Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска ( 6 Рамадан )

Пят­нич­ная про­по­ведь в ме­че­ти Про­копь­ев­ска ( 6 Рамадан )

Братья и сёстры  мусульмане! Каждый человек и, конечно, каждый мусульманин является путником на  дороге из бренности в вечность. На своем пути под названием жизнь мусульманин встречает множество благословенных Рамаданов, а до многих из них, отмотав километры жизни, не доживает. Да будет нескончаемая хвала Аллаху за то, что Он дал нам возможность встретить этот священный месяц Рамадан и окунуться в его благословенную духовную атмосферу. По этой причине, эти самые драгоценные и самые благословенные дни в году – дни священного месяца Рамадан – мы должны постараться провести так, будто это наши последние дни жизни. Этот благословенный месяц, в который милость Аллаhа и прощение льются потоком с небес, месяц, который восхваляется в Священном Коране и хадисах Досточтимого Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), мы не можем провести в беспечном неведении.

Рамадан – это месяц, в который все мы, устремившись к Аллаху с любовью, мольбами и просьбами, окунувшись в атмосферу возвышенной духовности, должны стараться стать еще лучшими рабами нашего Господа. Рамадан – это дни, в которые нам предоставляется возможность пересмотреть свою жизнь под светом повелений Господа миров и очистить свои сердца и мысли от грехов. Рамадан – это дни, когда мусульманам предоставляется возможность объединиться вокруг истин Всевышнего и укрепить братские узы. О мусульмане, Рамадан, в который мы удостоились чести вступить, мы должны постараться провести с подобающими его высокой и священной атмосфере чувствами и переживаниями, спеша совершать благие деяния. И каждый из нас должен помнить, что ни у кого из нас нет уверенности в том, что мы встретим Рамадан в следующем году.

Всевышний Аллах повелевает: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения». Как мы видим, в этот благословенный месяц, в который Всевышний Аллах ниспослал являющийся для всего человечества наставлением и светом истины Священный Коран, Он предписал правоверным мусульманам соблюдать сыям. Предписав в этот месяц сыям, который усмиряет желания и страсти человеческие, Всевышний Аллах раскрывает для мусульман врата рая, закрывает врата ада и приковывает цепями шайтанов.

В одном из хадисов Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит: «С наступлением Рамадана раскрываются врата рая, закрываются врата ада и приковываются цепями шайтаны» . Мусульмане, мы знаем, что, чем больше мусульманин поклоняется и чем больше он приближается к Аллаху, тем больше он возвышается духовно. И, чем больше он преступает против Аллаха, тем ниже падает. Поклонением, которое как ни одно другое привязывает и возносит раба к Аллаху, является ураза. Ураза – это доказательство веры и искренности верующих. Ураза – это свет, который мы зажигаем в нашем духовном мире. Ураза – это отказ в течении дня от пищи, питья и всех земных удовольствий только ради Аллаха. Как и всякое любое поклонение,  ураза соблюдается только ради Аллаха, потому что является повелением Аллаха.

В одном хадисе-кудси Всевышний Аллах говорит: «Сыям соблюдается только ради Меня Одного, поэтому только Я могу дать достойную награду за него». Следует знать, что сыям, соблюдаемый ради Аллаха, отличается от того, что соблюдается ради себя или каких-либо других интересов. Когда мусульманин соблюдает уразу, отказываясь от еды, питья и других земных благ ради Единственного Аллаха, никак не может быть приравнен к уразе того, кто отказывается от еды, питья и всего прочего в знак солидарности или протеста, ради диеты или достижения какой-либо другой преходящей цели. Да и назвать такой сыям уразой невозможно. Ведь, ураза соблюдаемая ради Аллаха, оставляет после себя не только голод и жажду. Истинный сыям, соблюдаемый ради Единственного Аллаха, – это, прежде всего, духовная, внутренняя борьба человека со своим нафсом и  наущениями шайтана, которая направлена на исправление его поступков и деяний, мыслей и намерений.

Именно поэтому Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-либо, находясь в уразе, не прекращает браниться и грешить, то Аллаху в его уразе нет никакой нужды». Поэтому братья мусульмане, следует хорошо знать ценность и достоинства Священного месяца Рамадан. Ведь именно в этот благословенный и священный месяц снизошел Коран, который был и остается единственным спасением человечества, именно на этот месяц приходится  ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше  тысячи месяцев. Именно этот месяц, его сахуры, ифтары и таравихи навсегда останутся самыми ценными плодами садов нашей духовной жизни. Поэтому, для того чтобы воспользоваться духовными благами этого месяца, следует провести его в самых чистых, возвышенных и непорочных намерениях, мыслях и деяниях,  сторонясь всего греховного, порицаемого и дурного.

