Пятничная проповедь (9 Джумада ас-Сани 1442х.)

Пятничная проповедь  (9 Джумада ас-Сани 1442х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Сегодня, по происшествию многих веков, после ниспослания человечеству последнего спасительного откровения, находится немало людей, желающих подвергнуть его ревизии и реформированию. Нередко это происходит в виде ограничения роли Ислама рамками морально-нравственных кодексов народов его исповедующих. Вследствие такой трактовки, религия, обретая вид культурной традиции, перестает регулировать повседневную жизнь общества и влиять на его развитие. Несомненно, что такая «религия» не имеет ничего общего с замыслом Аллаха. 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) зная примеры прошлых народов, исказивших предыдущие послания и отклонившихся от истины, учил своих сподвижников: «Я оставил среди вас две вещи! И вы никогда не заблудитесь, если будете придерживаться их! Они спросили: «А что это?». Он сказал: «Книга Аллаха – Коран и Сунна Его пророка!». Этими словами пророк, (мир ему и благословения Аллаха), предупредил последующие поколения, что только строгое следование духу и букве Корана и его Сунны, сбережет мусульман от заблуждения и отклонения от основ веры. Вольное же толкование канонов религии делает людей заложниками своих ошибок! Ислам не нуждается в дополнениях или реформировании! Подтверждая совершенство ниспосланной Им религиозной системы для всех времен, Аллах говорит в Коране: «Я сегодня довел до совершенства вашу религию (Ислам), и завершил вам Мою милость, и удовлетворился Исламом для вас религией»

В комментариях одного из известных ученых ислама толкователя Корана Ибн Касира об этом говорится следующее: «Завершение ниспослания Ислама - одно из самых величайших милостей Аллаха человечеству! Ибо Аллах довел до совершенства и завершил религию! И после этого, люди не нуждаются в каком либо другом религиозном учении кроме Ислама или в новом пророке! Нет ничего дозволенного и разрешенного, кроме того, что разрешено в Исламе. Также, нет ничего запрещенного, кроме того, что запрещено в нем. Все, что есть в Исламе – непреложная, неоспоримая Истина. В нем нет места ни лжи, ни обману!». «И то, что ниспослано тебе от Господа твоего - есть Истина», – говорит Аллах, подтверждая истинность Корана, не нуждающегося во вмешательстве человека. 

В самые жестокие для мусульман времена, Аллах, придавая твердость духа, своему посланнику говорит: «Стой же прямо, как тебе велено, и те, кто обратиться с тобой (из верующих), и не выходите за границы (установленные Аллахом), - ведь Он видит то, что вы делаете. И не опирайтесь на тех, которые (по отношению к религии Аллаха) несправедливы, чтобы вас не коснулся огонь (Ада). И нет у вас, кроме Аллаха, помощников (на которых бы вы опирались), и потом не будете вы защищены (от гнева Аллаха и его наказания)». Смысл данных аятов Корана ясно свидетельствует, что Ислам ниспослан как совершенный Закон! Только неуклонное, строгое следование этому Закону приведет человечество к стабильности и порядку, а отклонение - к анархии, вражде и ненависти. 

Аллах говорит: «Мы ниспослали тебе писание (Коран) для людей в Истине; кто идет прямым путем (Ислама), - для (пользы) самого себя, а кто заблудился – во вред себе». Прямой путь Корана, разъясненный в Сунне пророка (мир ему и благословения Аллаха) - есть путь Ислама. А тот, кто отказывается от божественного руководства, надменно полагаясь на свой разум, то Аллах его предупреждает: «Следуйте за лучшим, что ниспослано вам от вашего Господа (это Досточтимый Коран), раньше, чем придет к вам наказание внезапно, когда вы не знаете, чтобы не сказала душа (в день Суда): «Горе мне за то, что я нарушила в отношении Аллаха (и во время не совершила покаяния). Я ведь была из издевающихся (нарушающих заветы Аллаха)»

Часто люди уверяют, что веруют в Аллаха и в Судный день, но не утруждают себя предписаниями и запретами Ислама. Они пытаются обмануть Создателя и верующих. Аллах же ясно раскрывает их лживую суть и разъясняет последствия их упорства в неверии. «Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют. Наложил печать Аллах на сердца их (и они не воспринимают истину), и на слух (они не внемлют наставлениям), а на взорах их – завеса (они не видят явных милостей Аллаха). Для них - великое наказание!»

