Пятничная проповедь (12 Шауваль 1443х.)

Пятничная проповедь (12 Шауваль 1443х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Воистину, религия Ислам, с которой направил Всевышний Аллах Своего последнего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям – одна, и она не подлежит изменению. И точно так же основные положения Шариата, и в частности вопросы вероубеждения, едины, и они неизменны вне зависимости от времени или местности. Со слов аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся после меня никто, кроме погибшего!». А в Книге Всевышнего Аллаха сказано: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6:153).

Итак, истинная религия Господа миров лишь одна, и это – Ислам. А истинные сторонники этой славной религии, следующие прямым путём – это приверженцы Сунны и пути праведных предшественников (ас-саляф). Это и есть истинный и единственно верный путь и окрас нашей славной и великой религии. А что касается различных прочих путей и окрасов, то всё это не что иное, как заблуждение и хамелеонство в религии. 

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воистину, настоящее заблуждение – это считать благим то, что ты раньше считал порицаемым, и считать порицаемым то, что ты раньше считал благим. Остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Аллаха одна!”. 

Как часто такие качества, как следование за страстью, самообольщение, лицемерие, упорство в непринятии истины, а также отсутствие понимания таких вещей, как «приемлемое разногласие среди имамов ахлю-Сунна» приводили к таким опасным последствиям, как переменчивость взглядов в религии, к так называемому «хамелеонству». А ведь не просто так саляфы во главе со сподвижниками предостерегали от переменчивости и хамелеонства в религии, когда человек бросается от одного мнения к другому, из одной крайности в другую. 

И как же много таких «хамелеонов» в наше время, которые меняют свои убеждения и позиции чаще, чем свои привычки, начиная считать заблуждением то, что ещё вчера для них было чуть ли не небесной истиной, или же наоборот, начинают считать чуть ли не единственно верной истиной то, что вчера считали заблуждением. 

Ещё вчера один порицал мазхабный фанатизм и слепой таклид, а сегодня – это несомненная истина, да и вообще, оказывается, что мазхабного фанатизма не существовало никогда. Ещё недавно некий шейх или призывающий были олицетворением истинного саляфизма, а сегодня, по причине того, что его шейх поменял своё мнение он сам стал таким. Более того, даже тот, кого он вчера считал выдающимся учёным, сегодня для него стал обычным невеждой и заблудшим, при том, что этот учёный каким был, таким и остался, однако изменил позицию именно он сам, его шейх и его единомышленники. Даже в месяц Рамадан мы были свидетелями сколько публичных «дааватчиков» сбились с Истины. И примеров подобного хамелеонства во взглядах и убеждениях очень и очень много. Да упасёт нас Всевышний Аллах от подобного!

С дозволения Всевышнего Аллаха в своей хутбе хотелось бы ознакомить мусульман с такой смертельной болезнью, как «хамелеонство в религии», а также указать на её причины, поскольку множество мусульман даже не ведают об этом. 

Истинное заблуждение – это считать благим то, что ты считал порицаемым и считать порицаемым то, что ты считал благим. Так остерегайтесь же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Всевышнего Аллаха одна! Придерживайтесь того, что вы знали из истины, и не будьте хамелеоном в постановлениях Всевышнего Аллаха! 

Вам следует бояться Аллаха и следовать аль-джама’а! Воистину, Аллах не соберёт общину Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на заблуждении. И воистину, религия Аллаха – одна, так остерегайтесь же хамелеонства в религии Аллаха! Бойтесь Аллаха, и остерегайтесь хамелеонства в религии! 

То, что вы считаете правильным сегодня, не начинайте считать порицаемым завтра, а то, что вы считаете порицаемым сегодня, не начинайте считать правильным завтра. Поистине, фитна (искушение-смута) быстрее всего устремляется к сердцам людей, и кто отведал её, она оставляет на его сердце чёрное пятно, а кто отверг её, то на его сердце проявляется белое пятно. И кто из вас желает узнать, постигло ли его искушение или нет, пусть посмотрит, стал ли он считать дозволенным то, что считал запретным, и стал ли считать запретным то, что считал дозволенным? 

Поистине, вы не перестанете пребывать во благе до тех пор, пока не начнёте считать правильным то, что считали порицаемым, и считать порицаемым то, что считали правильным, а также, пока ваши учёные не будут бояться высказываться среди вас. 

Каков признак того, что Аллах оставил Своего раба без помощи? 

