Пятничная проповедь ( 17 Джумада аль - Ауваль 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
«Аллах не наставляет на прямой путь изменников с их кознями» (Йусуф, 52).
Всевышний покровительствует тем Своим рабам, которые не совершают измены. В хадисе-кудси записана эта истина: «Аллах говорит: «До тех пор, пока один человек не предаст другого, Я буду третьим между ними. Если один из них предаст своего товарища, Я покину их» (Абу Давуд, «Буйу», 26-27 / 3383). И как только Всевышний покидает предавших друг друга, между ними встревает шайтан и приводит этих людей к печальному финалу. Отдельный вид предательства — указание неверного пути тому, кто пришёл за советом. Человек, который знает правду, но не говорит о ней и рекомендует другому ложный путь, совершает великое предательство по отношению к пришедшему с надеждой. В хадисе говорится: «Предателем станет тот, кто посоветует что-то своему брату по вере, зная, что это неправда» (Абу Давуд, «Ильм», 8 / 3657).
Невозможно представить более мерзкого предательства, чем ложь тому, кто доверяет и прислушивается к словам. Ибо человек, который не допускает и мысли о том, что его друг обманет, верит и полагается на его слова. Поэтому и убыток, который он терпит, несравненно больше, чем в других случаях. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Сколь страшное предательство — лгать брату, который верит, что ты говоришь правду, и подтверждает твои слова!»(Абу Дауд, «Адаб», 71 / 4971; Ахмад, IV, 183; Бухари, «Аль-Адабуль-муфрад», № 393).
Для того чтобы спастись от Ада и войти в Рай, надо быть верующим (му’мин). Вера (иман) и предательство не могут быть вместе. Нет веры у ненадежного человека и у человека, нарушающего свое слово. Эти два обстоятельства связаны с надежностью. Приведенный нами хадис очень грозно разъясняет, насколько большим грехом является измена. В некоторых хадисах говорится, что му’мин может совершать грехи, но ни в коем случае не может предать и солгать. (Ахмад, V, 252; Байхаки, Шуаб, IV, 207).
Целью таких хадисов является явственно обозначить всю тяжесть предательства и лжи, а не дозволить верующим совершать еще и другие грехи. Верующий должен со всей возможной строгостью избегать всех грехов, но предательство и ложь категорически не должны присутствовать в нем. Ибо оба эти отрицательных качества совершенно не подобают верующему, и они ни в коем случае не могут соседствовать с верой. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), описывая мусульманина, говорит: «Мусульманин брат мусульманину. Он не предаст его, не солжет ему и не устанет оказывать ему помощь. Каждому мусульманину запретны честь, имущество и кровь другого мусульманина». (Тирмизи, Бирр, 18/1927). Для Всевышнего Аллаха нет ничего скрытого. Он знает о злобных взглядах и намерениях предателей и записывает их в качестве доказательства против них в их книги деяний. В Священном Коране говорится: «Ведомы [Аллаху] и лживые взоры, и то, что сокрыто в сердцах» (аль-Му’мин, 40/19). Поэтому человек, верующий в Аллаха и Судный день, не может совершить предательство. В хадисе сообщается, что измена есть качество мунафика.
В продолжении хадиса говорится, что лицемеры, когда разговаривают, лгут и, когда дают слово, не держат его. Все это разновидности предательства. Т.е. человек, на мысли, слова и действия которого нельзя положиться, предательства которого опасаешься, отдаляется от веры и приближается к лицемерию. Это на самом деле так, даже если такой человек совершает намаз, уразу и считает себя мусульманином. По этой причине, мусульмане должны быть очень внимательны в вопросах надежности и стремиться к высокой нравственности. В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) передает, что Всевышний сказал: «В Судный день я буду врагом для трех людей». Потом первым Он назвал человека, который поклялся именем Аллаха, а потом не сдержал свое слово. (Бухари, Буйу’, 106).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советует каждому человеку, чтобы не попасть в такое низкое положение, быть надежным и не предавать даже тех, кто предал его. Эти два принципа настолько важны, что составляют основу нравственности и общественного порядка. Первый пункт повелевает нам соблюдать и права Аллаха, и права людей. Т.е. как в жизненных вопросах, так и в духовных надо быть верным тому, что тебе доверили. О том, что Всевышний Аллах доверил Своим рабам, говорится в таком аяте: «Воистину, Мы возложили ответственность на небеса, землю и горы, но они отказались нести ее, устрашившись…». Эта ответственность – все повеления и запреты Аллаха. Если верующие следуют этим повелениям и запретам, значит, они оправдывают возложенное на них доверие (аманат). А тот человек, который не следует повелениям Ислама, предает Аллаха и Его Посланника. И вред этого не вкусит никто, кроме него самого. Ибо «Но злое ухищрение поражает лишь того, кто творит его»(Фатыр, 35/43). Вот другой аят, в котором более явственно выражена эта истина: «О вы, которые уверовали! Не будьте изменниками Аллаху и Посланнику, оправдывайте доверие в том, что доверено вам»(аль-Анфаль, 8/27).
