Пятничная проповедь (30 Зуль Хиджа 1443х.)

Пятничная проповедь (30 Зуль Хиджа 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

В современном нашем обществе люди расценивают Коран в свете, крайне отличном от его главного предназначения. Даже в стране, где 98% всего населения утверждает о своей принадлежности к Исламу, да и во всем Исламском мире в целом, лишь немногие люди знают содержание Корана. 

Коран, облаченный в чехлы, как правило, украшает стены, верхние полки и салоны автомобилей. Некоторые умудряются зашив аяты в материю носить у себя на шее или где-нибудь в кармане. Существует мнение, что Коран хранит читающих его людей от «неудач и злосчастий». Согласно этому суеверию, Коран принимается за своего рода амулет, талисман, оберегающий от бед, несчастий, дающий богатство и здоровье. 

В то время как аяты Корана сообщают нам, что его миссия в корне отличается от всего вышеописанного. Например, в 52-ом аяте суры «Ибрахим» говорится: «Это – сообщение для людей, и пусть увещевают им и пусть знают, что Он – Бог, единый, и пусть опомнятся обладающие разумом!» Во многих подобных аятах подчеркивается, что главное предназначение Корана состоит в призыве людей к размышлению. 

В Коране Аллах призывает людей отойти от слепого следования за всяческими домыслами и ценностями, порожденными обществом и нововведенцами, и размышлять. Размышлять свободно, избавившись от предубеждений и давлений, оказываемых на рассудки и разумы людей. Человек должен задумываться о том, как он возник, что является целью его жизни, почему он умрет и что его ждет после смерти. Он должен вопрошать себя о том, как появились и существуют будь то он сам или же вся вселенная, в пределах которой он живет. При этом, он должен избавиться от всех условностей и предрассудков, исправить своё вероубеждение если оно засорённое. 

Таким образом, изолировав свой разум ото всех социальных, идеологических и психологических давлений, здравомыслящий человек с легкостью осознает, что и вселенная, и он сам созданы единой высшей силой, Аллахом Тааля. Даже при изучении собственного организма или какого-либо составного элемента природы, он станет очевидцем полнейшей гармонии, грандиозного плана и бесподобного проекта – красноречивых свидетельств существования Высшего Разума нашего Создателя. И на этом этапе путеводителем человека будет опять-таки Коран, где указывается, что именно следует изучать человеку и над чем он должен размышлять. 

Благодаря такому методу, нашедшему свое отражение в Коране, верующий во Всевышнего человек лучше ощутит все совершенство, мудрость, знание и силу в Его творениях. Когда верующий человек начинает думать методом, указанным в Коране, он вскоре понимает, что вся вселенная – это свидетельство мощи Аллаха. Коран призывает человечество к тщательному размышлению над многочисленными событиями и созданиями, что ясно свидетельствуют о существовании и единстве Аллаха. И все эти создания названы в Коране «аятами», т.е. «знамениями», что означает «подтвержденные доказательства, абсолютные знания, отражение истины». 

Поэтому, знамениями Аллаха являются все существа во вселенной, которые свидетельствуют о Его существовании. А по сути, проницательный взор увидит, что вся вселенная состоит лишь из этих знамений. В этом и состоит миссия человека – суметь увидеть знамения Аллаха...

Таким образом, он узнает Создателя, который сотворил его и все другие существа, станет ближе к Нему и придет к спасению, осознав подлинный смысл своего бытия. Несомненно, этой хутбы не будет достаточно для раскрытия несметных знамений Аллаха. От механизма дыхания человека до политических и общественных событий, от грандиозной гармонии во вселенной до структурной единицы всего сущего – атома – все это в отдельности является знамениями Аллаха и функционирует по установленным Им законам и под Его контролем.

Поэтому распознание и изучение этих знамений – личное усердие каждого отдельного человека, и оно зависит лишь от степени его разума и совести. Для того, чтобы приобрести образ мышления, способный воспринять вселенную как единый комплекс творений Аллаха, человек может исследовать определенные аспекты, подчеркиваемые в Коране. 

Аллах призывает обладателей разума задуматься над вопросами, о которых одни вовсе не размышляют, а другие обходят стороной, отделываясь голыми фразами вроде «эволюции», «случайности» или «чуда природы»: «Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом, – тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня…» (Сура «Семейство ‘Имрана», 190-191). 

