Пятничная проповедь ( 15 Сафар )
بسم الله الرحمن الرحيم
Как часто приходится слышать, что мы живём в смутные времена, что исчезло благородство, а вместе с ним и другие добродетели. Повсюду страдания, жестокость и безучастие. Безответственность достигла впечатляющего размаха, а деньги и власть, за редкими исключениями, сосредоточились в руках тех, кто стяжал их низостью и лукавством, чьи дети не впитывали понятие о чести с молоком матери. Из этих кусочков мозаики складывается картина, пугающая своей безобразностью и ещё больше — неопределённостью.
Но разве так уж сильно изменился человек? Разве в прошлом люди не потворствовали страстям, не изощрялись в грехах и не предавали ради денег и власти? Разве не было братоубийственных войн и опустошительных нашествий, жестоких казней и пыток? И разве нет сегодня людей верующих, движимых высокими идеалами, правдивых, самоотверженных?! Всевышний обрадовал нас правдивой вестью о том, что и среди последних поколений мусульман есть такие, которые опережают других (сура 56 «Событие», аят 14). Они равняются на нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, и их не смущает малочисленность попутчиков. Их наставления — спасение для блуждающих, их слова — утешение для страждущих, их молитвы — отсрочка для грешников. Они — братья посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которых он будет встречать у своего водоёма после воскрешения.
Передают со слов Анаса ибн Малика, что как-то раз, когда ему было пятнадцать лет, он вместе с Посланником, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и ‘Умаром находился в доме ‘Аиши. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как бы я хотел повстречаться со своими братьями, ведь я люблю их». Абу Бакр спросил: «Разве мы не твои братья, о посланник Аллаха?!» Он сказал: «Нет, вы — мои сподвижники, а братья мои — те, которые не видели меня, но уверуют в меня, поверят мне и возлюбят меня сильнее, чем своих родителей и детей. Разве ты, Абу Бакр, не любишь тех, кто любит тебя за то, что я люблю тебя?» Абу Бакр сказал: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Люби и их так, как они полюбят тебя за то, что я люблю тебя». [Ибн Шахин, Умар ибн Ахмад. Шарх мазахиб ахл ас-сунна. Муассаса куртуба, 1415/1995. С. 138-139.].
Великой чести именоваться братьями пророка, мир ему и благословение Аллаха, может удостоиться любой мусульманин, но одного нашего хотения для этого мало. Нужно очистить своё сердце от алчности и высокомерия, свои речи — от лжи и суесловия, а поступки — от показухи и несправедливости. Нужно всем сердцем возлюбить пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников и подчинить свои желания тому, что он принёс. А получается это лишь у немногих.
В Коране сказано: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 92). Услышав этот аят, многие сподвижники задумались над тем, что же им дорого. Хазраджит Абу Талха больше всего любил свой сад Байруху, который находился напротив мечети. Не раздумывая, он пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О посланник Аллаха! Всевышний Аллах говорит: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Из того, что мне принадлежит, больше всего я люблю Байруху. Поэтому я жертвую [этим садом] ради Аллаха и надеюсь, что благодаря этому я обрету благочестие и сохраню его у Аллаха. Используй его, о посланник Аллаха, как тебе укажет Аллах». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, воскликнул: «Замечательно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал свои слова и считаю, что тебе следует отдать [этот сад] твоим родственникам». Абу Талха сказал: «Я так и сделаю, о посланник Аллаха», — а потом он разделил сад между своими родственниками и сыновьями своего дяди» (ал-Бухари и Муслим).