Это месяц Корана и Сыяма, в который следует избавляться от того, что в жизни особенно мешает нам, а именно – нетерпеливости и чрезмерности, которые в любом случае и, тем более, в Рамадане, лишают человека многих  благ и достоинств. Но, вместе с тем, Рамадан не должен превращать наши будни в постоянный праздник или выходной. В этот благословенный месяц, мусульманин, который соблюдает уразу ради Аллаха и испытывает чувство голода, лучше понимает состояние бедных и неимущих, получая, таким образом, возможность достичь небывалых высот в оказании помощи и поддержки нуждающимся.

Не будем забывать, что те чистые и возвышенные мысли и деяния, которые дарит нам ураза благословенного месяца Рамадан, те дуновения духовности таравихов должны на протяжении всей нашей жизни сопутствовать нам. Попросим Всевышнего Аллаха, чтобы этим благословенным месяцем Рамадан Он даровал нам и всем мусульманам духовное возрождение, и заканчиваю свою первую часть хутбы повелением Всевышнего Аллаха: «О вы, которые уверовали! Вам предписан сыям, подобно тому, как он  был предписан тем, кто жил до вас, – быть может, вы станете богобоязненными».

Мусульмане разошлись во мнениях относительно начала месяца Рамадан. Так, одни считают, что начинать и заканчивать соблюдать сыям нужно после того, как будет замечен новый месяц, поступая в соответствии с хадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Соблюдайте сыям, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Аль-Бухари, Муслим). Другие соблюдают уразу за день до наступления месяца Рамадан, т.е. в тот день, когда должен появиться новый полумесяц, противореча тем самым смыслу хадиса. Многим не ясен этот момент.

Ответ: Если человек соблюдал уразу тридцатого числа Ша’бана, не получив подтверждения о наступлении Рамадана с помощью зрительной фиксации, и этот день совпал с его первым днём месяца Рамадан, то его сыям в этот день не будет засчитан в качестве уразы месяца Рамадан.

Причина этого в том, что такой сыям не основывался на вескую с точки зрения религии причину, но соблюдался в так называемый  (яуму аш-шакк) «день сомнения». Достоверные хадисы указывают на запрет, соблюдать сыям в день сомнения. Таким образом, этому человеку нужно будет восполнить уразу взамен того, что соблюдался в «день сомнения».

Учёный Ибн Кудама (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «У имама Ахмада есть третье мнение, гласящее, что сыям в этот день не обязателен и не засчитывается за уразу месяца Рамадан, если человек будет соблюдать в этот день. Этого мнения придерживалось большинство учёных, среди них – Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи’и и другие.

Все они опирались на хадис, передаваемый со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдайте сыям, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней» (Аль-Бухари)». Сообщается в достоверных хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать сыям в день сомнения (Аль-Бухари, Муслим). День, о котором идёт речь в вопросе, и есть день сомнения, ведь в своей основе Ша’бан ещё не закончился, и мы не оставляем эту основу по причине сомнения».

Если кто-то соблюдал уразу, опираясь на зрительную фиксацию или основываясь на сообщение надёжного человека о том, что он действительно видел новый полумесяц, то его ураза считается действительным и не нужно возмещать её. Однако, если кто-то соблюдал сыям, не подтвердилось, что этот день был первым днём месяца Рамадан, то его ураза в этот день не засчитывается в качестве уразы месяца Рамадан, поэтому он должен восполнить недостающее количество дней Рамадана и не может учитывать этот день. Также он должен покаяться, ведь он соблюдал сыям в день сомнения, в который пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать сыям.

Если никто не видел молодого месяца (предзнаменующего наступление месяца Рамадан) в тридцатую ночь месяца Ша’бан, то мусульманину нельзя соблюдать сыям в этот день, если только этот день не совпадёт с днём, когда он обычно соблюдал уразу. Как, например, его обычным делом был сыям в понедельник или четверг, который совпал с тридцатым числом месяца Ша’бан, то он может соблюдать уразу в этот день вместе с предшествующими днями месяца Ша’бан. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) по этому поводу сказал: «Не соблюдайте сыям за день или за два дня до месяца Рамадан, Но если кто-то соблюдал обычно в этот день сыям (т.е. его сыям совпал с предшествующим Рамадану днём), то может соблюдать сыям».

По материалам СМИ