Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (4 раби аль - Авваль)

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска (4 раби аль - Авваль)

С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного

(204) Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. После повеления часто поминать Аллаха, особенно, в отведенные для этого часы и знаменательные дни, благодаря чему человек обретает добро и благо, Всевышний Аллах сообщил о людях, которые обратились в ислам на словах, но не подтверждают этого на деле. Их слова расходятся с делами, а ведь слово может и возвысить человека, и унизить его. Когда такой человек начинает говорить, он завораживает собеседников своими речами, и людям кажется, что его слова – правильные и полезные. Для большей убедительности он заявляет, что Аллаху прекрасно известно о том, что его истинные убеждения не отличаются от его слов, однако на самом деле он – лжец, потому что его слова расходятся с его делами. Если бы он говорил правду, то они не расходились бы с его делами, ведь именно этим качеством выделяются правоверные, которые далеки от лицемерия. Именно поэтому Аллах назвал такого человека заядлым спорщиком. Если он вступает в спор или дискуссию, то фанатично отстаивает свои воззрения, не желает примириться с истиной и демонстрирует дурные качества, несовместимые с нравственным обликом правоверных, которые всегда отличаются простотой, покорностью истине и великодушием.

(205) Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия. Он обольщает правоверных своим присутствием, но стоит ему расстаться с ними, как он начинает совершать грехи, распространяя на земле нечестие. Его грехи приводят к тому, что посевы, урожаи и домашняя скотина гибнут и перестают приносить людям былую пользу. Аллах не любит нечестия и люто ненавидит рабов, распространяющих на земле нечестие, даже если они произносят прекрасные речи. Этот аят свидетельствует о том, что по словам человека нельзя судить о его правдивости или лживости, праведности или непорядочности, пока он не подтверждает свои слова деяниями. Из него также следует, что судьи должны обращать внимание на деяния свидетелей, поскольку отличить правдивого человека от лжеца можно только благодаря их деяниям. Также следует обращать внимание на их поведение и прочие детали, не обольщаясь их безосновательными утверждениями и самовосхвалением.

(206) Когда ему говорят: «Побойся Аллаха», гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе! Всевышний сообщил о том, что грешник, который распространяет на земле нечестие, нарушая веления Аллаха, надменно отворачивается, когда его призывают быть богобоязненным. Он не только продолжает ослушаться Аллаха, но и проявляет высокомерие перед искренними доброжелателями. Довольно с него Геенны, которая станет обителью каждого грешника и гордеца! Как же скверно это место, в котором царят вечное наказание, бесконечный ужас и беспредельная печаль. Участь грешников не будет облегчена, и они потеряют надежду на вознаграждение. Таким будет воздаяние за совершенные ими преступления. Упаси нас Аллах от такой судьбы!

Что мы ожидаем от жизни? К чему мы стремимся в этом мире, где все вокруг обольщает и отвлекает от Аллаха? Стоит ли цепляться за жизнь, если завтра нам придется отвечать за каждое из приобретенных в этом мире благ? Задаваясь такими вопросами, некоторые братья и сестры разочаровываются в одной из величайших милостей, оказанных нам Всевышним Аллахом. Они перестают ценить жизнь и отказываются от благополучия на земле. Отчаявшись в успехе своего призыва и в исправлении людей, они надеются только на воздаяние после смерти. Некоторые даже помышляют о том, как лучше расстаться с жизнью, чтобы обрести довольство Аллаха. Пренебрежение жизнью отражается на их отношении к остальным людям и мешает им делать добро. Они не находят себя в этом мире, и с каждым днем пребывание среди живых тяготит их все больше. Но разве ради этого Всевышний Аллах отправил посланников и ниспослал писания? Разве в этом заключается предназначение ислама и жизненная миссия мусульманина? 

Поистине, Аллах создал нас наместниками на земле и возложил на нас ответственность за поддержание на ней справедливого порядка. Он одарил нас знаниями о пророках и писаниях, чтобы мы поклонялись Ему и призывали людей к Его религии. Праведная жизнь — это великое благо, и верующий должен благодарить Всевышнего за каждый миг отпущенного ему срока. Чем больше праведных дел совершает человек, тем ближе он к Аллаху. А грехи… Всемилостивый Господь прощает грехи тем, кто кается и молит о прощении, и добрые дела тоже смывают их. В «Сунане» имама ат-Тирмизи приводится хадис ‘Абдаллаха ибн Бусра о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшие из людей — те, которые живут долго и совершают праведные дела, а худшие из людей — те, которые живут долго и грешат». Вот почему шайтан, почувствовав в мусульманине стойкость, пытается внушить ему отвращение к этой жизни. Он знает, как мало пользы от верующего, который устал от жизни и потерял интерес к созидательному труду. Люди сторонятся его и не хотят походить на него. Они видят в нем отчаявшегося неудачника, и порой его проповеди лишь отдаляют окружающих от Ислама. Он тешит себя тем, что желает скорой встречи с Аллахом. Но не тот желает встречи с Аллахом, кто ищет смерти, а тот, кто приближается к Нему посредством праведных поступков. Смерть навсегда лишает нас возможности подняться выше, и поэтому она неприятна верующим. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не желает себе смерти и не призывает ее раньше времени. Поистине, со смертью деяния любого из вас прекращаются, и, поистине, жизнь не прибавляет верующему ничего, кроме добра» (Муслим).

