Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь

Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Аллах Тааля сказал: وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». Сура «Али ’Имран», аят 103. 

В виду сегодняшнего сложного положения мусульман в мире и глобального цивилизационного кризиса, нам как никогда необходимы объединение и сплоченность, координация и сотрудничество. Мы должны любить всех мусульман ради Аллаха, независимо от национальной принадлежности. Мы должны радоваться за успехи всех мусульман и быть с ними солидарны душой и сердцем, потому-что они наши братья, поклоняются Единому Аллаху и следуют путём пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха). 

В случае возникновения разногласий нам следует объединиться на книге Аллаха даже в вопросах шариатского права (фикх). Если мы разногласим в чем-то – смотрим на доказательства. Мы вместе с тем, на чьей стороне доказательства и не принимаем ошибку того, чье мнение не совпадает с доказательствами.

Поистине, Аллах, Велик Он и Возвышен, не оставил нас просто так, чтобы мы разногласили, без весов, при помощи которых мы могли бы различить верное от ошибки. Нет, он установил для нас Коран и Сунну: «То обратитесь с этим к Аллаху» – то есть к Корану; «И посланнику» – то есть к Сунне. Посланник ﷺ сказал: “Я оставляю среди вас две вещи, если будете держаться за это, то не заблудитесь – книга Аллаха и моя” Хадис передал Имам Малик. См.: «Аль-Мууатта», 3.

Как-будто посланник ﷺ находится среди нас своей записанной, удостоверенной, разъясненной Сунной. Это из милостей Аллаха, Свят Он и возвышен, для этой общины что он не оставил ее без ориентира. Он дал ей то, что указывает ей на Аллаха, указывает на истину. А что касается тех, кто не желает истины, а желает произвола, чтобы каждый оставался на своем мнении и говорит: «Объединимся на том, что у нас общее и простим друг другу то, в чем мы разногласим» – все это без сомнений несостоятельные слова.

Нам обязательно нужно объединяться на основе книги Аллаха и Сунны его посланника ﷺ, обращаться к этому с тем, относительно чего мы разногласим. Мы не прощаем друг другу, продолжая разногласить. Напротив, мы возвращаемся с этим к книге Аллаха и Сунне его посланника ﷺ. То, что соответствует истине — принимаем, а то, что является ошибкой – оставляем. Вот это и является обязательным для нас, а не продолжать разногласить. Те, кто призывает к продолжению пребывания в разногласии могут упомянуть хадис: “Разногласие в моей умме – милость” (См.: «Аль-Мугни», 1/27; «Сильсиля ад-даифа», 57. Ученые прилагали усилия, чтобы найти цепочку передатчиков этого хадиса, но так и не смогли), такой хадис передается, однако он не является достоверным. Разногласие не является милостью, а является наказанием. Аллах говорит: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» Сура «Али ’Имран», аят 105.

Разногласия разделяют сердца и рассеивают общину. Если люди разделились, они никогда не смогут помогать друг другу и сотрудничать. Между ними всегда будет вражда и слепая приверженность своим группам и партиям, они никогда не будут сотрудничать. Они будут сотрудничать только в том случае, если объединятся и будут держаться за вервь Аллаха все вместе – это завещал пророк ﷺ, сказав: “Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись ему и не приобщали к нему сотоварищей; чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы делали искреннее наставление тем, кого Аллах назначил правителями для вас” См.: «Сахих» Имама Муслима, 1715; «Мууатта» Имама Малика, 2/990. Этими тремя вещами Аллах доволен для нас. К нашей теме имеет отношение вот эта часть хадиса: «Чтобы вы держались все вместе за вервь Аллаха и не разделялись». Это не значит, что разногласий и разделения нет вообще, людям свойственно разногласить. Однако это значит, что если произошло разногласие и разделение, то его нужно разрешить посредством обращения к книге Аллаха и Сунне его посланника ﷺ. Тогда прекратятся споры и разногласия, это и есть правильное решение.

Обращение к Корану устраняет злобу и вражду, никто не будет возражать против обращения к Корану. Если ты скажешь человеку «Давай обратимся к словам такого-то имама, или такого-то ученого», он может не согласиться. Однако если ты скажешь «Давай обратимся к Корану и Сунне посланника», то он согласится, если у него есть вера. Аллах сказал:

إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَنْ يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ  
«Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» Сура «ан-Нур», аят 51. Так отвечают верующие, а лицемеры, если истина выгодна им – повинуются, если нет – отказываются и отворачиваются.

