Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (15 Джу­мада аль - А­уваль)

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (15 Джу­мада аль - А­уваль)

بسم الله الرحمن الرحيم‎‎

Некоторых мусульман шайтан очень сильно сбивает с толку в том, что имеет отношение к Всемогущему и Великому Аллаху. Это очень сильно их пугает. Что же делать?

Это радостная весть! Иных последствий, кроме как благополучных у этой проблемы быть не может. Это такие наущения, с которыми шайтан нападает только на правоверных, чтобы расшатать в их сердцах их подлинную убеждённость, привести их в состояние душевного и умственного расстройства и тем самым омрачить им ясность их веры и безоблачность их жизни. Они не первые обладатели веры, который столкнулся с подобным, и далеко не последние. Такое будет продолжаться пока на земле будет оставаться хотя бы один верующий. С этим сталкивались даже сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Передают, что Абу Хурайра – да будет Аллах благосклонен к нему! – рассказывал: «Люди из числа сподвижников Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – пришли к Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – и спросили его: “Воистину, мы обнаруживаем в своих сердцах то, беседу о чем каждый из нас сочтёт чем-то чреватым дурными последствиями”. Он спросил: “А вы уже обнаруживали такое?”. Они ответили “Да”. Тогда он сказал: “Это от чистоты веры”». Этот хадис приводит Муслим.

Также в обоих сахихах сообщается с его же слов, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «К кому-то из вас может прийти шайтан и задавать вопросы: “кто создал то-то?”, — “… а кто сотворил то-то?”, — а потом спрашивает: “а кто же создал твоего Господа?”. Так вот если он дойдёт до этого, то пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите и прекратит [рассуждать об этом]!». Передают также со слов Ибн ‘Аббаса, – да будет доволен Аллах им и его отцом! – что как-то раз к Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – подошел некий мужчина и сказал: «В душе я иногда рассуждаю о таких вещах… Я предпочел бы оказаться испепелённым, нежели заговорить об этом», — а Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – ответил: «Хвала Аллаху, который довёл его (то есть, шайтана) дело до наущения!». Этот хадис приводит Абу Дауд.

Шейх уль-Ислам Ибн Теймийа – да помилует его Аллах! – в книге «аль-Иман» говорит: «Верующий подвергается тому, что шайтан ставит его в замешательство, искушает его в неверии, из-за чего он начинает испытывает душевную тревогу. Когда сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, некоторые из нас обнаруживают в своих сердцах нечто такое, разговору о чем они предпочли бы быть сброшенным с небес на землю…», — Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – ответил: «Это от чистоты веры». По другой версии, ему сказали: «… то, беседу о чем каждый из нас сочтёт чем-то чреватым дурными последствиями», — и он ответил: «Хвала Аллаху, который обратил его козни [не более чем] в наущение». То есть, возникновение этих наущений одновременно с категорическим их неприятием и отторжением является проявлением чистоты веры. Подобно моджахеду, который подвергся нападению врага и стал сражаться с ним пока не победил. В этом и заключается усилие на пути Аллаха…

Поэтому у тех, кто посвящает себя приобретению знаний и поклонению, возникают такие искушения и сомнения, которых не бывает у других людей. Любой другой человек обычно не следует шариату Аллаха и Его пути, а наоборот подчиняется своей страсти в небрежении поминанием своего Господа. Это же и является желанием шайтана, в противоположность поведению тех, которые устремляются к своему Господу посредством приобретения знаний и поклонения. Они являются его врагами, которых он стремится отвратить от Всевышнего Аллаха». Если вы уяснили для себя, что эти наущения исходят от шайтана, то боритесь с ними и сопротивляйтесь им. Знайте, что они никогда не навредят вам, если вы будете должным образом бороться с ними, будете уклоняться от них и не позволите им овладеть вами. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, Аллах простил моей общине те помыслы, которые рождаются в их сознании, если они не станут воплощать их в поступках или в словах». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

Если вам скажут: «Убеждены ли вы в том, что порождает ваше сознание? Считаете ли это правдой? Можете ли вы приписать Аллаху – пречист Он! – то, о чем вы подумали?», — и вы ответите: «Нельзя нам говорить об этом. О Аллах, пречист Ты! Это – великая клевета!», — и отвергнете это своим сердцем и своим языком, и окажетесь из тех людей, которые дальше всех убегают от этого, то в таком случае, это – ни что иное, как обыкновенные наущения и помыслы, с которыми сталкивается ваше сердце. Это сети, установленные шайтаном, который перемещается в теле сына Адама по тем местам, где циркулирует кровь, чтобы погубить вас и сделать для вас неясной вашу религию. Поэтому, вы можете заметить, что относительно некоторых обычных вещей шайтан не внушает вам сомнение или несогласие. Например, вы часто слышите о том, какие существуют на востоке и на западе большие влиятельные города, заполненные людьми и строениями, однако в вашем сознании ни на один день не возникает сомнение – существуют ли они, или же они превратились в непригодные для проживания руины и развалины, среди которых уже нет ни одного жителя, и тому подобное, – поскольку у шайтана нет интереса в том, чтобы человек сомневался в этом. Шайтан преследует большую цель – испортить верующему его иман. Со своей конницей и со свой пехотой он стремится погасить свет знания и прямого пути в сердце правоверного, и ввести его во мрак сомнения и смятения.