Сподвижники были правдивы с Аллахом и оставались верны завету с Ним. Они уверовали в то, что их настоящий дом рядом с Аллахом, и не променяли его на жалкие мирские удовольствия. Свою жизнь они посвятили приближению к Всевышнему и не позволили пристрастиям и богатству замедлить их восхождение к Нему. Но Всевышний Аллах, устремившись навстречу им, опередил их в щедрости и благости. Он сделал их жизнь прекрасной, а их старания благодатными и оставил о них прекрасную память в сердцах Своих искренних рабов. Рассказывают, что ал-Мункадир ибн ‘Абдаллах, дядя матери правоверных ‘Аиши, был беден и однажды обратиться к ней за помощью. Но у неё не оказалось ничего, чтобы помочь ему, и она сказала: «Как только мне принесут что-нибудь, я пошлю это тебе». И очень скоро ей принесли десять тысяч дирхемов. Шихаб ад-Дин ал-Ишбили сообщает, что деньги ей передал сподвижник по имени Халид ибн Усайд. Получив их, мать правоверных сказала: «Как же быстро тебя подвергли испытанию, ‘Аиша!» Потом она послала эти деньги ал-Мункадиру, и на часть из них он купил рабыню, которая родила ему троих детей. Они назвали их Мухаммад, Абу Бакр и ‘Умар, и все трое были известны аскетизмом и благочестием. А Мухаммад ибн аль-Мункадир стал одним из самых уважаемых учёных Медины, и имам Малик называл его господином чтецов Корана. [Аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сийар а‘лам ан-нубала. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1422/2001. Т. 13. С. 357-358; ал-Ишбили, Мухаммад ибн Ахмад. Мустатраф. Бейрут: ‘Алам ал-кутуб, 1419 г. х. C. 168]. Могла ли мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний, думать, что её милостыня принесёт столько пользы — не только её родственнику, но и всей мусульманской умме?! Скорее всего, она даже не помышляла об этом, и ею двигало желание заслужить довольство Всевышнего и избежать спроса за эти огромные деньги, в которых она на тот момент нуждалась не меньше, чем остальные мусульмане. Она сделал свой выбор, и Аллах Всевышний благословил её поступок таким красивым образом. Искренность и подвижничество первых мусульман поистине беспримерны, и не приходится удивляться тому, что пригоршня того, чем они жертвовали на пути Всевышнего, окажется тяжелее, чем гора золота, пожертвованная кем-либо другим. Читая истории об их поклонении и героизме, мы восхищаемся, и порой мурашки бегут по коже, и мы ощущаем прилив духовных сил. Но как мы поступаем потом, отложив книгу? Неужели просто погружаемся в мирскую суету, позволяя нашим заботам бесследно разрушить это благодатное состояние? Соприкосновение с обыденной жизнью, с её радостями и горестями неизбежно, но прожить эту жизнь нужно, равняясь на лучших.
«Шайтан пугает вас бедностью и велит вам творить мерзости. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость» (сура 2 «Корова», аят 268). Некоторые комментаторы говорили, что под мерзостью в Коране подразумевается в первую очередь прелюбодеяние, и только в этом аяте — скупость (Тафсир ал-Багави). Подталкивая верующего к греху, выискивая пути к его сердцу, шайтан прежде всего пытается ослабить его связь с Господом, и наша привязанность к этому миру — лучшее подспорье для него. Оттого он и пугает нас бедностью, удерживая от добрых дел и благородных поступков. Но если мы уверовали в обещание Господа, то в каждой возможности сделать доброе дело и каждом вдохновенном порыве души мы должны видеть Его заботливое приглашение в рай. Принять это приглашение или отвергнуть его — это не вопрос для верующего! Лишь тот скупится на добрые дела, кто не верит в обещание Всевышнего, ведь в Коране сказано: «Что бы вы ни израсходовали, Он возместит это, и Он — Наилучший из дарующих удел» (сура 34 «Саба», аят 39).
Может статься, что Аллах отблагодарит тебя за добрый поступок сразу и с лихвой, и ты возрадуешься Его милости, как ребёнок радуется подаркам; а может быть, твоё благодеяние вернётся к тебе через некоторое время или даже спустя годы, и такая отсрочка тоже будет милостью Всеведущего Господа, а ты так и не узнаешь, от какой беды она уберегла тебя. Если ты доверяешь Аллаху, всё это не имеет значения, и тебе достаточно знать, что сделанное тобой добро — это лучшее приобретение и самое надёжное вложение. Используй же своё время для того, чтобы делать добро, прежде чем ты лишишься такой возможности, и используй своё богатство, прежде чем Аллах, возможно, испытает тебя бедностью, и тогда ты придёшь в смятение и будешь гадать, за какой грех тебя постигла эта беда. Сколько людей потеряли своё богатство, так и не поделившись им с ближними!
Сколько верующих сожалеют об упущенных добрых делах, которые они уже никогда не совершат! Они тоже хотели заслужить довольство Аллаха и делали много добра, но упустили свой шанс войти в рай без мучений и расчёта. Двери к этому величайшему успеху открывались перед ними, но всякий раз привязанность к этому миру мешала им сделать этот шаг. Когда же эти двери закрылись для них навсегда, они даже не заметили, как их сердца изменились. И вот уже мусульмане, старательно соблюдающие сунну пророка, мир ему и благословение Аллаха, стали казаться им странными, и некоторые запрещённые поступки стали казаться неизбежными и оправданными.
Веру нужно беречь и доказывать каждый раз, когда представляется такая возможность, ибо, отворачиваясь от тропинки, ведущей к Аллаху, мы неизбежно отдаляемся от Него и позволяем страстям потеснить в нашем сердце любовь к Нему. Сподвижники нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха, хорошо понимали это и не медлили с добрыми делами. Рассказывают, что ‘Абдаллах ибн ‘Умар, если ему нравилось что-либо из его имущества, сразу же жертвовал им ради Аллаха. Однажды, когда он ехал верхом на верблюдице, она понравилась ему, и он слез с неё и обмотал ей шею, как это делали арабы с жертвенными животными. [Ибн Раджаб, ‘Абд ар-Рахман ибн Ахмад. Маджму‘а ар-расаил / Под ред. Абу Мус‘аба Тал‘ата ибн Фуада ал-Халвани. Т. 2. Ал-Фарук ал-хадиса, 1424/2003. С. 428.]
