Пят­нич­ная про­по­ведь ( 23 Джу­мада ас - Сани 1437х.)

Пят­нич­ная про­по­ведь ( 23 Джу­мада ас - Сани 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Для того чтобы исповедовать Ислам правильно и быть настоящим мусульманином, человек должен прежде всего уверовать в Аллаха. 

А что есть вера в Аллаха? Разве только признание того, что Вселенная возникла не сама по себе, а в результате акта творения? Разве одного лишь признания Аллаха нашим Попечителем и Богом достаточно для того, чтобы уверовать? 

Вера в Аллаха предполагает признание и принятие всего, о чём говорится в Коране и Сунне. Она включает в себя веру в Его Писания, пророков, ангелов, Рай и Ад, Судный день и в предопределённость всего хорошего и плохого. Всевышний сказал: «Уверовал Посланник и верующие в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников»

Вера в Аллаха также предполагает смирение перед Ним, и отсюда вытекает рекомендация, упомянутая в одном из хадисов Посланника (мир ему и благословение Аллаха), переданного благородным сподвижником Суфьяном ибн ‘Абдаллахом ас-Сакафи. Как-то раз он спросил: «О Посланник Аллаха! Скажи мне об исламе такие слова, чтобы я никого после тебя о нём не спрашивал». Он сказал: «Скажи: "Уверовал я в Аллаха", — а потом придерживайся прямоты» [Муслим]. 

То есть поступай в соответствии с учением Ислама, исполняй веления Всевышнего и сторонись всего, что Он запретил, и пусть все твои помыслы, слова и дела будут правильными настолько, насколько это возможно. И сопровождай каждое своё действие правильным намерением и следи за тем, чтобы все твои деяния соответствовали Корану и Сунне. Всевышний не примет твоих благодеяний, если ты совершишь их для того, чтобы снискать славу, людскую похвалу или какую-нибудь мирскую награду. В таком случае твоей наградой станет эта самая похвала или какое-нибудь приобретение в этой жизни, но после смерти, встретившись со своим Господом, ты не получишь за это ничего и будешь разочарован. И благодеяния твои не принесут тебе пользы, если ты не будешь руководствоваться примером твоего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ибо он был послан для того, чтобы разъяснить Писание твоего Господа и показать, как нужно соблюдать его заповеди, избегая излишеств и попустительства. 

Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путём верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжём в геенне». Путь верующего — это путь прямоты, правдивости, искренности, прямодушия, справедливости и непорочности. Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) разъясняют этот путь, а здравый смысл и первозданное естество убеждают нас в его истинности. Однако следовать этим путём неуклонно чрезвычайно трудно, да и человек в силу своей природы сотворён именно для того, чтобы уклоняться в сторону, а потом раскаиваться и возвращаться на прямой путь. 

Как сказано в Коране: «Поистине, твой Господь лучше знает тех, кто сошёл с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путём». А кто-то и вовсе отходит от прямой стези так далеко, что больше не видит света истины и не различает знаков, которые указывают на единственный путь к спасению. Когда их призывают одуматься, они лишь говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши глухи, а между нами и тобой — завеса». Они глухи в том смысле, что не слышат истину так, чтобы она стала предметом их размышлений, и они немы, когда дело доходит до произнесения слова истины, и они слепы, так как не видят света верного руководства. Мир перевернулся в их глазах, и они довольствовались заблуждением и не желают себе ничего иного. Что может быть хуже такого состояния, когда сердце человека ещё бьётся, но уже запечатано? Это беда, от которой нужно бежать, бежать к свету Аллаха и на свет Его Господа Миров, уповая и надеясь только на Него. Так и поступает верующий, когда взывает к своему Господу во время намаза: «Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших». Это та самая прямота, которую имел в виду Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Каждый из нас должен идти этой прямой дорогой неуклонно, и если уж кому-то случится проявить слабость и сделать шаг в сторону, он должен опомниться, раскаяться и сделать всё возможное, чтобы исправить содеянное, восполнить упущенное и вернуться на единственно верный путь, ведущий к довольству Аллаха и Раю. 

Таким образом, в одном коротком высказывании Посланника (мир ему и благословение Аллаха) раскрывается главное, что необходимо знать для того, чтобы стать мусульманином в полном смысле этого слова. Это правильные убеждения, подкрепляемые правильными деяниями. Вера-Иман немыслима без этих слов и поступков, без намаза и уразы, без закята и хаджа. Но как мало пользы они приносят мусульманину, если он не старается быть правильным человеком, поступать по совести, говорить только правду, сторониться непристойностей. Что же происходит в душе каждого из нас, когда мы читаем или слышим этот хадис? «Скажи: "Уверовал я в Аллаха", — а потом придерживайся прямоты». Размышляем ли мы над его смыслом? И, самое главное, претворяем ли плоды наших размышлений в жизнь?

Задумываемся ли мы о том, насколько правильно мы верим, насколько верны наши убеждения? И что мы делаем для того, чтобы они были верными? А прямота — стараемся ли мы жить правильно, преодолевая трудности, или просто плывём по течению? Отстаиваем ли мы истину или молчаливо закрываем глаза на ложь, лишь бы она не вредила нашему мирскому благополучию? Наконец, наш язык — оберегаем ли мы его от лжи и злословия, клеветы и напраслины, от всего, что вызывает гнев Всевышнего и за что нам придётся отвечать перед Ним? И что черпает язык из глубин души нашей: нескончаемую благодарность Господу или частый ропот на преходящие трудности и временные лишения? Язык выдаёт наш внутренний мир, напоминает нам о том, что мы пытаемся скрыть даже от самих себя, указывает нам на недостатки, с которыми мы должны бороться, от которых должны избавляться. А вместе с тем он помогает нам не забывать Аллаха, поминать Его в любом положении и благодаря этому надеяться на награду, которая больше, чем награда за щедрое расходование серебра и злата и даже участие в сражениях. 

