Пятничная проповедь ( 2 Джумада ас - Сани 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
В современном нашем обществе люди расценивают Коран в свете, крайне отличном от его главного предназначения. Даже в стране, где 98% всего населения утверждает о своей принадлежности к Исламу, да и во всем Исламском мире в целом, лишь немногие люди знают содержание Корана.
Коран, облаченный в чехлы, как правило, украшает стены, аяты висят в машинах и на шеях людей. И, как правило, читается лишь людьми преклонного возраста. Существует мнение, что Коран хранит читающих его людей от «неудач и злосчастий». Согласно этому суеверию, Коран принимается за своего рода амулет, талисман, оберегающий от бед и несчастий. Многие думают аяты из Корана сами по-себе защищают человека от дурного и дают благословение ему. Нет! Чтобы извлекать пользу из слов Аллаха надо произносить их и ещё лучше, знать хотя-бы общий смысл.
Аяты Корана сообщают нам, что его миссия в корне отличается от всего вышеописанного. Например, в 52-ом аяте суры «Ибрахим» говорится: «Это – сообщение для людей, и пусть увещевают им и пусть знают, что Он – Бог, единый, и пусть опомнятся обладающие разумом!» Во многих подобных аятах подчеркивается, что главное предназначение Корана состоит в призыве людей к размышлению. В Коране Аллах призывает людей отойти от слепого следования за всяческими домыслами и ценностями, порожденными обществом, и размышлять. Размышлять свободно, избавившись от предубеждений, табу и давлений, оказываемых на рассудки людей.
Человек должен задумываться о том, как он возник, что является целью его жизни, почему он умрет и что его ждет после смерти. Он должен вопрошать себя о том, как появились и существуют будь то он сам или же вся вселенная, в пределах которой он живет. При этом, он должен избавиться от всех условностей и предрассудков.
Таким образом, изолировав свой разум ото всех социальных, идеологических и психологических давлений, здравомыслящий человек с легкостью осознает, что и вселенная, и он сам созданы единой высшей силой. Даже при изучении собственного организма или какого-либо составного элемента природы, он станет очевидцем полнейшей гармонии, грандиозного плана и бесподобного проекта – красноречивых свидетельств существования Аллаха - Высшего Разума.
И на этом этапе путеводителем человека будет опять-таки Коран, где указывается, что именно следует изучать человеку и над чем он должен размышлять. Благодаря такому методу, нашедшему свое отражение в Коране, верующий во Всевышнего человек лучше ощутит все совершенство, мудрость, знание и силу в Его творениях. Когда верующий человек начинает думать методом, указанным в Коране, он вскоре понимает, что вся вселенная – это свидетельство мощи Аллаха и Его искусства. Ибо «природа есть произведение искусства, а не мастер». А каждое произведение отражает исключительный талант своего мастера и является воплощением его мыслей.
Коран призывает человечество к тщательному размышлению над многочисленными событиями и созданиями, что ясно свидетельствуют о существовании и единстве Аллаха. И все эти создания названы в Коране «аятами», т.е. «знамениями», что означает «подтвержденные доказательства, абсолютные знания, отражение истины». Поэтому, знамениями Аллаха являются все существа во вселенной, которые свидетельствуют о Его существовании. А по сути, проницательный взор увидит, что вся вселенная состоит из этих знамений.
В этом и состоит миссия человека – суметь увидеть знамения Аллаха... Таким образом, он узнает Создателя, который сотворил его и все другие существа, станет ближе к Нему и придет к спасению, осознав подлинный смысл своего бытия.
Несомненно, этой хутбы не будет достаточно для познания несметных знамений Аллаха. От механизма дыхания человека до политических и общественных событий, от грандиозной гармонии во вселенной до структурной единицы всего сущего – атома – все это в отдельности является знамениями Аллаха и функционирует по установленным Им законам и под Его контролем. Поэтому распознание и изучение этих знамений – личное усердие каждого отдельного человека, и оно зависит лишь от степени его разума и совести.
Конечно, здесь будет полезен и ряд наводящих примеров. Для того, чтобы приобрести образ мышления, способный воспринять вселенную как единый комплекс творений Аллаха, человек может исследовать определенные аспекты, подчеркиваемые в Коране. Цель этой проповеди – напомнить об этих аспектах.