Те, кто отвергает Ислам Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) измышляя для себя свой «ислам», в котором нет места поклонению и отказу от запретного, несомненно, призывают на себя «…великое наказание», обещанное Аллахом! Утверждая, что веруют, но ничего не делая в подтверждение своей веры - они лгут! «Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь (лицемерия). Пусть же Аллах увеличит их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут»

Разве не является ложью уверения многих, что они веруют в Аллаха, но при этом не исполняют Его повелений? Более того, они, в угоду обстоятельствам, преднамеренно искажают религию, выхолащивают и подменяют ее суть пустыми словами наподобие: «Я никому не делаю зла и не обманываю людей, а творю только добро! А то, как я живу, как одеваюсь, что кушаю, как веду себя, то какое до этого дело людям! Ведь Всевышний смотрит на мою душу, а она у меня чиста!». Так или примерно так, отвечают на призыв следовать религиозным предписаниям те, чьи сердца поражены болезнью лицемерия. О таких Аллах говорит: «Среди людей есть такой, речи которого восторгают тебя в ближайшей жизни, и он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него в сердце, и он упорен в препирательстве». И Аллах отвечает им в Коране: «Разве вы станете, веровать в одну часть Книги, и не будете веровать в другую? Нет воздаяния тому из вас, кто делает это, кроме позора в ближайшей жизни, а в день воскресения они будут преданы самому жестокому наказанию! Аллах не небрежет тем, что вы делаете!»

В этом аяте разъясняется, что вера в одну часть ниспосланного Аллахом учения и отказ от другой части, наказуема подобно неверию. И это наказание грозит обернуться для них позором не только в Судный день, но и в ближайшей жизни! Мусульманин обязан принять Ислам, признавая все его предписания и запреты, ибо искажение религии – есть тяжкий грех и явное заблуждение. Несомненно, за это последует наказание Аллаха, в этом и будущем мирах! Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха), в одном из своих хадисов говорит, раскрывая суть лицемеров: «Признаков у лицемера три: если он говорит, то говорит неправду. Если обещает, то нарушает свое обещание. А если ему доверяют, что-либо, то не оправдывает доверие». Разве не лицемер тот, кто, лживо произнося слова веры, не соблюдает их истинного смысла!? Объявляя себя мусульманином и обещая повиновение Аллаху и Его посланнику, нарушает обещанное!? Берет на себя обязательства мусульманина и не оправдывает их!? Разве не стоит задуматься человеку обо всем этом, чтобы не постигла его горечь разочарования двуличной жизни? Примеров подобной беспечности, к сожалению, сегодня множество. Разве мало тех, кто толкует Ислам в угоду себе, не остерегаясь наказания Судного дня? Аллах говорит: «Поистине, те, которые уверовали, а потом отреклись, потом опять уверовали, потом отреклись, потом усилили неверие, - не таков Аллах, чтобы простить им или повести их по пути. Обрадуй лицемеров вестью о том, что им – мучительное наказание, - тех, которые неверных берут друзьями вместо верующих! Не ищут ли они у них величия? Поистине, величие принадлежит целиком Аллаху!».

Исходя из этого, мы должны принять Ислам, ниспосланный Мухаммаду (мир ему и благословения Аллаха), а не какой то другой, «реформированный», «адаптированный» или «интегрированный». Принять его в таком виде, в каком он ниспослан самим Аллахом и доведен до нас пророком Мухаммадом (мир ему и благословения Аллаха). Во всем мире нет, и не может быть, ни какого «священного» органа, берущего на себя право «реформировать» заповеди Аллаха, оправдывать отступничество влиянием современных условий жизни. Или, поддаваясь общественному мнению и видимой выгоде упрощать требования религии! Всевышний Аллах сказал: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей выбора в деле, когда его решили Аллах и Его посланник. А кто ослушивается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение». Мусульмане не могут в угоду кому-то или обстоятельствам отказываться от обязательных норм и предписаний Ислама. Также мусульманки не должны испытывая ложный стыд перед творениями за ношение хиджаба не стыдиться при этом самого Творца! Аллах предостерегает: «Поистине, те, которые покупают за договор с Аллахом и свои клятвы малую цену, - им нет доли в последней жизни, и не будет беседовать с ними Аллах, и не посмотрит на них в день воскресения, и не очистит их; и им - наказание болезненное! Истинно верующие не должны нарушать обязательств, которые взяли на себя с произнесением Символа веры, как и не должны писать, говорить или совершать, то, что не угодно Аллаху! Ибо все скрытое, в день страшного Суда, станет явным и Аллах спросит за все, что мы творили.