Пророк – мир ему и благословение Аллаха – указал нам на хорошо действующее, целебное лекарство, сказав: «пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите и прекратит!». Если человек прекратит рассуждать об этом и продолжит поклоняться Аллаху, настойчиво добиваясь того, что имеется у Аллаха, то по воле Аллах у него всё это пройдёт. Потому, отвернитесь от всех предположений по этому поводу, которые рождаются в вашем сердце. И вот! Вы поклоняетесь Аллаху, взываете к Нему и возвеличиваете Его, и если бы вы услышали кого-то, кто описывает Аллаха так, как вам об этом наущалось, то наверняка убили бы его, будь у вас такая возможность. Одним словом, то, что вам наущается, не является чем-то существенным. Это только помыслы и наущения, у которых нет основы.

Совет по данному поводу можно кратко резюмировать следующим образом:

1) Обращение к Аллаху с просьбой о защите и полномерный отказ от этих домыслов, как повелел это Пророк (мир ему и благословение Аллаха!).

2) Поминание Всевышнего Аллаха и удержание себя от того, чтобы продолжать подвергаться этим наущениям

3) Усердное погружение в поклонение и совершение праведных поступков, подчиняясь велению Аллаха и стремясь к Его довольству. Когда вы всецело обратитесь к усердному поклонению, вы – если на то будет воля Аллаха! – забудете об этих наущениях.

4) Многочисленное обращение к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он избавил вас от этой вашей проблемы.

Мусульманин не должен скрывать полезные знания от людей, которые нуждаются в них, потому что Всевышний сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (аль-Бакара, 159). Ибн Касир в комментарии к этому аяту писал: "Это – суровое предупреждение тем, кто скрывает ясные знания об истине и полезные наставления, которые принесли с собой посланники, после того, как Всевышний Аллах разъяснил их своим рабам в Писаниях, ниспосланных Его посланникам. Абу аль-Алийа сообщил, что этот аят был ниспослан по поводу людей Писания, которые скрыли описание Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Аллах поведал о том, что за такой поступок все сущее проклинает их. Известно, что все существа во Вселенной, даже киты в морской пучине, просят прощения для ученых. Эти же люди являются полной противоположностью ученым, и поэтому их проклинают Аллах и все, кто может проклинать".

Передают со слов Ибн Масуда, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто скроет знания от тех, кто в них нуждается, на того в День воскресения наденут огненную узду". Этот хадис передал Ибн Ади, и аль-Албани назвал его достоверным. Опираясь на эти тексты, приверженцы Сунны считают, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не скрывал истинных знаний от своих сподвижников, когда те нуждались в них. Это правило имеет большое значение в мусульманском правоведении, ибо если Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молча наблюдал за каким-либо поступком своих сподвижников, то этот поступок можно считать узаконенным в шариате. Сокрытие знаний является еще большим грехом, если люди задают человеку вопрос, ответ на который ему известен. В Коране по этому поводу сказано: «И не гони просящего!» (ад-Духа, 10). По мнению комментаторов, здесь речь идет не только о тех, кто просит милостыню, но и о тех, кто ищет знания.

Однако в некоторых случаях знания могут навредить людям, и если алим склоняется к такой мысли, то ему не следует передавать им эти знания. Так поступил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда запретил Муазу бин Джабалу рассказывать мусульманам о том, что Аллах не станет наказывать тех, кто не приобщал сотоварищей к Нему. Хадис об этом передали аль-Бухари и Муслим. Аль-Бухари передал, что Али б. Абу Талиб сказал: "Рассказывайте людям то, что они могут понять. Вы же не хотите, чтобы они сочли лжецами Аллаха и Его посланника?" Муслим передал похожие слова Ибн Масуда: "Если ты расскажешь людям хадис, которые они не поймут, то он обязательно станет искушением для некоторых из них". По этой причине имам Малик не рассказывал простым мусульманам некоторые хадисы о качествах Аллаха, а Хузейфа и Абу Хурейра – хадисы о смуте и сражениях между мусульманами. Эти знания не могли принести мусульманам пользы и приблизить их к Аллаху. Напротив, они могли посеять в их душах сомнения, ослабить их веру и внести раскол в их ряды.

В заключение нужно отметить, что в некоторых случаях запрещается не только сообщать людям истину, но и удерживать их от грехов. Это относится к тем случаям, когда предостережение от греха не удержит ослушника от его злодеяния, а лишь подтолкнет его на новые грехи. Всевышний сказал: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу» (аль-Аля, 9). Каждый, кто проповедует ислам и обучает других полезным знаниям, должен поразмыслить над этим аятом. А помочь в этом может только Всемилостивый Господь!