Пятничная проповедь ( 9 Джумада ас - Сани 1437х.)
بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
В последние время мы с тревожным постоянством слышим об удавшихся попытках суицида по причине финансовых проблем. На фоне разразившегося экономического кризиса люди, оказавшиеся не в состоянии погасить банковские кредиты или долговые обязательства, порой находят самоубийство единственным способом избавления от проблем. Без сомнений, девальвация нанесла чувствительный ущерб многим семьям, и у многих опустились руки. Значительно ухудшилось положение огромной прослойки одиноких нуждающихся. Многодетные семьи, попавшие под сокращение кормильцы, ответственные не только за свои семьи, но и помогавшие нуждающимся родственникам. А если в этих условиях над человеком "дамокловым мечом" висит огромный долг и нет никаких надежд на то, что его удастся вернуть?
Конечно, картина рисуется весьма мрачная, почти безнадёжная. Экономический кризис, вероятно, ещё даже не достиг своего пика. Давление со стороны кредиторов растёт. Никакой поддержки от близких и друзей, которые сами, скорее всего, подсчитывают убытки. Да что там поддержки: озлобленные и уставшие, люди отказывают даже в сочувствии и сострадании. Но разве даже при таком раскладе суицид способен разрешить возникшую проблему? Ради чего сводить счёты с жизнью? Ради кредиторов, которые будут и дальше добиваться законными или незаконными способами возвращения причитающихся им денег? Или ради родных и любимых людей, которым в дополнение к тяжелейшей утрате придётся расплачиваться за твои долги? Или из-за стыда перед ними, которых ты не сумел обеспечить и уберечь? Но разве им от этого станет легче? И насколько вольготной станет их оставшаяся жизнь?
Очень часто желание покончить с собой порождается страхом — перед унижением, наказанием или даже опасениями за семью. Отсутствие работы или хотя бы проблеска надежды на завтрашний день окончательно выбивает почву из-под ног. Нередко и поделиться своей бедой не с кем, и тогда собеседником становится шайтан, и отгонять навязчивые мысли о простом и лёгком способе избавления становится всё труднее. Вот тут-то и впору обратиться к Всевышнему, который до последнего не отворачивается от человека, даже если тот многие годы упорно отворачивался от Него. В конце концов, возможно, что для многих из нас, увлечённых важностью своих земных стяжаний, нужно коснуться психологического дна, чтобы оттолкнуться от него и выплыть на свет Божий.
Вопрос тут даже не в том, что Коран категорически воспрещает убивать «самих себя» (сура 4 «Женщины», аят 29) или убивать «своих детей, опасаясь нищеты» (сура 17 «Ночной перенос», аят 31). Не своею волею мы пришли в этот мир, и не мы должны решать, когда уходить из него. Но гораздо важнее то, что трудности и испытания — это неотделимая составляющая нашего бытия. Эти испытания приходят и уходят, а жизнь должна продолжаться, ибо через них мы очищаемся и начинаем лучше осознавать ценность настоящей жизни в мире вечном. Всемилостивый предоставляет всем надежду на лучшую долю. Как после ночи наступает рассвет, так и вслед «за каждой тягостью» непременно наступает облегчение. И не одно облегчение, а целых два (сура 94 «Раскрытие», аяты 5-6).
Милость Всевышнего всегда опережает Его гнев, и отчаиваются в ней «только люди заблудшие» (сура 15 «Хиджр», аят 56). Он отвечает на молитвы тех, кто, потеряв надежду на помощь от людей, истово призывает Его, как только может призывать спасение утопающий. Наверное, говорить об этом намного легче, чем оказаться в тяжелейшей ситуации. Но не будем забывать, что Всевышний не возлагает на человека больше того, что он способен вынести ( сура 23 «Верующие», аят 62). Вдобавок Он обещает прокормить тех, кто ищет Его довольства и опасается Его гнева. И не только прокормить, но и создать для них «выход из положения» (сура 65 «Развод», аят 2). А значит, нужно набраться терпения и не отчаиваться, а использовать выпавший нам шанс и переосмыслить свою жизнь, в чём-то покаяться, в чём-то стать лучше. В конце концов, «нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (сура 11 «Худ», аят 6). Хотим мы того или нет, но практически всё в нашей жизни зависит от того, в какой мере мы соблюдаем заповеди Всевышнего.
