Пятничная проповедь (7 Мухаррам 1444х.)

Пятничная проповедь (7 Мухаррам 1444х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Помимо обязательного поста в месяце Рамадан, есть много других дней, когда пост для мусульманина является желательным. Одним из месяцев, на желательность поста в котором указал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), является месяц Мухаррам, начинающий собой новый год исламского календаря.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Сура «Покаяние», аят 36). 

Согласно словам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Мухаррам является одним из запретных месяцев Аллаха. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время приобрело свою форму в тот день, когда Аллах сотворил небеса и Землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых священны. Три из них идут подряд: Зу-ль ка’да, Зу-ль хиджа, Мухаррам, а Раджаб находится между месяцами Джумада (ас-сания) и Ша’бан» (Аль-Бухари, Муслим). 

Также достоверная Сунна указывает на то, что Мухаррам – лучший месяц для поста после Рамадана. Передаётся, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее время для поста после месяца Рамадан – месяц Аллаха Мухаррам, а лучшая молитва после обязательной – ночная молитва» (Муслим). 

Некоторые учёные посчитали, что желательно поститься весь месяц Мухаррам, однако не установлено, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда-нибудь постился весь месяц целиком. Хадис, как говорят учёные, указывает на общую желательность поста в месяц Мухаррам, но не на пост в течение всего месяца. 

Передаётся, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я не видела, чтобы когда-нибудь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь месяц целиком, кроме Рамадана. Я также не видела, чтобы он постился в другие месяцы больше, чем в месяц Ша’бан» (Аль-Бухари, Муслим). Этот хадис указывает на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не постился ни в один из месяцев целиком, кроме Рамадана. Следовательно, вышеприведённый хадис не указывает на желательность поста в Мухаррам целиком. 

Также одним из отличительных достоинств месяца Мухаррам является день Ашура, приходящийся на десятое число. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) особенно выделял этот день постом. Пост в этот день был связан с тем, что Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его народ от Фараона. Тем самым пост означал благодарность Аллаху за спасение пророка Мусы (мир ему) и его народа. 

Передаётся, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это за день, в который вы поститесь?» Они ответили: «Это великий день – день, в который Аллах спас сыновей Исраиля от их врага, и Муса постился в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». Он постился в этот день и повелел поститься другим» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи). 

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если я останусь в живых до следующего года, то непременно буду поститься и в девятый день» (Муслим). Шейху-ль Ислям Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал (в «Маджму’ аль-фатава»), что он хотел сделать это, чтобы отличиться от иудеев. 

Пост в день Ашура является очень желательным, во-первых, потому что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в этот день, а во-вторых, потому что искренний пост в этот день смывает грехи, совершённые в предыдущий год. Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что из-за поста в день Ашура Аллах простит грехи, совершённые в предыдущий год» (Муслим). 

Каждый год в день Ашура в новостных передачах можно увидеть репортажи о том, как шииты занимаются самобичеванием. Они бьют себя в грудь, лицо, наносят удары цепями по плечам, наносят порезы саблями на голове и спине, проливая кровь. Обосновывают они это своей скорбью по Хусейну (да будет доволен им Аллах) – внуку Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Всё это относится к мерзким отвратительным деяниям, которые не только не имеют в исламе никакой основы, но и строго запрещены. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал ничего подобного и запрещал это другим: «Не относятся к нам те, кто бьёт себя по лицу, рвёт на себе одежду и кричит, как кричали во времена невежества». 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) потерял при жизни много близких людей, начиная со своей семьи и заканчивая своими ближайшими сподвижниками, и он никогда не делал ничего подобного. Все эти действия относятся к порицаемым нововведениям. Шейху ль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Из-за убийства Хусейна шайтан навёл людей на введение двух новшеств. Первое – это скорбь и стенания в день Ашура, которые сопровождаются самобичеванием, криками, плачем и распеванием элегий. Однако всякое нововведение есть заблуждение. Ни один из четырёх имамов, ни кто-либо другой не считал желательным ни то, ни другое» («Минхадж ас-Сунна», 4/554). Необходимо отметить, что эти отвратительные поступки поддерживают враги ислама, которые тем самым хотят достигнуть своих злых планов по обезображиванию ислама и его последователей.