Не позволено верующим продолжать оставаться в противоречии, в каком бы то ни было вопросе, ни в основах, ни во второстепенных вопросах. Все противоречия необходимо разрешать посредством Корана и Сунны. Если истинность мнения кого-либо из ученых не станет ясной посредством доказательств, не получится определить верное мнение, то в таком случае не порицается выбрать мнение определенного имама. Об этом сказали ученые: «Нет порицания в тех вопросах, где допустимо исследование» т.е. в тех вопросах, где не проясняется у кого из сторон сильнее доказательства. Только обращение к Корану и Сунне посланника ﷺ может удовлетворить людей и устранить пререкания.

Аллах упомянул, что он приказал мусульманам быть едиными относительно религии и запретил разобщаться.
Аллах сказал:

شَرَعَ لَكُمْ مِنَ الدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰ ۖ أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ  «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): “Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее”» Сура «аш-Шура», аят 13. То есть не поступайте так, что у каждого из вас будет своя отдельная религия. Потому что в религии нет противоречий.

Еще больше ясности в это вносят те удивительные вещи, которые известны в Сунне. Установлены от Пророка ﷺ сообщения, которые побуждают к объединению и запрещают разобщение и разногласия. Как, например, хадис: “Поистине, те из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем” См. «Муснад» Имама Ахмада, 17142.

Впоследствии ситуация сложилась так, что разобщение в основах религии и второстепенных вопросах стало считаться (признаком) наличия знания и понимания религии. У поздних поколений, к сожалению, ситуация изменилась так, что разногласия в основах и второстепенных вопросах стали считаться признаком компетентности. В то время как истиной является противоположность: объединение – это и есть понимание религии. Они говорят: «Разобщение и предоставление свободы людям, отсутствие запретов – это правильное понимание религии». А мы говорим: «Правильное понимание религии – это объединение на основе книги Аллаха и сунны его пророка».

Некоторые из них говорят: «Ислам дал нам свободу в этом. Если кто-то запретит нам что-то, то мы найдем того, кто даст постановление о дозволенности этого». Они установили людей законодателями. Они считают, что если кто-то скажет «это дозволено», то это станет дозволенным, даже если это запрещено Кораном или Сунной. Мы говорим: Обращаемся к книге Аллаха! Истинность чего она подтвердила – принимаем, на ложность чего она указала – оставляем. Вот что является обязательным для нас.

Дошло до того, что призывающего к объединению начали называть не иначе как еретиком или умалишенным.
О том, кто призывает к единению и оставлению разногласий, они говорят: «Он выступил против религии! Он еретик, потому что он отбрасывает слова ученых». Но мы не отбрасываем слова ученых, мы сравниваем их с Кораном. Нас не обязали следовать кому-то из людей, нас обязали следовать Корану и Сунне – это истина. Нам не было велено следовать кому-то одному из ученых. Аллах не поручил нам полагаться на свои мнения и решения, а ниспослал свою книгу, послал к нам своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Если мы вернемся к книге Аллаха и Сунне его посланника, то исчезнет разделение и разногласия, а наше слово будет единым. Мы должны помнить, что еще совсем недавно в Заповедной мечети аль=Харам представители каждого из четырех мазхабов молились отдельно рядом с Каабой. Пока Аллах не послал того, кто объединил их за одним имамом, и, хвала Аллаху, это дурное явление прекратилось. Всё это были последователи мазхабов и мнений ученых. Они разделили даже намаз! Ханафит перестал молиться за ханбалитом, ханбалит за шафиитом. И молились они в разное время: один в начале положенного времени, другой в конце. Потому что один считает, что предпочтительно затягивать молитву, а второй – что предпочтительно спешить с ней. Хотят угодить всем людям. Это явление даже сегодня имеет место быть в некоторых странах. Даже пятничную молитву Джума они не совершают в одно время – некоторые молятся только ближе к послеполуденной, потому что кто-то посчитал это верным. Если человек хочет помолиться рано, идет и молится за одним имамом, если хочет помолиться поздно – с другим. Хвала Аллаху, в свете этого благодатного призыва, люди в Заповедной мечети вернулись к тому, чего придерживались праведные предшественники – молятся все вместе, в одно время и за одним имамом.