Если мы думаем о своем благе, то, отдалившись от непочтительности к божественным законам и сунне нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), должны благодарить Аллаха за эти законы, дарующие нам жизнь. Гарантия нашего счастья и нравственного здоровья – будучи преданными и покорными этим законам, выполнять наши религиозные обязанности со всей серьезностью и искренностью. К предательству склонны слабые люди. Предательство – явление, ставшее в наше время очень распространённым.
Сегодня не смотрят ни на родственные узы, ни на долголетнюю дружбу. Как только появляется удобный случай, как только есть какая-либо выгода, любой из нас готов предать те чувства, которые объединяли людей. Предательство осуждается людьми. Оно считается безнравственным, оно разрушает моральные устои общества. Предательство порицается любой религией мира. Склонность к предательству сродни эгоизму, подлости, измене, подхалимству, мстительности. Конечно, это самые порицаемые человеческие качества, с которыми человек борется всю свою жизнь. Но бывают люди, которые не могут жить, если не сделают больно другому. Борьбе именно с этими низменными проявлениями нас учит Ислам, который прямо указывает на греховность таких поступков. Предательство не новое явление, оно существовало ещё с того момента, когда один из сыновей Пророка Адама (мир ему) ослушался повеления Всевышнего. По большому счёту, это низкое качество есть в каждом из нас, просто у кого-то оно ярко выражено, а у других тлеет внутри души. Поэтому важно вовремя предотвратить непоправимые ошибки, которые могут слишком дорого стоить как самому человеку, так и всему обществу. Предательство разрушает человека изнутри, такая личность теряет своё лицо, достоинство, уважение окружающих. Нет гарантии, что предавший один раз не повторит своего поступка ещё раз и с большей подлостью, коварством. Такому человеку перестают доверять, его слова теряют вес. Безответственность, долги, уклонение от ответственности, желание самоутвердиться становятся причинами, подталкивающими человека на отступление от общечеловеческих ценностей и шаг на зыбкую и шаткую дорожку предательства, подлости и низости. Предательство – страшное слово. Сложно и больно осознавать, что с тобой таким образом могли поступить самые близкие люди, которым доверял, верил. Предавать и переживать предательство можно по-разному. Предательство и совершение подлости существовало, повторюсь, с момента появления человека на этой земле. Переживают его, действительно, все по-разному. У верующего человека есть другое средство – вера во Всевышнего Аллаха и осознание того, что даже такие неприятные жизненные моменты – это Его воля. Сложно, сложно привыкнуть к таким поступкам, сложно потом с ними жить в дальнейшем, сложно доверять людям, предавшим тебя однажды.
В Судный же день каждый будет отвечать сам за себя. Мы не будем спрошены за то, по какой причине с нами так поступили, с нас спросят, как мы смогли это испытание преодолеть. При всей, казалось бы, невозможности перенести эту боль мусульманин старается найти своё успокоение только в воле Всевышнего Аллаха. Он знает лучше, что делает. В конце концов, Он не возлагает на наши плечи больше того, что мы сможем перенести, и испытывает Он тоже только Своих любимых рабов. Дабы укрепить нас в вере в Него. Предатели слишком жалкие людишки, они не достойны того, чтобы о них говорили и тем более переживали. Они остаются со своими делишками, а мы будем стремиться к высшему! Мудрый замысел Аллаха в испытаниях приносит огромную пользу мусульманам. Пророки и Посланники (Мир им) всегда подвергались различным испытаниям и это имело определённые последствия, смысл которых состоял в том, что, если бы они всегда побеждали то к муслимам присоединялись бы и те, кто к ним не относится, тогда праведных сложно было отличить от лживых и лицемеров. С другой стороны, постоянные поражения и ущемления, тогда миссия Исламского призыва не достигала бы своих целей. Таким образом Аллах со своей мудростью периодически к нашей жизни даёт нам испытания и проверку, чтобы отсеивать праведных от лживых и лицемеров. Во время испытания Аллах открывает сущность мунафиков и мусульмане уже узнают кого остерегаться. Ещё одна мудрость проверки Аллаха нас на прочность, когда длительное время трудности, вот тогда искореняется высокомерие, муслимы больше обращаются с просьбами к Аллаху, закаляется стойкость, а слабые отсеиваются как шелуха от зерна. Пример битва при Бадре и Ухуде. Для Своих искренних рабов Аллах приготовил столь почётные места в раю, что благодаря одним только своим делам они не смогли бы достичь их, но через испытания мы получаем возможность попасть туда. В такие периоды Аллах очищает нас от грехов, а лжецы и маловеры приобретают их.