Любой человек, в чьём сердце есть хоть немного веры, стремится сделать что-то, что способно приблизить его к Аллаху, к довольству, любви и награде Всевышнего. Верующий человек находится в постоянном поиске таких поступков, ибо понимает, что его земная жизнь – это поле, которое нужно засеять добрыми, богоугодными поступками, для того чтобы собрать благой урожай в виде наград и райских услад в Вечной жизни. 

Большое число преданий рассказывают о том, как сподвижники приходили к Пророку (ﷺ) и спрашивали его о том, что они должны сделать, чтобы войти в Рай: какое из деяний наиболее любимо Аллаху, как заработать у Него награду и благосклонность, как избежать потери наград и избежать наказания в Вечной жизни. Одним из таких благих деяний, на которое указал Посланник Аллаха (ﷺ), является устранение препятствий и помех с дороги людей, расчистка для них пути, по которому они передвигаются. Устранить с пути людей, по которым они передвигаются, всё, что им мешает: камень, колючку, мусор, стекло, нечистоты, трупы мёртвых животных, ветки. Сюда же относятся и такие деяния, как засыпать яму, починить мосты, отпилить ветки деревьев, которые нависают над дорогой и мешают людям ходить. Устранение препятствия – это одна из форм милостыни (садака). 

Пророк (ﷺ) сказал: «Убрать препятствие с дороги – садака». То есть, убрав какую-то помеху с дороги, ты получишь от Аллаха награду, как за преподнесённую тобой окружающим милостыню. Пророк (ﷺ) разъяснил, что убрать помеху с дороги людей – это проявление веры, это одно из ответвлений имана. Он сказал: «Иман имеет 70 с лишним ответвлений. Самое высокое из них – слова "ля иляха илля Ллах" ("Нет истинного бога, достойного поклонения, кроме Аллаха"), самое минимальное – устранение препятствия с дороги. А застенчивость – одна из ветвей имана». За устранение препятствия с дороги Аллах прощает грехи. 

Пророк (ﷺ) рассказал о том, что однажды некий человек шёл по дороге и увидел на ней колючую ветку. «Я непременно уберу эту колючку, чтобы она не навредила никому из мусульман», – решил этот человек. И тогда Аллах простил ему его грехи. Он не просто убрал колючку, он сделал это только ради Всевышнего, желая снискать Его милость и прощение, преисполненный сострадания и любви к Его верующим рабам. 

Вот какое высокое место, какое важное положение занимает искреннее намерение. Аллах примет от тебя это благодеяние и наградит тебя за него только при том условии, что ты сделаешь это ради Него. Искреннее намерение может превратить простое деяние в великое, и наоборот, порочное намерение может обратить в пепел и сор великие поступки. Воистину, милость Аллаха обширна. 

Всевышний любит прощать и благодарить людей за то, что они делают ради Него от чистого сердца. Иногда Он дарует верующим свое прощение за искренние деяния, которые кажутся многим незначительными. 

Однако приведённые сегодня хадисы касаются не только устранения физических препятствий с физической дороги. Они также касаются устранения духовных препятствий с духовного пути людей. Если ты предостерегаешь от грехов, от ослушания Всевышнего Аллаха, от поклонения кому-то наряду с Всевышним Аллахом, от различных заблуждений, религиозных новшеств – от всего, что мешает людям идти к Аллаху к Его довольству и награде, то это ещё важнее, чем очищение физической дороги. Ибо физические препятствия вредят лишь телам людей, а духовные – их сердцам и их вечному счастью.

Аллах алим!