А в другой версии говорится: «Пусть никто из вас не желает себе смерти. Возможно, с годами праведный человек станет еще более праведным, а грешник покается» (ал-Бухари). Здесь уместно вспомнить хадис о том, кто умер в постели и вошел в рай раньше шахида. Он поднялся на более высокую ступень благодаря тому, что использовал отпущенный ему срок и совершил больше праведных поступков. В «Муснаде» имама Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что двое мужчин из рода кудаа приняли ислам вместе, и один из них погиб в бою, а другой умер своей смертью спустя год. А потом Талха ибн ‘Убайдаллах увидел во сне, что умерший своей смертью вошел в рай быстрее, чем шахид. Он был сильно удивлен этому и наутро рассказал свой сон посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Тот сказал: «Разве после его [смерти] он не постился в рамадане и не совершил шесть тысяч ракатов и еще сколько-то дополнительных ракатов?» Шейх Шу‘айб ал-Арнаут назвал иснад хадиса хорошим. Цените жизнь, дорогие братья, и не отчаивайтесь в милости вашего Господа! Цените мир, в котором мы живем, ибо он полон удивительных знамений, рассказывающих об Аллахе, и возможностей совершить доброе дело и приблизиться к Нему! Помните о смерти, готовьтесь к ней, но не призывайте ее, потому что она приносит зло. Упаси нас Аллах от плохого конца!

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ПОСТОРОННИХ МЫСЛЕЙ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА?

Посторонние мысли во время намаза возникают у всех верующих, потому что шайтан не оставляет в покое сердце, обратившееся к Аллаху. Как бы ни старался мусульманин сосредоточиться на намазе и думать только об Аллахе, ему все равно не удастся избавиться от наущений шайтана полностью. Ведь шайтан не оставляет его в покое именно из-за его веры и стремления к прощению и милости Аллаха. Одному из праведных предков рассказали, что иудеи и христиане говорят: «Мы не испытываем наущений». Он ответил: «Они говорят правду. Для чего шайтану разрушенный дом?» [Маджму‘ ал-фатава]. А в достоверном хадисе сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда призывают на намаз, шайтан убегает, громко испуская ветры, чтобы не слышать азан, а когда призыв заканчивается, он возвращается. Когда произносят икамат перед намазом, он снова убегает, а после его окончания снова возвращается, чтобы наущать человека. Он говорит: "Вспомни то, вспомни это". Он напоминает ему о том, о чем человек не думал, пока тот забывает, сколько ракатов совершил» (ал-Бухари и Муслим). Для того чтобы уберечься от подобных наущений, следует представить себя стоящим перед Господом миров и призвать себя к ответу за свои слова и поступки. Ведь намаз — это малое предстояние перед Аллахом, предшествующее великому предстоянию в день страшного суда. А если шайтан подбросит какую-либо мысль или напомнит о мирских делах, то следует обратиться за помощью к Аллаху.

В «Сахихе» Муслима сообщается, что ‘Усман ибн Абу ал-‘Ас пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и пожаловался на то, что во время намаза и чтения Корана шайтан подбрасывает ему разные мысли. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этого шайтана зовут Хинзаб. Если почувствуешь его, попроси у Аллаха защиты от него и поплюй в левую сторону». ‘Усман сказал: «Я так и поступил, и Аллах удалил его от меня». Это значит, что при появлении навязчивых мыслей следует сказать: «Я прибегаю к защите Аллаха от Хинзаба /А‘узу билляхи мин хинзаб», а потом слегка повернуть голову влево и трижды поплевать без выделения слюны. Если же мусульманин опасается причинить неудобство молящемуся рядом с ним во время коллективного намаза, то ему достаточно только прибегнуть к защите Аллаха. Если избавиться от посторонних мыслей не удалось и человек не получил удовлетворения от своего намаза, он не должен повторять его. В противном случае он откроет дверь для ещё больших наущений, которые могут перерасти в серьёзное заболевание. Ан-Навави пишет: «Во время намаза желательно сосредоточиться, преисполниться смирения, размышлять над прочитанными аятами, зикрами и тем, что связано с намазом, и не думать о посторонних вещах. Посторонние мысли, даже если их было много, не делают намаз недействительным, но нежелательны, независимо от того, подумал человек о дозволенном или о запретном, как например, об употреблении вина» [Шарх ал-мухаззаб].

Восполнять недостатки в обязательных намазах нужно дополнительными, чтением Корана и поминанием Аллаха. Если хочешь наслаждаться близостью к Господу во время намаза, то устремись к Нему всем сердцем не только после азана, но и в остальное время. Занимайся полезными делами, окружи себя праведными людьми, сторонись грехов, празднословия и бессмысленных потех. И тогда тебе удастся собраться с мыслями на намазе и заслужить прощение и великую награду. Ведь обязательные намазы, смывая грехи, совершенные в промежутках между ними, будто закрывают очередной отчетный период. И если ты провел его в грехе и развлечениях, то тебе вряд ли удастся подвести положительный итог. Если же ты занимался полезными делами, много поминал Аллаха и не упускал возможности совершить доброе дело, то твой намаз станет красивым завершением прожитых нескольких часов и искуплением всего того, что ты упустил. А удаётся это лишь тем, кого Аллах поддержал и кому оказал особую милость.