Пятничная проповедь (14 Мухаррам 1444х.)

Пятничная проповедь (14 Мухаррам 1444х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ


В Священном Коране есть маленькая и лаконичная, но очень содержательная сура, о которой Имам Аш-Шафи’и (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода, то этого было бы достаточно». Этой суры было бы достаточно, так как Всевышний Аллах разъяснил в ней причины счастья и несчастья. Этой важной и содержательной сурой является сура «Аль Аср» - «Предвечернее время». «Клянусь предвечерним временем (или временем)! Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!». 

В начале этой суры Всевышний Аллах поклялся временем, ведь Он (Свят Он и Велик) клянётся тем, чем пожелает, из числа своих созданий. Мы же, Его создания, можем клясться только Аллахом. Всевышний Аллах клянётся только тем, что представляет важность и содержит назидание. 

Время – действительно важное создание Аллаха, и оно содержит великое назидание, ведь смена дня и ночи, жизнь, протекающая во времени, – всё это указывает на величие Всевышнего. Все события и происшествия происходят во времени, в течение которого человек трудится и зарабатывает. И это указывает на важность времени. 

После того как Всевышний Аллах поклялся временем, Он сказал, что все люди находятся в разочаровании и убытке, несмотря на их богатство, оставленное потомство и происхождение, кроме четырёх категорий людей, а именно: кроме тех, которые уверовали, – это включает знание, потому что невозможно уверовать, не познав Господа; совершали праведные деяния, используя своё драгоценное время, дабы достичь блага в этом ближайшем мире и после смерти; заповедали друг другу истину, повелевая одобряемое, запрещая предосудительное, призывая к Аллаху, обучая людей полезным знаниям и распространяя благо среди людей; и заповедовали друг другу терпение, проявляя стойкость и выдержку. 

Всевышний Аллах разъяснил в этой маленькой суре причины счастья и несчастья. Причины счастья – это обладание четырьмя перечисленными качествами, а именно: знания, поступки в соответствии с ними, призыв и терпение на пути Аллаха. Кроме того, слова имама Аш-Шафи’и (да одарит его Аллах Своей милостью) также означают, что сура «Аль-Аср» в достаточной мере побуждает нас придерживаться религии Аллаха. 

Эта сура повелевает верить в Него, совершать благие поступки, призывать к добру и проявлять терпение на Его пути. И разумный человек, услышав эту суру или прочитав её, непременно поторопится избавиться от лишений и разочарований. Совершение дел в соответствии с этими знаниями, подчиняясь повелениям Всевышнего и следуя Его запретам. 

Просто обладать знаниями не достаточно. Недостаточно просто обучаться или преподавать, необходимо в свою очередь внедрять эти знания в жизнь. По сути дела, поступки – это плоды знаний. Ведь знания без дел будут доводом против человека. Также дела, совершаемые без знаний, являются бедой и заблуждением. 

Обратите внимание на то, что мы в каждом ракаате в намазе читаем суру «Аль-Фатиха», в конце которой мы делает дуа, молим Всевышнего: «Веди нас прямым путём, путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не путём тех, на кого пал гнев, и не путём заблудших» (Сура «Открывающая», 6, 7). 

Таким образом, мы просим Всевышнего при чтении этих аятов, чтобы Он не вёл нас по пути тех, на кого пал Его гнев. Это те, кто обладал знаниями, но поступал не в соответствии с ними. Совершал что-либо, зная, что нельзя этого делать, или отказывался от чего-либо, зная, что это предписано для него. А также просим Аллаха, чтобы Он не вёл нас по пути тех, кто совершал дела без знаний, назвав их заблудшими.

Знать и поступать в соответствии со знаниями не достаточно, необходимо также призывать к нему, дабы принести пользу окружающим. Знание не является собственностью отдельных людей, его нельзя монополизировать, и не следует лишать других получения пользы от знаний. Необходимо распространять приобретённые знания, разъяснять и доводить их до остальных. Кроме того, необходимо понимать, что призыв является предназначением Божьих Пророков и Посланников (мир им) и путём их последователей.

Поэтому если мусульманин познал своего Господа, Его Пророка и Его религию, то он непременно должен донести это до окружающих его людей, обрадовать их счастливой вестью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в одном из своих хадисов сказал двоюродному брату и зятю Али (да будет доволен им Аллах): «Не спеши, пока не встретишься с ними, а потом призови их к Исламу и сообщи им о том, что является для них обязательным. И, клянусь Аллахом, если Аллах посредством тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами!». 

Также Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто указал на добро, (будет) награда, подобная той, что даётся совершающему это (добро)». К сожалению, не все люди желают добра. Многие хотят удовлетворять только свои страсти, преследуют корыстные цели, прибегая к запретным вещам.

Занимаясь распространением истины, ты обязательно столкнёшься с теми, кто будет выступать против тебя и твоего призыва словами и делами. Такова реакция невежественных нечестивцев в отношении тех, кто призывает их к благу и добру. Таково испытание Всевышнего. «До тебя Посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь» (сура «Скот», 34). 

Поэтому мы не должны унывать, и по этой же причине не должны бросать начатое дело призыва, а должен проявлять терпение и выдержку. И примером для нас в этом могут выступать Пророки в целом и наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в частности. 

Какова была реакция его соплеменников, когда он обратился к ним с призывом к Исламу? Язычники Мекки стали издеваться и насмехаться над ним, называя его колдуном, обманщиком, одержимым джинном, сумасшедшим. Кроме того, они выступили против него, применяя силу, угрожая убить его. Однако какова была реакция Пророков и Посланников Аллаха (мир им всем и благословение Аллаха) на эти испытания? Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня и сейчас стоит перед глазами Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывающий об одном из Пророков, которого до крови избили его соплеменники и который вытирал кровь со своего лица со словами: “О Аллах, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не ведают, что творят!”». Поэтому мы должны понимать, что нас могут постигнуть серьёзные испытания на пути призыва, и мы должны быть готовы к этому, проявляя терпение и надеясь на награду Всевышнего.    

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Сура Аз-Зарийат, 56. 

То есть, одна из причин, из-за которой Аллах нас создал, это для того чтобы мы поклонялись Ему, хотя Он не нуждается в этом и не нужно Ему это, и наше поклонение прибавит ему столько же, сколько убавить опущенная игла в океане. Но Аллах решил нас создать и показать нам все величие этого мира. 

Но почему мы должны поклоняться Ему? Конечно же, только из-за того что, Он создал нас и дал нам такую возможность... Хотя мы могли не рождаться, но каждый рождённый и живущий взял ответственность за себя и за соблюдение религии, поклявшись перед Аллахом… Достаточно иметь только этого факта, чтобы мы поклонялись Господу. 

Аллах решил реализовать Свои имена и атрибуты только чтобы его творения, которые Он создал, чтобы они познали тот факт, что Он милосерден и мощен над каждой вещью. А любой потенциал, который есть, должен быть реализован, чтобы быть тем, кем ты являешься. Аллах и так обладал этими качествами, именами, но чтобы их реализовать, и чтобы они не были просто именами, Аллах решил создать творения и показать нам Его величие. У Аллаха нет целей, которые возникают сами по себе, Он уже знает, что Он хочет сделать и как, Его знание не возникает спонтанно как у людей, или же Его желание, ведь Его знание уже все охватило.

Хвала Аллаху за его милость к нам. И за то что, Он создал нас, да поможет нам пройти Его испытания… Аминь!