- Когда человек начинает считать отвратительным то, что считал хорошим, и начинает считать хорошим то, что считал отвратительным. Строгое порицание хамелеонства в религии было мазхабом саляфов во главе со сподвижниками. Саляфы-солихиин порицали хамелеонство в религии! Более того, предостережение от хамелеонства в религии передаётся даже от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!

‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сидевший в кругу своих сподвижников, упомянул о смуте и сказал: «Что вы будете делать, когда застанете худших из людей, которые нарушают свои договора, утратили доверие и стали такими» после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сплёл пальцы. Тогда я встал, подошёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что же мне делать в такое время?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пребывай в своём доме, придерживай свой язык, совершай то, что знаешь из благого, и оставь то, что знаешь из порицаемого. И придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела»”. 

В другой передаче этого известного хадиса, которая передаётся со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) говорится: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Абдуллаху ибн ‘Амру: «Что ты будешь делать, если доживёшь до времени худших из людей, которые нарушают свои договора, не хранят доверенное им, и пребывают в разногласиях и раздорах?» ‘Абдуллах ответил: «Аллах и Его Посланник знают лучше!» 

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поступай в соответствии с тем, что является одобряемым, оставь то, что является порицаемым, остерегайся хамелеонства в религии Аллаха и придерживайся того, что связано с тобой, оставив всеобщие дела»”. 

Итак, исходя из всего сказанного, нам становится ясно, почему саляфы называли хамелеонство в религии смертельной болезнью, как это говорил имам Малик: “Переменчивость в религии – это смертельная болезнь!” 

Также ранние имамы предостерегали от дружбы с хамелеонами, часто менявшими свои взгляды. Имам Ибн Хиббан сказал: “Разумный человек не водит дружбу с тем, кто ведёт себя как хамелеон, и не избирает себе в качестве братьев того, кто часто меняет свои взгляды”. 

Следует отметить, что причиной хамелеонства является слабое сердце, которому свойственно изменяться, если в него проникли сомнения, искушения и следование за страстью, ведь сердце (къальб) было названо так именно по причине того, что оно имеет свойство переворачиваться и изменяться (такъаллюб). Поэтому в Коране и во многих пророческих хадисах говорится о том, что сердцам свойственно изменяться, чтобы мусульмане были стойкими, опасались изменения сердец и взывали к Аллаху с мольбами об укреплении сердца на истине.

Так, Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге мольбу, которую произносят обладающие основательными знаниями: «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь» (3:7). 

В некоторых пророческих хадисах упоминается о том, что ближе к Судному Часу взгляды мусульман будут меняться настолько сильно, что они даже начнут считать истиной ложь. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спешите творить (праведные) дела прежде, чем наступит время испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда ещё утром человек будет верующим, а вечером становиться неверным; или когда вечером будет он верующим, а утром становиться неверным, продающим свою религию за мирские блага». Муслим 118. В этом великом хадисе содержится указание на то, что праведные деяния защищают человека от испытаний и смут. 

Следует отметить, что изменение взглядов и позиций тем, кто обладал знанием, и знал истину куда хуже и опаснее, чем изменение и хамелеонство невеждой, который изначально был заблудшим. Поэтому аль-Хасан аль-Басри говорил: “Я никогда не видел никого, кто менялся бы так сильно, как чтец Корана, после того, как он начинал меняться”. 

Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Из числа качеств лицемеров – это хамелеонство и постоянная переменчивость. Они не пребывают в одном состоянии. Ты можешь увидеть его восхищающим тебя своей религией или поклонением или следованием прямому пути или правдивостью, однако потом он меняется к полной противоположности, будто бы он вообще не знал иного. Такой человек сильнее всех из людей изменяет свой окрас и состояние”.

Воистину, нововведения – это одна из самых основных причин проявления хамелеонства в религии. Когда человек вносил нововведение, то он обязательно на следующий же день начинал делать то, что считал порицаемым сегодня. Быстрее всех из людей впадают в вероотступничество приверженцы страстей и нововведений. Сектант готов иметь пятьдесят мнений и лиц, тогда как суннит строго держится своей религии, независимо от того, будет доволен им кто-то или нет. Редко когда человек из числа приверженцев нововведений каялся и становился на путь приверженцев Сунны и хадиса. Напротив, он упорно продолжал следовать своему нововведению, или же заменял одно нововведение другим. Приверженец нововведений никогда не оставлял своё нововведение, кроме как меняя одно нововведение на то, что ещё хуже. Если ты увидишь кого-то, кто склоняется к страсти или нововведению, то обязательно обнаружишь, что он пребывает в замешательстве, что его сердце мёртвое и что он лишён возможности произносить слова истины. Приверженцы нововведений не могут устоять на одной религии, так как ими овладевают сомнения. Таково установление Аллаха в отношении тех, кто отвратился от Корана и Сунны. Остерегайся малых нововведений в делах, ибо поистине, малое нововведение растёт, пока оно не станет большим! 

