Пятничная проповедь на Черноморском побережье России (15 Шавваль)

Когда мусульманин становится путником - мусафиром
1. После какого расстояния человек становится путником.
2. В течении какого времени может он сокращать намаз, пока не вернётся к себе домой.
Отвечая на первую часть вопроса скажу, что есть несколько мнений среди учёных в этом вопросе. Большинство учёных нашей Уммы опрeделили расстояние, после которого путнику можно сокращать намаз. Это расстояние, которое можно преодолеть обычно за двое суток, называют они это 4 буруд или 48 милей. А это равняется около 80 - 90 км (современные учёные измерили это ездой на верблюде, поскольку раньше выходили в путь на верблюдах).
Другие же, в том числе Ибн Таймия наоборот опровергли это и заявили, что это мнение не имеет ясного прямого аргумента ни из Корана, ни из Сунны.
Первые привели несколько аргументов:
1. Посланник Аллаха сказал [О жители Мекки! Не сокращайте намаз при преодолении расстояния меньше чем четыре буруд]. Передал Даракутни, "глава (61) о том, после какого расстояния сокращается молитва", и аль-Байхаки в книге ас-Сунан аль-Кубра, (5187).
2. Также привели два предания от Ибн Аббаса и Ибн Умара, в котором сообщается, что когда они выходили в путь на такое же расстояние, то сокращали намазы (то есть считали себя путниками). См.: Бухари, книга молитвы, глава о том, когда сокращается молитва, также Муватта имам Малика (338). Если сподвижник высказал своё мнение в определённом вопросе, не противоречащее Кур`ану или Сунне и мы не нашли мнения другого сподвижника, противоречащего первому, то его мнение будет считаться как аргумент. К этому можно отнести вопрос с сокращением молитвы в пути.
Но Ибн Хазм, Ибн Таймия и другие учёные опровергли эти доказательства:- То что касается первого довода, который привела первая сторона, то приведенный ими хадис является слабым, как об этом сообщил Имам аль-Байхаки и другие.- Предание же, переданное от двух сподвижников хотя и достоверное, но есть множество различных преданий от сподвижников, противоречащих мнению этих двух сподвижников, причём во многих преданиях упоминается что у Ибн Аббаса и Ибн Умара было несколько мнений по поводу этого вопроса. Поэтому не правильно взяться за некоторые предания, оставляя другие!
Вот некоторые из этих преданий расходящихся с действием этих двух сподвижников:
1. Салим Ибн Абдулла (сын Ибн Умара) рассказал, что если Ибн Умар выходил в путь на расстояние одного дня, то сокращал молитву (то есть считал себя мусафиром (в старину люди преодолевали за день около 40-а километров). Малик, 340 и Абдурраззак, 4300. Очень достоверное предание.
2. Рассказал Ата (ученик Ибн Аббаса из жителей Мекки): я спросил Ибн Аббаса: сокращать ли мне молитву, если я выйду в Арафат или Мина? Он ответил: Нет, но сократи, если поедешь в Таиф или Джидду. Не сокращайте молитву, если отправились в путь, расстояние которого меньше дня, и не сокращай молитву если расстояние меньше одного дня..... Передал Абдурраззак, 4296, 4297.
3. Муджахид рассказал, что Ибн Аббас сказал: (Если вышел в путь до вечера, то читай молитву как обычно, а если путь больше чем это, то сокращай). Абдурраззак 4299.
4. Ладжладж рассказал, что Умар выходя в путь на 3 миля (то есть здесь еще меньшее расстояние чем до этого упомянутые) сокращал молитву и разговлялся (не держал пост). Ибн Абишаиба, 9013.
5. Ибрахим ат-Тайми передал от своего отца, что тот был вместе со сподвижником Хузаифа в городе Мадаин и отпросился к себе домой в Куфу. "Он разрешил мне, но запретил разговляться и сокращать молитвы, пока я не вернусь к нему". Абдур-раззак, 4308. (расстояние между Мадаином и Куфой равна шестьдесят с лишним милей, что равняется примерно 100 километрам.
В этом вопросе имеется ещё одно мнение - это мнение Ханафитов, которое гласит, что путник может сокращать намаз, если вышел в путь, расстояние которого больше 3-х дней (что равняется 120-и километрам по современным меркам). Но это мнение тоже не имеет явных аргументов.
Наиболее сильным мнением, близким к шариату является мнение некотоpых учёных о том, что Шариат не ограничил нам определённое расстояние, после которого надо сокращать намаз. В таком случае надо опираться на обычаи и традиции. Значит, кого люди обычно называют путником, он и будет считаться путником.
