Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска ( 13 Рамадан )

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска ( 13 Рамадан )

Братья и сёстры мусульмане, идёт вторая декада Рамадана — прощение грехов. Рамадан месяц, когда открываются врата рая, закрываются врата ада и заковываются в цепи шайтаны. Именно в этот благословенный месяц, в который на правоверных мусульман снисходит милость Аллаhа и блага, снизошел и являющийся для людей наставлением, лечением и руководством Священный Коран.

Священный Коран – это единственный источник жизни для всего человечества. Жизнь, проведенная без Корана, и в этой – мирской жизни, и после смерти не принесет человеку ничего, кроме лишений и разочарований, болезней и несчастий. Кто желает обрести счастье и процветание, он должен привести свою веру, деяния, нравственность, мораль, социальную, политическую, правовую и экономическую жизнь в соответствие со Священным Кораном. Жизнь, не соответствующая и противоречащая

тому, что повелевает Священный Коран, от начала и до конца является обреченной на провал. Там, где нет Корана, там, где не говорят Кораном, и не говорят о нем, имеет место всякое зло, низость и безнравственность. Именно поэтому, ниспослав Священный Коран как Истинный путь для всего человечества, Всевышний Аллах говорит, что спешащий к нему и старающийся жить в соответствии с его повелениями обязательно обретет счастье.

Мусульмане, Всевышний Аллах, избравший человека в качестве Своего наместника на земле, чтобы воспитать и привести его к совершенству, дал ему для исполнения Свои повеления. Одно из основных повелений – это, несомненно, ураза. Ураза месяца Рамадан, являющийся одним из пяти столпов Ислама, стал обязательным во втором году хиджры. Его обязательность подтверждается писанием Аллаhа, Сунной Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и мнением Исламских алимов, и поэтому отрицание его и пренебрежение им является куфром.

Всевышний Аллах повелевает: «О вы, которые уверовали! Вам предписан сыям, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, – быть может, вы станете богобоязненными». Сыям, об обязательности которого говорится в аяте,– это ураза месяца Рамадан. Поэтому Рамадан – это месяц уразы. Ураза помогает сердцам открыться навстречу Господу, увидеть мир и жизнь через призму повелений Всевышнего Аллаха. Поэтому мусульманин будет стараться держать свой сыям так, как повелевает Аллах, все свои поклонения будет совершать только ради Аллаха, будет жить во имя Аллаха и делать добро только ради Него. Будет стараться избегать искушений ради снискания благоволения Своего Господа, будет сторониться греховного, пагубного и бесполезного только ради Одного Аллаха.

Являясь самым благородным из всех созданий и наместником Аллаха на земле, человек должен жить только так, как велит ему Всевышний Аллах. Он должен привести свою жизнь в порядок в соответствии с установленными Господом законами. Именно в этом заключается смысл сыяма, намаза, закята и всех других поклонений. А те, кто соблюдая сыям и выполняя намаз, не считают нужным сторониться того, что чуждо Исламу, на самом деле лишь трудятся зря: зря голодают и лишают себя земных удовольствий.

Относительно этого наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сколько соблюдащих уразу, ураза которых не несет ничего, кроме голода. Сколько поклоняющихся, поклонения которых не несут ничего, кроме усталости и недосыпания». «Если кто-либо, находясь в уразе, не прекращает браниться и грешить, то Аллаху в его уразе нет никакой нужды».

Мусульмане, сыям, о котором Всевышний Аллах говорит: «За каждое благодеяние человек непременно получает от Аллаха вознаграждение. Так, за одно совершенное благодеяние человек может получить вознаграждение от одного исключительно ради Аллаха, поэтому только Аллах знает достойное за него воздаяние. Каждого раба, держащего сыям, впереди ожидают две радости: первая – это разговение, а вторая – это лицезрение лика Всевышнего Аллаха в День Воскресения. Что касается того запаха, что доносится изо рта соблюдающего уразу, – то этот запах милее Аллаху, чем аромат мускуса» , является обязательным для каждого совершеннолетнего, здорового и находящегося в здравом уме мусульманина. Ураза является необязательным для путников, а также для больных, которые могут соблюдать сыям, когда выздоровеют. Не соблюдают сыям женщины, у которых месячное и послеродовое очищение, и беременные, если боятся навредить себе и ребенку. Те, кто неизлечимо болен, вместо обязательного сыяма должен выплачивать фидья (выплата за пропущенный день — 200 р.) за каждый день уразы.