Когда Талхе ибн ‘Убайдаллаху привезли семьсот тысяч дирхемов, полученные им от ‘Усмана ибн ‘Аффана за участок земли, он сказал: «Поистине, человек не знает, что его постигнет ночью, и если у него в доме хранятся такие деньги, то он пребывает в обольщении относительно Аллаха». А потом он отправился спать, а его люди всю ночь ходили по улицам Медины и раздали всё до последнего дирхема. [Ибн ал-Джаузи, ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Али. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва-л-умам. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-‘илмиййа, 1415/1995. Т. 5. С. 113-114.]
Когда Кайс ибн Са‘д ибн ‘Убада продал Му‘авийе ибн Абу Суфйану имущество на девяносто тысяч дирхемов, он объявил в Медине, что любой желающий взять деньги в долг может прийти в его дом. К нему пришли сорок или пятьдесят человек, и он одолжил им деньги, взяв с них расписки. Спустя некоторое время он заболел, но желающих навестить его было немного. Он спросил у своей жены Карибы, сестры Правдивейшего Абу Бакра: «Как ты думаешь, почему люди не навещают меня?» Она сказала: «Из-за денег, которые они должны тебе». В другой версии говорится: «Люди стесняются того, что не вернули тебе долг». Тогда он сказал: «Да унизит Аллах богатство, которое мешает братьям навещать друг друга!» Потом он велел объявить, что прощает долги всем, кто задолжал ему, и вечером того дня ступенька у входа в его дом треснула из-за многочисленности посетителей. [Ибн ал-Джаузи. Ал-Мунтазам фи тарих ал-мулук ва-л-умам. Т. 5. С. 317-318.]
Однажды люди спросили Кайса: «Видел ли ты кого-нибудь щедрее тебя?» И он рассказал им о бедуине, у которого они гостили три дня, и каждый день тот зарезал для них одного верблюда. Они сказали ему: «Но ведь мы еще не съели того верблюда, которого ты зарезал вчера». Он ответил: «Я не угощаю своих гостей несвежим мясом». Перед отъездом они оставили у него дома сто динаров и сказали его жене: «Извинись за нас перед ним». А днём хозяин нагнал их и крикнул: «О достойные порицания всадники! Вы заплатили мне за моё угощение? Или вы возьмёте свои деньги обратно, или я проткну вас своим копьём!» Кайс сказал: «Мы взяли деньги, и он уехал». [Ибн ал-Каййим, Мухаммад ибн Абу Бакр. Мадаридж ас-саликин. Бейрут: Дар ал-китаб ал-‘араби,1416/1996. Т. 2. С. 278.]
За подобными примерами необязательно обращаться к ранней истории ислама. Во все времена были и есть люди, которые предпочитают вечную жизнь тленным мирским удовольствиям. В их заработке есть доля для нуждающихся, которые просят о помощи, и для тех, которые скромно воздерживаются от просьб. Они помогают тем, кто рядом с ними, и не забывают о тех, кто страдает в далёких странах. На их пожертвования строят мечети и больницы, прокладывают дороги и роют колодцы, обучают детей и исцеляют сердца. Благодаря своей щедрости они близки к Аллаху и близки к людям, и нет блага в том, кто не любит людей и кого не любят люди. Жизнь верующего немыслима без пожертвований, также как она немыслима без молитвы и поминания Всевышнего. Эти качества лучше всего характеризуют братьев нашего пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они бережливо относятся к своим молитвам, совершают их вовремя и смиренно и не губят свои молитвы грехами и праздными речами. Исполнив свой долг перед Всевышним, они устремляются к своим мирским обязанностям и работают для того, чтобы делать больше добрых дел. Не просто раздают милостыню, когда сердце защемит при виде больного или когда хочется получить что-либо от Аллаха. Они делают это регулярно, потому что знают: молитва приносит пользу только им самим, а пожертвования могут стать избавлением и хорошим примером для многих других, и их награда будет расти всё время, пока сделанное ими добро продолжает служить людям.
Ради этого они трудятся и ради этого отказываются от всего запретного и сомнительного, ведь Аллах принимает милостыню только из того, что заработано честным путём. Вот настоящее соперничество в добрых делах! Вот настоящая вера и подлинное упование! И не важно, как много ты сумел заработать и раздать. В этом соревновании шансы у бедных и богатых мусульман почти равны, потому что вера и упование измеряются не размерами пожертвований, а искренностью и тем, что человек оставил себе и на что надеется в трудный час.