Как говорится в достоверном хадисе: «Ни одно из деяний человека не избавляет его от мучений лучше, чем поминание Аллаха» [Ат-Табарани]. Следование этим простым рекомендациям не просто приближает верующего к благочестию и довольству Аллаха. Он оказывается в числе тех, кого Аллах окружает Своей особой заботой и о ком сказано в Коране: «Поистине, к тем, которые сказали: "Наш Господь — Аллах", — а потом придерживались прямоты, нисходят ангелы: "Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь раю, который был обещан вам. Мы ваши помощники в жизни ближней и в последней жизни"». Наряду с этим прямота и правдивость приносят верующему немало мирских выгод, в которых он так нуждается, но от которых порой отказывается, чтобы не ослушаться Аллаха. В Коране сказано: «Если бы они придерживались прямоты, то Мы напоили бы их водой вволю, чтобы испытать их этим», то есть щедро одарили бы их мирскими благами в награду за их правдивость и в качестве очередного испытания. Такова уж природа земных благ: они являют собой испытание, даже когда верующий получает их в награду за содеянное им добро. И таков исход добрых дел: они не пропадают и не остаются без награды — либо в этой жизни, либо в жизни вечной, либо в них обоих. Вот почему верующий, совершающий добро искренне ради Аллаха, ни при каких обстоятельствах не оказывается в убытке: ни когда отдаёт, ни когда принимает, ни когда теряет, ни когда приобретает. Вся жизнь его, все поступки его — только ради Аллаха, ради приближения к Нему и угождения Ему. 

О Аллах, Господь наш, укрась наши сердца правильными убеждениями и достойными качествами, вдохнови нас на приобретение только полезных знаний и аккуратное соблюдение Твоих заповедей. Введи нас в число Твоих рабов! Введи нас в Твои сады!

Имам Ахмад, Ат-Табарани и другие приводят хадис, в котором говорится: «Наихудшим из воров является вор, который ворует из своегонамаза». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, как же он ворует из своего намаза Он ответил: «Он не совершает полноценно свой поясной и земной поклоны». Аль-Бухари приводит слова Хузайфы, да будет доволен им Аллах: «Я увидел человека, который не совершал полноценно поясной и земные поклоны, и сказал ему: “Ты не совершил намаз, и если бы ты умер, то умер бы не на том, с чем был послан Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”». То есть ты не совершил намаз, который примется, и если бы тебя настигла смерть в таком состоянии, то ты бы умер не на пути, с которым пришёл Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Это то, как должен совершаться намаз, чтобы он считался действительным. Но иногда кажется, что некоторые молящиеся соревнуются друг с другом, кто быстрее совершит намаз. Буквально за пару минут человек умудряется совершить и омовение, и сделать намаз. 

Когда же спрашиваешь его, чем вызвана такая торопливость, слышишь ответ, что он сильно спешит. Это удивительный ответ. Неужели люди совершают намаз для галочки? Ведь все его старания, его суета, телодвижения – делаются впустую, так как такой намаз недействителен. Это издевательство шайтана над человеком, который, молясь таким образом всю свою жизнь, в итоге не совершает ни одного намаза. Он думает, что поклонялся Аллаху, однако все его движения на протяжении 50–60 лет ничего не значили и не имели никакой ценности перед Аллахом. Поэтому обязанностью всех мусульман является изучение своей религии, в особенности вопросов, касающихся индивидуальных обязанностей, таких как намаз, ураза, закат, хадж, чтобы поклонение было правильным и принятым и в итоге это стало причиной вхождения в Рай.

Часто можно услышать от людей слова о том, что в наши дни появилось много мечетей, количество совершающих намаз велико, но при этом зло в обществе не уменьшается. Более того, можно увидеть людей, чей намаз не удерживает их от совершения больших и малых грехов. Почему так происходит, если Аллах говорит в Коране: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного»? Всё дело в том, что всё это относится к намазу, который совершается в полноценной форме, когда молящийся понимает, перед Кем он стоит, осознаёт смысл проговариваемых им слов, признаёт свою ничтожность перед Тем, Кого он просит, и когда он соблюдает все обязательные условия самого намаза, совершая его спокойно и с трепетом. Не говоря уже о понимании и размышлении над тем, что читает молящийся в своём намазе. Если же намаз совершается небрежно, то он не даёт должного эффекта. Таким людям Аллах делает грозное предупреждение: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам». Люди должны знать, что намаз, не удерживающий от греховного, не приближает к Аллаху, а намаз, который совершается с нарушением обязательных требований, ничтожен. Самый простой и надёжный способ совершения полноценного намаза, когда выдерживается необходимая пауза в каждом положении (ат-тума’нина), – это заучивание и чтение формул-восхвалений Аллаха, которые нам оставлены Пророком, мир ему и благословение Аллаха. К сожалению, многие из нас во время обучения намазу учили лишь обязательные молитвы и мольбы: суру «Аль-Фатиха» и «ат-ташаххуд», чтобы поскорее начать совершать намаз. Мольбы, читаемые во время поясных и земных поклонов, и то, что читается между ними, были оставлены на потом. Но это «потом» наступило не для всех. И, как следствие, «временная пустота» в этих положениях ничем не заполняется, намаз превращается в «клевание» и даже может стать недействительным.