Сыям, благо которого до конца не может быть постигнуто ни людьми, ни ангелами, является поклонением, которое требует соблюдения всех необходимых условий. Поэтому сыям соблюдается как физически, – воздерживаясь от еды и питья, избегая грехов тела, так и духовно, – избегая греховных мыслей и побуждений. В случае вынужденного или случайного разговения, следует знать как, когда и каким образом следует это искупить. Мусульмане, в начале своей хутбы я говорил, что Рамадан является месяцем Священного Корана и сыяма. Поэтому и нам с наступлением этого благословенного месяца следует пропитать свои сердца Священным Кораном и оживить свои души милостью уразы. Также как и все остальные поклонения, следует держать уразу искренне и с чистым сердцем. Где бы мы ни были, в какое бы время ни жили, следует всегда оберегать себя от искушений и наущений нашего нафса и шайтана.

Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя терять надежды на возрождение духовной и деятельной связи с Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Нельзя забывать, что счастье и умиротворение обещаны лишь тем, кто искренен в своем единении с Аллахом и Его Посланником (саллаллаху алейхи ва саллям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), говорил: «В День Великого Суда ураза и Коран станут заступниками за своих обладателей. Сыям скажет: «О Господь мой, я не давал ему есть и пить ради Тебя, поэтому позволь мне заступиться за него». Коран скажет: «Я не давал ему спать по ночам ради Тебя, поэтому позволь мне заступиться за него». И каждый из них заступится за своих обладателей». Мусульманин должен получить пользу от прекрасного и сторониться неприличного в любое время и независимо от уразы в месяц Рамадан. Разумеется, соблюдая сыям, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы не испортить духовную пользу уразы и не лишиться награды Аллаhа.

Нарушается ли ураза человека, который будучи соблюдающим сыям, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин? Полезный и полноценный сыям - это сыям, который улучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождает благочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Соблюдающим уразу необходимо воздержаться от слов и деяний, несовместимых с духом сыяма. Иначе значение его уразы сведется к пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколько есть соблюдающих уразу, получающих от него лишь голод, и сколько есть выстаивающих (ночами намазы), получающих от выстаивания только бодрствование» (передал Аль-Хаким: достоверный хадис, согласно условиям Аль-Бухари). Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто не оставит ложь и проистекающие из нее поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (передал Аль-Бухари).

Ибн Хазм считает, что грехи нарушают сыям точно также как его нарушает намеренное принятие пищи. Некоторым сподвижникам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их современникам принадлежат высказывания, позволяющие сделать такой вывод. Мы, хотя и не совсем придерживаемся мнения Ибн Хазма, считаем, что грехи уничтожают благие последствия уразы, нарушают цель его предназначения. Именно поэтому первые поколения исламской уммы обращали внимание на воздержание от пустословия и запретного, в такой же степени, как и на воздержание от принятия пищи и питья. Умар бин Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллаh), ближайший сподвижник Пророка да благословит его Аллах и приветствует, и второй праведный халиф, сказал: «Воздержание (сыям) - не только от еды и питья, но и от лжи, вздора и пустословия». Али бин абу Талиб (да будет доволен им Аллаh), кузену Пророка и четвертому халифу, принадлежит следующее высказывание: «Если соблюдаешь сыям, то пусть «соблюдают» твой слух, зрение и язык от лжи и греховности. Не причиняй неприятности прислуге. Будь преисполнен достоинством и умиротворением в дни твоего сыяма. И не делай твой обычный день и день сыяма равными».

Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придя к нему, спросил: «О Посланник Аллаха, у меня есть рабы. Они обманывают меня и ослушаются, а за это я браню и бью их. Что ожидает меня (в День Суда) за них?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Будут сосчитаны их обман, ложь, ослушание по отношению к тебе и твое наказание по отношению к ним. И если твое наказание окажется ниже их грехов, то эта разница в твою пользу. Если же твое наказание окажется по мере их грехов, то это ни в твою пользу, и ни против тебя. А если же твое наказание было выше их грехов, то будешь наказан за них в пределах оставшейся разницы». После этих слов сподвижник заплакал навзрыд. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Почему бы тебе не прочесть книгу Аллаха? «В День воскресения Мы установим верные весы, и ни одна душа ни в чем обижена не будет, и будь какое-либо (из ее деяний) весом хотя бы с горничное зерно, то и его положим Мы на вес, - и Нас достаточно для проведения расчета» (21:47). Тогда сподвижник воскликнул: «О Посланник Аллаха, не вижу более лучшего, чем расстаться с ними (рабами). Я призываю тебя в свидетели - они все свободны!» (Передал Имам Ахмад и Ат-Тирмизи от Аиши).