Аллах призывает обладателей разума задуматься над вопросами, о которых одни вовсе не размышляют, а другие обходят стороной, отделываясь голыми фразами вроде «эволюции», «случайности» или «чуда природы»: "Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом, – тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: «Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня…»" (Сура «Семейство ‘Имрана», 190-191)
Как видно, размышляющим людям остается лишь узреть знамения Аллаха и, исходя из этого, попытаться понять Его мощь, знания и искусство. Ведь знания Аллаха безграничны, а Его творение безупречно… И для людей размышляющих все окружающее их является свидетельством этого творения…
К сожалению, Коран не выполняет всех предназначений в нашей жизни, а вернее, это мы, мусульмане, не реализуем все предназначения Корана. Часто мы видим, что Коран используется как украшение книжного шкафа, и даже часто он стоит неправильно, вверх тормашками. И это задача Корана в жизни некоторых людей. А кто-то почему-то решил, что Коран охраняет дом, а потом удивляется, что у него дома есть Коран, который «охраняет дом», а у него сихр, баракята нет и т.п. вещи. Кто-то думает, что Коран для бездумного чтения. И на этом для них миссия Корана заканчивается.
Мы должны использовать моменты чтобы показать людям предназначение Корана. Чтение Корана - это важное дело. Аллах Субханаху ва Тагаля указал на вознаграждение тех, кто читает его. Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал, что пример того, в сердце которого есть Коран и того, в сердце которого нет Корана, как живое и мертвое. Когда мы видим, что человек стремится научиться грамотно читать Коран, мы не должны стремиться разрушить это стремление. Если ният хороший, человек не остановится на этом, потому что Коран притягивает к себе.
Многие, к сожалению, читают Коран сезонно: когда наступит Рамадан, на похоронах, при имя наречении. Чтение Корана должно быть постоянным, даже если в небольших количествах (хотя-бы по три аята каждый день). Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аллах Субханаху ва Тагаля любит непрерывно продолжающиеся дела, даже если они небольшие».
Конечно, в Рамадан можно усиленно читать Коран, но это не значит, что, как кончился Рамадан, убрали Коран на полки. Никто не требует ежедневно читать по пять страниц или по несколько джузов, но нужно читать его хотя бы по несколько аятов. Нельзя делать большие перерывы в чтении Корана. Об этом говорится в следующем аяте: "И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой (с терпением и продолжительно), и ниспослали Мы его ниспосланием." (17:106). "Или прибавь к этому и читай Коран чтением (соблюдая правила таджвида и с напевом)". (73:4).
Сейчас есть книги, в которых арабский текст Корана и перевод смыслов на русский язык идут параллельно, не надо ничего искать. Надо стремиться читать Коран с пониманием: "Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий." (4:82). "Разве они не подумают о Коране? Или на сердцах бывают их затворы?" (47:24). "Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладателей рассудка." (38:29)
Одна треть Корана по своей значимости - сура «Ихлас». Однажды один сподвижник так часто повторял ее в намазе, что это надоело читавшим намаз за ним, и они пошли жаловаться на него Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), Пророк Аллаха велел им, чтобы они спросили этого сподвижника, почему он так часто ее читает. Этот сахаб сказал: Я ее люблю, потому что она рассказывает о качествах Аллаха. Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), велел своим сподвижникам: Скажите ему, что из-за его любви к этой суре Аллах любит его. Веления Корана надо соблюдать. Человек, который читает книгу и не выполняет то, что в ней, подобен ослу. В одном хадисе говорится: «...и бывает так, что человек читает Коран, а Коран его проклинает», потому что он читает в Коране «Прокляты обманщики!», и сам обманывает.
Сегодня у мусульман есть такая ассоциация: сура «Йясин», значит, кто-то умер. Хотя в этой же суре Аллах Субханаху ва Тагаля говорит: "Мы не учили его стихам, и не годится это для него. Это - только Напоминание и ясный Коран, чтобы увещевать тех, кто жив, и чтобы оправдалось слово над неверными." (36:69-70). Именно в этой суре Аллах Субханаху ва Тагаля говорит: "это напоминание для увещевания живых людей." Коран исцеление для верующих. "И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. А для неправедных только увеличивает потерю." (17:82)
Мухаммад, (да благославит его Аллах и приветствует), и его сподвижники иногда читали Коран больным людям для облегчения страдания. Но не это главное. Главное - это душевное исцеление и оздоровление мировоззрения. Бывают люди с больным мировоззрением. Иногда создается впечатление, что Коран - это аптека, в которой есть аят и от головы, и от боли в животе. Конечно, нет запрета для чтения какому-нибудь больному, но нужно призывать людей к тому, чтобы они сами читали Коран. Но, к сожалению, в этом направлении работа не ведется, человека сажают и читают ему Коран.
Дай Аллах Субханаху ва Тагаля, чтобы Коран был Свидетелем в нашу пользу в Судный День! Дай Аллах, чтобы в нашей жизни реализовывались все задачи Корана. И дай Аллах, чтобы мы не были теми, на кого жаловался пророк Мухаммад, (да благославит его Аллах и приветствует): "И сказал посланник: «О Господи, ведь мой народ отвратился от Корана!»" (25:30)