Испытания посылаются сообразно величине страха перед Аллахом и глубине вероубеждения. Обычный верующий не смог бы вынести те испытания, которые претерпевали приближенные к Аллаху рабы. По мудрости и милосердию Всевышнего, масштабы бед и несчастий бывают пропорциональны богобоязненности, твердости веры и уровню знаний людей. Аллах не пошлет своим искренним рабам то, что они не смогут вынести. И тяжести испытаний соответствует степени приближения к Аллаху и размерам вознаграждения. Чем тяжелее испытание выносит верующий, будучи уповающим на Аллаха и не преступающим ни в чем Его границ, тем больше прибавляется ему веры и убежденности и тем выше становится его статус перед Аллахом. И пройденное им испытание, находясь под довольством Всевышнего, улучшает его ближнюю и последнюю жизнь. Самым лучшим запасом в дорогу, изобилующую испытаниями твоей веры, является упование на Аллаха, терпение, любовь к Аллаху, желание заслужить Его довольство и любовь, и страх вызвать Его недовольство и гнев. 

Упование на Аллаха – это то, без чего человек будет блуждать в потемках, не видя света и благого пути. Когда верующий уповает на Всевышнего, он избирает себе Наилучшего Покровителя, Защитника и Наставника, который поможет ему проследовать из этой жизни в Вечную обитель счастья. Мусульманину важно также посвящать свой страх и трепет только Всевышнему Аллаху. В человеке не может одновременно присутствовать два страха. Если сердце верующего заполнено страхом перед Своим Господом, то он не может в это же время бояться его творений. «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»

Но религия Аллаха потеряла в представлениях большинства людей свой подлинный блеск. И люди ошибочно полагает, что тот, кто претерпевает тяготы на пути Аллаха, не может считаться счастливым. Но напротив, клянусь Аллахом, счастливы те, кому Аллах дал познать ни с чем не сравнимую радость от тягот, испытываемых ради Его лика. Когда верующий утвердит в своем сердце твердое осознание несравненного могущества и бесподобного величия Всевышнего Аллаха и испытает неподдельные трепет перед Ним, то, клянусь Аллахом, вся его сущность заполнится стремлением заслужить Его довольство и любовь. И когда возлюбит он Аллаха больше всего на свете, то также полюбит и жертвы, совершаемые только ради Него. И укрепит подобного раба Аллах. Приближенные к Аллаху больше других жертвовали ради Него своим имуществом, семьями и своими душами. 

Всё в жизни человека тленно. Исчезнет его дом, семья, богатство и он сам. Физическая оболочка человека со своими особенностями останется в этой жизни, а то, что она совершала, унаследует его удел в ахирате. Сегодня люди склонны жить так, словно они созданы для заботы о своем теле и его потребностях, когда в действительности тело является всего лишь переходным краткосрочным состоянием перед последним и вечным местом нашего пребывания. И, конечно, для любого благоразумного человека предпочтительнее трудности этой жизни и вечное блаженство, чем недолговечные прелести преходящей жизни и вечные, не знающие конца, мучения в Аду. Не сравнятся отмеренный Аллахом жизненный срок, даже если это и сто лет жизни, и вечность. Были среди предыдущих поколений люди, которые жили не одну сотню лет и не покорились Аллаху. Не уверовавшие из народа Нуха, мир ему, иншааллах, уже получают воздание от Аллаха, и им не поможет их долголетие и ожидают их вечные мучения. И так каждое поколение будет отбывать к своему Создателю до Последнего Часа. 

Единственное, в чем заключается спасение для человека – это правильное и искреннее поклонение Аллаху. В действительности верующий человек нуждается лишь во Всевышнем Аллахе. Счастье, безопасность и успех связаны только с религией Аллаха. «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» («Семейство Имрана», 160). 

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помни об Аллахе — и Он, помня о тебе, защитит тебя; помни об Аллахе — и ты почувствуешь, что Он перед тобой. Если ищешь ответа на вопрос, спрашивай у Аллаха; если ищешь помощи, взывай о ней к Аллаху» (ат-Тирмизи). Верующий не должен сам стремиться к испытаниям, а должен просить Аллаха избавления от них. 

Глубокая убежденность веры и полное упование заключается в том, что при столкновении с трудностями верующий не впадает в отчаяние, а всегда помнит об Аллахе, думает хорошо о Его решениях по отношению к себе и обращается за помощью к Нему. При этом верующий всегда напоминает себе о том, что любое испытание прекращается и за ним приходит милость Аллаха. Он не забывает о том, что Аллах не поступит с ним несправедливо, и в итоге, если он проявит должное терпение, все обернется для него благом. «И, поистине, после затруднения – облегчение, поистине, после затруднения – облегчение». Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня» (Бухари, Муслим). То есть верующий получает защиту и довольство Всевышнего в зависимости от того, каков уровень его богобоязненности, силы убежденности во Всемогущество и Величие Аллаха, силы желания заслужить Его любовь и надежды на Его милосердие и доброту. А это то, что дается в результате усердной работы души и тела, то есть соединения искренности и полноценного совершенствуемого ибадата.