Деяние добра и поклонение Господу не гарантируют нам безбедную и безмятежную жизнь, но обеспечивают близость к Нему, беспрепятственный доступ к Его милости и блаженство, которое компенсирует многие земные утраты. Путь к этому блаженству открыт, покуда в жилах наших теплится кровь, и никакие испытания не способны помешать нам встать на него, если мы захотим, возжелаем этого всем сердцем. Напротив, испытания эти для того и служат, чтобы мы вкусили часть того, что заслужили, и «вернулись на прямой путь» (сура «Рум», аят 41).
Все сотворенное, что существует в мире, имеет отпущенный ему удел и пропитание от Аллаха и нет ни одного создания, которое оставлено без Его внимания и милости. Весь растительный и животный мир, все человечество связаны миллионами связей друг с другом и если бы не милость и щедрость нашего Творца, то кто содержал бы творения от рождения до смерти? И каждое существо имеет до своего сотворения отмеренный для него ризк (пропитание) в этом мире. И сказано по этому поводу в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Перо уже поднято и свитки высохли. Люди никогда не должны бояться, что они останутся без пропитания (ризка), так как их ризк уже распределен».
Примером этому является один рассказ из книги «Анисуль джалис», где написано, что «имеется в морях такая птица с длинным клювом, которая летает над морем и не питается ничем другим, кроме того, что в море, заметит кита и когда кит открывает рот, то эта птица садится к нему в пасть и очищает его зубы. Когда кит питается рыбой и другой пищей, то она застревает между зубами и они начинают болеть. И в это время кит поднимается на поверхность моря и широко открывает пасть и когда птица чистит его зубы, найдя там свою пищу, Аллах ставит в пасти кита невидимый столб, чтобы он не закрыл пасть и не убил птицу. Всевышний создал для этой птицы ризк в пасти кита и таким образом ни одно существо в мире не оставлено без присмотра. Кит в результате освобождается от болезни, а птица находит свое пропитание. Все, что есть на земле, связано друг с другом». Сказал Хатамуль Асам по поводу надежды, упования, таваккула, что он бывает 4 видов: 1) надежда на свой народ 2) надежда на свое богатство 3) упование на свой организм 4) упование на Аллаха Кто надеется на свой народ, тот говорит: «У меня есть кто-то» – и называет разных людей: «Разве с ними мне будет печально?» Кто надеется на свое богатство, тот говорит: «У меня есть столько денег, никто не сможет мне вредить».Кто уповает на своё здоровье говорит: «У меня столько сил что я смогу всё для себя сделать». Кто надеется на Господа, тот говорит: «Бедный я или богатый, здоровый или больной, есть ли много родственников или нет, мне нет разницы. Всегда со мной Господь и он убережет меня от несчастий и бед и все, что будет со мной, будет по его воле и я доволен своей судьбой». Поистине, лишь Всевышний является тем, кто дает нам пищу, воду и несчетное количество других милостей, и уверовавшие – это те, кто знает добро от своего Господа и благодарен и творит добро ради Аллаха и поклоняется Ему. Многие люди не знают, что ключ к истинному счастью, когда ни одна проблема не страшит человека, т. к. знает он, что помощь ему от милостивого Господа и даже если есть трудности, он не печалится и знает, что ему эти испытания полезны для закалки духа, и если он выйдет с надеждой на Аллаха из трудностей, терпеливо и стойко, то ему будет большая награда, иншааллах.
Дай Аллах, чтобы мы были достойны быть настоящими уверовавшими, чтобы быть среди тех, кто знает истинное счастье!