упреков на пути призыва. Поэтому шейх Абдур-Рахман ас-Саади, объясняя смысл данного аята, сказал: "Они (верующие) не опасаются упреков порицающих. Напротив, они предпочитают довольство своего Господа и боятся Его порицания больше, чем укоров творений. Это свидетельствует об их целеустремленности и твердой решимости, ибо слабые малодушные люди лишаются решимости, когда окружающие начинают порицать их, и теряют силы, когда их начинают укорять. В их сердцах живет преклонение перед творениями, степень которого зависит от того, какое внимание они уделяют мнению людей и насколько они готовы прислушиваться к их одобрениям и порицаниям, пренебрегая повелениями Аллаха. Человек не сможет очистить свое сердце от преклонения перед творениями, пока он ради Аллаха не перестанет бояться укоров порицающих" ("Тайсир аль-Карим ар-Рахман").
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Пусть страх перед людьми не отвратит человека от того, чтобы говорить истину, зная о ней". Шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани (да помилует его Аллах) прокомментировал: "В этом хадисе пришел сильный запрет на утаивание и сокрытие истины по причине страха перед людьми или желая каких-то мирских уделов. Каждый, кто скрывает истину, боясь каких-либо притеснений со стороны людей, — например, что они его побьют, начнут ругать, лишат средств существования или перестанут уважать, и т.п., тот попадает под этот запрет, тем самым ослушиваясь приказа Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И это положение того, кто лишь утаил истину, зная о ней!
Что же тогда сказать о том, кто вдобавок обвиняет невинных мусульман и порочит их религию и убеждения в угоду невежественному народу?! Или о том, кто из-за боязни быть заподозренным в причастности к ним (мусульманам) приспосабливается и соглашается с народом?! "Кому Аллах даровал знания, понимание и проницательность, на том висит одно из самых важных обязательств — делать насыху (добрый совет и искреннее наставление) мусульманам и остерегать их от порицаемого, прилагая все усилия и не боясь на этом поприще упреков людей".
Удивительно, но мы очень часто понимаем призыв к исламу как нечто совершенно отдельное от нашего собственного поведения. А ведь поступки и нрав мусульманина могут и должны быть молчаливым призывом к исламу, причём нередко гораздо более действенным, чем проповеди и красивые слова. Именно в этом был секрет успеха нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он был мягок в общении с людьми, внимателен к их нуждам и заботам, отзывчив, приветлив. Он жил так, что даже тот, кто не слышал его слов, признавал его достоинства и понимал, что человек, живущий так, должен непременно следовать чему-то поистине великому — иначе и быть не может!
«Уподобьтесь родинке среди людей» — учил Посланник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) [Абу Дауд]. То есть выделяйтесь среди них своим нравом, своим поведением, своими достоинствами. И он же говорил: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственные достоинства» [Баззар]. А значит, наша нравственность, наше поведение, наше исповедание религии — это нечто большее, чем вклад в собственное спасение.
Конечно, есть грехи, о которых знает только Всевышний Аллах. Но есть множество других грехов, которые человек совершает прилюдно. Поступая так, он срывает завесу стыда, скрывавшую его грехи, и ставит себя в положение, когда принести покаяние трудно, а исправить возможные последствия своего поступка — ещё труднее. Возможно, в глубине души он стыдится своих грехов и боится Всевышнего, но его поведение говорит об обратном. Он будто бросает вызов Господу, будто говорит: «Вот я какой! Мне нечего скрывать, и я готов ответить за свой выбор». Если бы это было единственным отягощающим обстоятельством грехов, совершаемых прилюдно, наверное, этого было бы достаточно для того, чтобы мы всячески избегали их. Но ослушник, наряду с этим, становится искушением для людей, обладающих слабой волей и легко поддающихся соблазнам. Ведь даже среди мусульман немало таких, которые помышляют о совершении какого-то греха, но не решаются на него, пока люди вокруг не совершают нечто подобное. Но стоит другим совершить такой же грех открыто, как они воспринимают это как призыв к действию и перестают стесняться своих слабостей. Такой человек говорит себе: «Вот, я не один такой, оказывается», — но забывает, что нахождение среди друзей по несчастью не принесёт облегчения в День страшного суда.
Поэтому, предостерегая нас от соблазнения людей своими дурными поступками, Всевышний сказал:«Пусть они понесут своё бремя целиком в последний день, а также бремя тех, кого они ввели в заблуждение без всякого знания. Как же отвратительно их бремя!» (сура 16 «Пчёлы», аят 25). А в достоверном хадисе сообщается, что положивший начало скверному обычаю понесёт бремя своего греха и бремя грехов тех, кто станет следовать этому обычаю, и это ничуть не уменьшит бремени его собственных грехов [Муслим].