Второй вопрос: "В течении какого времени путник может сокращать намаз, пока не вернётся к себе домой или как?
Прежде чем привести мнения с разногласиями, хочу заметить, что учёные в двух моментах данного вопроса сошлись между собой:
1. Любой путник если остановившись где-нибудь, решил создать себе из этого места место жительства, то он уже считается как местный.
2. Любой путник, если остановился где-нибудь и хочет возвратиться обратно, но из-за каких-то обстоятельств - не зависящих от него - не может, то он считается путником.
Кроме этих двух случаев учёные разошлись во мнениях: в течении какого времени можно ему сокращать намаз и считать себя путником? Иначе говоря после какого времени он становится как местный?
В этом вопросе есть несколько мнений:
1. Если человек вознамерился оставаться в точке назначения больше четырёх дней, то он прибывая в то место уже считается как местный. Это мнение Маликитов, Ханбалитов и Шафиитов, но Шафииты не включают сюда день приезда и день отъезда. Ибн Абдуль-Барр: аль-Каафи, 1/245 и ан-Науауи: аль-Маджму, 4/364. Лучшее что они привели в качестве довода, это то, что Пророк, мир ему и благословение, приезжая в Мекку для совершения прощального паломничества 4-ого Зуль-хиджа пробыл там 4 дня и сокращал намазы.
Ответ на их довод:
Во первых: Этот хадис не может быть использован как доказательство, во первых потому что, если это было бы так, то Пророк, мир ему и благословение, разъяснил бы это людям, ведь это важное постановление и с пророком на хадж приехали тогда тысячи людей. И если на самом деле бы у путника были определённые дни, после которого он становится как местный, то Посланник Аллаха, дал бы понять это всем.
Во вторых: Откуда нам знать, что если бы он приехал в Мекку не четвёртого, а третьего или второго например, (и тем самым пробыл бы в Мекке больше четырех дней), то не сократил бы молитвы?
В третьих: Если это так, как они утверждают, то почему Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) не сказал тем, которые приехали в Мекку до него, чтобы они не сокращали молитву?
2. Человек будет как местный, если вознамерился оставаться больше 15-и дней. А если ещё не знает, то он может сокращать намаз - остановившись в пути - до 15-ти дней. Этого мнения придерживаются Ханафиты. аль-Каасаани: "Бадааиус-Саннааи",1/97.
Доказательство у них это предание от Сподвижника Ибн Аббаса и Ибн Умара, в котором сообщается, что они сказали: (Если ты пришёл к какому-либо городу, и ты решил остаться там на больше чем 15 день, то совершай намаз как обычно (не сокращая), а если не знаешь когда выйдешь обратно в путь, то сокращай). Похожее предание передал Мухаммад ибн аль-Хасан в своём сборнике "Аль- Аасаар" (الآثار لمحمد بن الحسن). (187) Но это предание тоже не годится как доказательство, потому что, имеется несколько других преданий, в которых Ибн Аббас определил это 19-ю, а Ибн Умар 12-ю днями. См.: Сахих Бухари, 1080 и аль-Муватта 343.
По правилам шариата, будет не действительно брать высказывания или же действия сподвижника как довод, если в том вопросе имеется другое противоречащее мнение того же или другого сподвижника.
3. Третье мнение гласит, что если человек больше 20-и дней пребывает в каком-либо месте, то он становится как местный. Этого мнения придерживался Ибн Хазм, а доводом у него является сокращение Пророком молитвы 20 дней пребывая в Табуке. Ахмад-3/295 и Абудавуд 1235. Но это тоже не годится как довод, поскольку это отдельный случай. Кроме этого, это мнение можно опровергнуть теми же ответами, которыми опровергли доказательства первого и второго мнений.
4. Четвертое мнение это мнение Ибн Таймийи, где он говорит, что нет в шариате определённых дней, после которого можно было бы считать человека местным. В этом вопросе тоже надо обратиться к обычаям. Доводом Ибн Таймии в этом вопросе является общее универсальное правило в шариате, в котором говорится, что если в каком-либо вопросе нет определения шариатом, то мы должны взять лексическое определение касающегося нас термина, а если и лексического определения нет, то возвращаемся к обычаям, как например в нашем случае.
Данное правило очень интересно и очень важно! Так-как подобных вопросов в шариате можно найти много, где шариат не даёт определение или ограничение слову, от которого зависит постановление. В подобных вопросах учёные считали обычаи как довод.
Аллаху 'алим!