Размышляющим и созидающим людям остается лишь узреть знамения Аллаха и, исходя из этого, попытаться понять Его мощь, знания и мудрость. Ведь знания Аллаха безграничны, а Его творение безупречно… И для людей размышляющих все окружающее их является свидетельством этого творения… Если человек не утруждает себя поисками ответа на вопрос «как я произошел?», то поддается чувству равнодушия, говоря себе «я произошел, так или иначе!..». 

Поддавшись же этому чувству, он выбирает образ жизни, который уже не оставит ему времени, чтобы задаваться подобными вопросами вновь. Тогда как здравомыслящему человеку пристает задуматься над собственным происхождением и согласно этому определить значение своей жизни. И при этом, он не должен бояться, как это присуще некоторым, что придет к выводу: «Я сотворен». Поскольку вышеупомянутые «некоторые» не желают нести какой-либо ответственности пред Создателем.

Их страшит то, что, признав свою сотворённость, им придется покинуть тот образ жизни, привычки и идеологии, к которым они так привязаны. Или же избегают повиновения своему Создателю. Как сказано в Коране, эта психология характерна для тех, кто отрицает Аллаха «по неправедности и превознесению», «хотя души их убедились в истинности». (Сура «Муравей»; 14). 

Человек же, оценивающий свою сущность по разуму и совести, а не «по неправедности и превознесению», не увидит в себе ничего, кроме знамений сотворения его Аллахом. Он заметит, что его бытие зависит от гармонии тысяч сложных систем, которых он не создавал и которые ему не подвластны. Он осознает истину, что сотворён и, познав своего Создателя, постарается понять, с какой же целью Он его сотворил. Во время же этих исканий, человека сопровождает надежный проводник – Коран и Сунна. Эта книга есть «путеводитель», ниспосланный Создателем всем людям на земле. 

"Бойтесь Аллаха и бойтесь Того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху, и будет каждой душе воздано сполна за то, что она совершила, и люди не будут обижены, и с ними не поступят несправедливо". Сура "Корова", 2:281. 

О мусульмане! Религия, которую мы с вами исповедуем, по милости Аллаха, это величайшая религия. Религия Ислам – это религия нашего отца Ибрахима единобожника, ханифа (мир ему), и не был он из многобожников. Это та религия, которой удовольствовался Всевышний Аллах для нас с вами, и Аллах не принимает иной религии, кроме неё. И говорит Всевышний Аллах: "А кто ищет иной религии, кроме Ислама, от того не будет принято и он будет в вечной жизни из тех, кто потерпит настоящий убыток". Сура "Семейство Имрана", 3:85. 

Из величайшей милости Аллаха к нам с вами то, что Он сделал нас последователями ахлю Сунна уаль-джама'а – людей Сунны и единой общины, то есть сделал нас последователями пути сподвижников и тех, которые последовали за сподвижниками, праведных предшественников. Воистину, это и только это есть истинный путь. Все остальные группы сошли с этого пути и отклонились от него. 

Самое главное отличие этого пути ахлю Сунна уаль-джама'а – они черпают свою религию, свои убеждения из Книги Аллаха и Сунны Посланника Аллаха (ﷺ) и понимают Коран и Сунну так, как понимали их сподвижники Пророка (ﷺ). Ахлю Сунна уаль-джама'а не ставят свой разум, своё умозаключение, свои ощущения, слова какого-то человека, шейха или свои страсти, или то, что кто-то увидел во сне, выше Корана и Сунны. Их знание и убеждение - это "сказал Аллах", "сказал Пророк", "сказали сподвижники (сахабы)", а раз так, значит ахлю Сунна уаль-джама'а не поклоняются никому, кроме Всевышнего Аллаха, и поклоняются только так, как это установил Всевышний Аллах через Своего Пророка (ﷺ). Это значит, что ахлю Сунна уаль-джама'а не взывают, не обращаются с мольбами, не просят спасения и помощи никого, кроме Аллаха. 

Наше поклонение – это то поклонение, которому научил нас Посланник Аллаха (ﷺ). Ахлю Сунна уаль-джама'а возвеличивают своего Господа, признавая все то, что сказал Аллах о Себе в Коране и в Сунне из Его имён и атрибутов, ничего из этого не искажая. Это путь ахлю Сунна уаль-джама'а, и это те, которые лучше всех знают своего Господа и самые милостивые к рабам Аллаха. Мы ненавидим грехи и ненавидим новшества, но мы должны быть милостивыми к творениям Аллаха, и мы должны желать им Прямого пути, молиться за них и призывать их.

Аллах Акбар!