Разве это не справедливо?! Разве мусульманин, приобретающий дом, автомобиль или дорогие одежды на нечестный заработок, не становится искушением для остальных верующих? Или злословие за спиной людей и пренебрежение обязательными молитвами в мечети не придают присутствующим рядом смелости сделать то же самое? Чем слабее вера и воля человека, тем больше вероятности того, что он повторит грех, совершённый в его присутствии, приводя поступок своего брата по вере в качестве оправдания для собственного ослушания. Но наши грехи влияют не только на нас и других мусульман. Мы мало задумываемся об этом, но наши поступки никогда не ускользают от внимания людей другого вероисповедания. Ведь в их понимании мы и ислам — одно. Мы для них — лицо ислама, и по нашему поведению и нашей нравственности они судят о нашей религии. Это крайне важный момент, который многие из нас совершенно упускают из виду. На нас ежедневно устремлены взоры не только членов наших семей и не только наших братьев по вере, но и тысяч и тысяч других людей, не знакомых с основами и обычаями ислама, чьё отношение к нашей религии во многом зависит от того, как ведём себя мы, мусульмане.
Призыв к исламу — это не только и не столько слова. Это прежде всего поступки, поведение, нрав. Более того, ничто так не отдаляет людей от совершения благих дел, как невежество и небрежность тех, кто призывает к ним. Не оттого ли в нашем священном писании сказано: «О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Как же ненавистно Аллаху, когда вы говорите то, чего не делаете!» (сура 61 «Ряд», аяты 2-3)? Если верующий старается походить на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его благонравие и благовоспитанность станут похвальным примером для окружающих, а хорошее впечатление, произведённое им, может вылиться в хорошее впечатление об исламе. Сколько мифов об исламе будет развеяно, если мусульмане личным примером будут доказывать их несостоятельность и лживость! Сколько предубеждений и предрассудков можно будет преодолеть, если верующие будут всегда и во всём руководствоваться Кораном! Да и как вообще людям осознать ценность и истинное предназначение нашей религии, если люди, говорящие и действующие от имени ислама, ведут себя неподобающе и производят негативное впечатление?!
Так уж сложилось, что проступки мусульманина люди обычно приписывают его религии. Если они видят мусульманина, который лжёт, не исполняет данные обещания, не держит слово, зарабатывает на жизнь нечестным путём, грубит или совершает иные аморальные действия, то многие из них думают, что этому, вероятно, учит его религия. Верующий должен быть зеркалом, отражающим суть ислама, подчёркивающим его мудрость, красоту, глубину, жизненность, чистоту. Он должен быть воплощением вечных ценностей исламской религии и её морально-этических предписаний. И это по-настоящему грустно, когда мусульманин своим поведением и поступками внушает отвращение к исламу каждому, кто решится заглянуть в это кривое зеркало.
Для того чтобы изменилось отношение окружающих к исламу, прилагать усилия должны сами мусульмане. Люди не могут испытывать симпатию к тому, о чём они слышат много плохого и мало хорошего. А значит, это задача каждого из нас — стать наилучшим отражением и воплощением многочисленных достоинств нашей религии. Это позволит нам открыть людям дорогу к пониманию ислама и помочь им увидеть его в истинном свете. Ведь нередко даже враждебно настроенный человек меняет свои взгляды, а тот, кто изначально был далёк от ислама, принимает его после того, как увидит настоящий ислам в делах, словах и поведении его искренних последователей.
Должен ли человек, принявший Ислам недавно, узнавать все нормы Шариата и заповеди Ислама одним разом? Или как-то постепенно? Следует ли начать с основ вероубеждения или с основ норм Шариата: что обязательно, что запрещено?
«Чтобы ответить на этот вопрос, следует посмотреть на то, как действовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда посылал людей, призывающих принять Ислам. Отправляя их, он велел им начать с единобожия Аллаха, потом говорить о молитве, после – о закяте, а после – о посте и паломничестве, когда настанет их время. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Му‘аза в Йемен и наказал ему начать с единобожия Всевышнего Аллаха, а когда они ответят на этот призыв, тогда он сказал ему призвать к совершению молитвы. Если они ответят на этот призыв, тогда – к выплате ежегодной милостыни /закяту/.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) ничего не сказал о посте и паломничестве, так как в то время, когда он отправлял Му‘аза еще не настало время (поста и паломничества). Он отправил его в месяц раби‘у-ль-аууаль десятого года по хиджре, и до наступления времени паломничества еще оставалось время, как и до месяца обязательного поста.
Такова была мудрость Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: в призыве он не приводил людей, которых призывал, в изумление, говоря о всех нормах Шариата сразу же. Эта та мудрость, о которой говорится в словах Всевышнего Аллаха: ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ «Призывай на путь Господа мудростью» (сура «Пчелы» 16:125).
Следует ли сразу говорить о второстепенных, вторичных нормах Шариата, таких как борода, укорачивание брюк, питание правой рукой и прочее?
Тут также необходимо поступать так, как сказано ранее, потому что лучший путь – это путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В начале необходимо начать с основ Ислама, пока он не укрепится в душе человека и не упокоится в его сердце. И только после этого нужно говорить о другом, переходя от более важных вопрос к менее важным. Таков закон Всевышнего Аллаха в Шариате и в созданной Им Вселенной.
Посмотри на то, как постепенно формируется эмбрион, как друг за другом сменяются времена года, как восходит и закатывается солнце. Если бы мы стали говорить обо всех обязанностях сразу, или учить всему одним разом, то это бы заняло много времени, а, возможно, и стало бы причиной отдаления и отвращения к исламской религии».
О Аллах, Милостивый и Сострадательный Господь наш! Сделай благими наш нрав и наши деяния и помоги нам служить достойным примером для наших единоверцев и постоянно призывать к исламу своим нравом и поведением!