Следует напомнить, что религиозные разногласия бывают двух видов: разногласия, вызывающие порицание и гнев Аллаха, и дозволенные, неизбежные разногласия. Всевышний Аллах в Коране говорит о разногласиях: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (Коран, 11:118—119). «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения» (Коран, 3:105). «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее» (Коран, 3:103).

Указанные разногласия приводят к вражде, ненависти и разделению. Это разногласия, имеющие причины нравственного характера, такие как зависть, гордыня, выгода, национальные или политические пристрастия. Всевышний призывает: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь между собой, а не то лишитесь мужества и успеха. Будьте терпеливы, ибо Аллах — на стороне терпеливых» (Коран, 8:46). В этом аяте говорится о разногласии, которое приводит к препирательствам и розни, лишающих мусульман мужества, силы и успеха. Такие разногласия не только запретны, но и являются одним из наказаний Аллаха, насылаемых на мусульман за их грехи и отступление от праведного пути.

Однако есть разногласия, не только дозволенные, но, пожалуй, неизбежные и необходимые. Чем это обусловлено? Во-первых, характером источников Ислама: если бы Аллах Всевышний захотел, чтобы мусульмане были едины во мнениях, Он ниспослал бы Коран с однозначными и недвусмысленными ответами на абсолютно все вопросы жизни человека, семьи, общества, государства. Но этого не было. Тексты Корана и сунны не всегда однозначны, полностью ясны и недвусмысленны. Для чего это было сделано? — Это милость Аллаха и проявление Его великодушия и благосклонности. Аллах оставляет человеку поиски смысла, предоставляет право толковать и рассуждать, что, естественно, приводит к разногласиям, но в то же время делает исламское законодательство гибким и универсальным, приспособленным к различным обстоятельствам и временам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определенные) обязанности — так не пренебрегайте же ими; и установил границы — так не преступайте же их; и запретил (определенные) вещи — так не нарушайте же (эти запреты); и умолчал о (некоторых) вещах по милости к вам, а не по забывчивости — так не спрашивайте о них!» Абу Дарда приводит похожее высказывание Пророка (мир ему и благословение): «То, что запрещено в Коране, — харам, то, что разрешено в Коране, — халяль, а что не упомянуто — милость и великодушие Аллаха. Так примите милость Его, ведь Аллах ничего не забывает!»

Аллах призывает нас к единству, но, в первую очередь, к единству духовному, к братству сердец, а также к единогласному следованию всем ясным основам и недвусмысленным предписаниям Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Рука Аллаха с общиной»; «Остерегайтесь разделения, ведь шайтан бывает с одним человеком, а от двух он дальше»; «Кто вышел из общины хоть на пядь и умер, тот умер смертью джахилии». Эти и многие другие хадисы обязывают мусульман держатся вместе и поддерживать братские узы, даже тогда, когда они следуют разным мнениям.

Если же разногласия в понимании Ислама приводят к фанатизму и вражде, тогда лучше немедленно прекратить такие споры и оставаться при своем мнении. Лучше оставить брата с его неверным мнением и отложить исправление этого на подходящее время, чем пытаться исправить его сейчас же, если такая попытка может привести к конфликту и разделению. В хадисе передано: «Читайте Коран, пока ваши сердца едины, а если ваши сердца разъединяются при чтении Корана, остановитесь и разойдитесь» — то есть, когда начинаются разногласия в понимании Корана, то в сердцах возникают обиды, а в отношениях появляется холод.

Если мусульмане будут искренни, богобоязненны и справедливы, разногласия не столкнут их — главное не следовать крайностям и излишествам и не увлекаться пустыми спорами. Ибн Аббас передает слова Посланника (мир ему и благословение): «Остерегайтесь крайностей и излишеств в религии, ведь тех, кто был до вас, погубили излишества в религии». В Коране сказано: «Он — тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А те, в сердцах которых болезнь, следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]» (Коран, 3:7).

Верующие должны знать существующие мнения ученых, чтобы по своему невежеству не начинать ненужного спора и не обвинять другого мусульманина в ошибке или заблуждении.

Также необходимо принимать во внимание, что многие разногласия и споры возникают из-за простой неразберихи в понятиях и терминах, таких, например, как иман, куфр, нифак, шариат, джахилия, ширк, акыда, харам и халяль. Эти понятия используются иногда не к месту, иногда слишком обобщенно или узко. Может быть, это и будет темой одной из следующих проповедей иншаАллах.