И таким образом каждое нововведение, внесённое в этой общине, вначале было маленьким похожим на истину, и был обольщён тот, кто вошёл в это нововведение, после чего не смог выйти из него. И это нововведение стало большим, и превратилось в целую религию, которую стали исповедовать. 

Хамелеонство в религии присутствует у многих заблудших течений и в наше время. Нет сомнений в том, что искренняя приверженность к пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и саляфов после них, а в частности приверженность им в вопросах вероубеждения – это основная причина защиты от хамелеонства в религии. Поэтому шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Ты можешь обнаружить, как приверженцы религиозно-философских взглядов (калям) сильнее всех из людей прыгают от одного мнения к другому. Сначала они в одном месте утверждают одно, а затем в другом месте утверждают полную противоположность этому, даже обвиняя в неверии говорящего такое. Это является указанием на то, что у них отсутствует убеждённость. 

Что же касается приверженцев Сунны и хадисов, то неизвестно относительно кого-либо из их учёных и даже праведных простолюдинов, чтобы они отказались от своих слов и убеждений. Напротив, они сильнее всех из людей проявляют стойкость на этом пути, даже если подвергаются различным видам испытаний и искушений. Таково положение пророков и их последователей из числа предыдущих общин, как те, кого бросали в горящий ров за веру. Также и саляфы этой общины из числа сподвижников и таби’инов, а также и других имамов. 

Основные причини проявления хамелеонства – это сомнение и слабая вера, когда человек не обладает твёрдыми знаниями, придающими убеждённость; а может быть и обладает какими-то знаниями, однако является слабым душой. Да упасёт нас от этого Аллах! 

Обладатели твёрдой убежденности, когда подвергаются испытанию, проявляют стойкость, в отличие от обладателей слабой убеждённости, ибо поистине, испытание может лишить их веры полностью, или же ослабить их веру. Поистине, сомнение является противоположностью спокойствия и убеждённости. Оно является причиной тревоги, волнения и раздражённости, тогда как убеждённость и спокойствие являются причиной стойкости и прямоты. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений» (49:15).

Одна из причин хамелеонства в религии – это слепое следование (такълид), в частности за теми, кто этого не заслуживает. Однако по причине отсутствия знания, многие люди неспособны отличить, подражают ли они кому-то слепо в истине или же в заблуждении, и по этой причине сегодня они могут придерживаться одного мнения, а завтра совершенно противоположного. 

И слов сподвижников с предостережением от подобного слепого подражания великое множество. ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Люди делятся на три категории: 1. Учёный–воспитатель; 2. Обучающийся, держащийся пути спасения; 3. И беспомощный глупец, следующий за каждым зовущим. Такие люди склоняются с каждым ветром, они не озарены светом знания и не возвращаются к надёжной опоре. Такие люди следуют за кричащим и призывающим их. И неважно, призывают их к прямому пути или заблуждению, потому что нет у них знания касательно того, к чему их призывают, истина это или ложь, и они отвечают на этот зов. Данная категория людей самая вредоносная для религии, потому что количество таких людей велико, но перед Аллахом они малозначимы, и именно они являются дровами для разжигания любой смуты. 

Что касается «зовущего» (на’икъ), то он был сравнён с пастухом по причине того, что люди, которых он зовёт, уподобляются стаду баранов, которые следуют за ним, куда бы он ни шёл. Повелитель правоверных ‘Али — описал их таким образом по той причине, что у них нет знания, в сердцах их тьма и нет у них света и понимания, посредством чего они могли бы отличать истину ото лжи, напротив, это для них равнозначно. 

Не подражайте слепо в своей религии людям! Ведь поистине, если он уверует, и ты уверуешь, он впадет в неверие, и ты впадешь в неверие. Если же кто-то не может обойтись без подражания кому-то, то пусть делает такълид за умершим, оставив живого, ибо поистине, живой не защищён от искушения. 

К очень большому сожалению, положение множества людей таково, что им проще слепо следовать за кем-либо, чем самим обучаться положениям религии и действовать согласно знаниям. 

Попросим Всевышнего Аллаха посредством Его прекрасных имён вести нас прямым путём, укрепить на истине, уберечь от хамелеонства в религии и впадения в различные крайности! «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь!» (3: 7). 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!