Пятничная проповедь ( 1 Раджаб 1437х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
Да! Тот, кто приобрел зло и кого окружил его грех , то они — обитатели огня, они в нем вечно пребывают.(02-81). Моральные и духовные ценности сознательно заменены злом, а это ведет к очерствению сердец и препятствует доступу к Аллаху.
А те, которые уверовали и творили благое, те — обитатели рая они в нем вечно пребывают.(02-82). Истинная вера должна проявляться в добрых делах. Любой, кто верует, должен понимать это. Мы, называющие себя мусульманами, должны быть твердо убеждены в том, что вера ничтожна, если из нее не произрастают добрые дела. Но есть люди, которые — хотя и называют себя мусульманами — творят на земле зло и подрывают важнейшую предпосылку человеческого благосостояния, а именно: создание порядка Аллаха на земле и введение законов Аллаха и этических ценностей в обществе. На самом же деле такие люди лишены какой бы то ни было веры, им никогда не суждено будет принять награду от Аллаха и обрести защиту от Его кары, даже если они будут цепляться за свои тщеславные желания.
И Мы заповедали человеку делать добро своим родителям. Мать его носит (в чреве) и рожает его в муках. Ношение его во чреве и кормление его грудью — тридцать месяцев. А когда он достигает полной зрелости, достигнув сорока лет он говорит: «Господи! Внуши мне благодарить за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям внуши мне делать добро, угодное Тебе, и сделай мое потомство праведным. С покаянием я обращаюсь к Тебе я из числа мусульман, (покорных Тебе)». (46-15).Здесь дан пример проявления истинной веры в отношении человека к своим родителям. Оно настолько важно, что Коран ставит его на второе место, непосредственно после отношения к Аллаху и Его посланнику. Дети должны слушаться и мать и отца, тем не менее, роль матери больше и важнее, потому что ей приходится переносить ради детей много невзгод. Это подчеркивается и в хадисах. Некто однажды спросил пророка: «Кто прежде других вправе ожидать от меня помощи?» Тот ответил: «Твоя мать». Тогда он спросил: «А еще кто?» Пророк сказал: «Твоя мать». Собеседник снова спросил: «А еще кто?» Пророк ответил: «Твой отец». В этом аяте очень убедительно говорится о том, как тяжело для матери переносить беременность и роды. Во время беременности и кормления она отдает ребенку важнейшие элементы и это в течение тридцати месяцев, наполненных тяготами, бессонницей и заботой о беспомощном малыше. Это молитва-дуа умудренного жизнью человека, исполненного благодарности за милость Аллаха. Он просит о том, чтобы с признательностью выполнить свой долг. Эта молитва-дуа исходит из сердца, глубоко чувствующего милость Господа. Эта милость по отношению к нему и к его родителям всегда была так велика, что он не знает, как благодарить Аллаха за нее. Он просит Всемилостивого помочь ему, чтобы достойно выразить поступками свою благодарность. Поступки, являющиеся в глазах других людей хорошими, не имеют никакой ценности перед Аллахом, если не отвечают Его закону. И наоборот: поступок, совершенный в полном соответствии закону, может быть лишен внутреннего содержания, если продиктован скверными намерениями, надменностью или алчностью. Затем он просит милостивого Господа помочь ему в совершении добрых дел, угодных Аллаху. Он стремится только снискать благоволение Аллаха. И потом он желает, чтобы потомки продолжили и умножили его добрые дела, потому что каждый благочестивый человек от всего сердца хочет иметь благочестивое потомство. Оно ему дороже всего золота и всех сокровищ земного мира.
Таковы люди, от которых принимаем Мы то, что есть лучшего в делах ихи прощаем их прегрешения. Они будут среди обитателей рая по правдивому обещанию, данному им.(46-16). Их место в будущей жизни зависит от самых лучших их поступков, а малые прегрешения и заблуждения будут прощены.
Есть и такой, который говорит своим родителям: «Тьфу на вас!В качестве контраста Коран приводит пример жестокого и неуважительного сына, который презирает и своих родителей, и их веру. Он желает безгранично наслаждаться земной жизнью и поэтому отрицает Воскресение мертвых и Судный День. В оправдание этого он приводит жалкий довод: мол, столько поколений умерло до него и никто из них не воскрес, ведь нет теперь тех поколений, которые были прежде меня». Они оба молят Аллаха о помощи. «Горе тебе — будь верующим! Ведь обещание Аллаха — Истина!». А он говорит: «Это только сказки древних!»(46-17). В качестве контраста Коран приводит пример жестокого и неуважительного сына, который презирает и своих родителей, и их веру. Он желает безгранично наслаждаться земной жизнью и поэтому отрицает Воскресение мертвых и Судный День.
В оправдание этого он приводит жалкий довод: мол, столько поколений умерло до него и никто из них не воскрес. Что после смерти я встану из могилы? Нет никаких свидетельств, что хотя бы один человек когда-либо воскрес. Этот иносказательный «диалог» не только показывает извечный (и, возможно, даже естественный) конфликт старшего и младшего поколений, но и указывает на то, что привитие религиозности — это самая важная задача родителей, а в широком смысле — одна из основ общества. Верующие родители потрясены наглостью и самонадеянностью своего сына, который проявляет по отношению к ним такую неблагодарность и ведет себя так бесстыдно и оскорбительно. Тем не менее, они очень озабочены его судьбой и не знают, как уберечь его от справедливого наказания Аллаха. Они умоляют Аллаха наставить их сына и увещевают сына покориться власти Аллаха, пока не поздно. Но он упорствует в своем бесовском отрицании Откровения о Воскресении и о будущей жизни, называя Откровение «старыми сказками».
Таковы те, на которых сбылось словокак сбылось оно относительно народов, прошедших до них из джиннов и людей; поистине, они остались в убытке.(46-18). Каждый человек, каждое поколение и каждый народ несут ответственность за свои добрые и злые дела. Здесь применяется закон поступков и их результатов: никто не вправе упрекать другого. Единственное средство к спасению — это снискать благоволение и милосердие Аллаха, причем не только для себя, но и для других людей в братской и отеческой любви.
И для каждого будет ступень воздаяния в соответствии со своими делами, дабы. Он полностью воздал им за их поступки, и не будет им никакой несправедливо.(46-19). Для каждого индивидуума будет ступень наград, и он будет отвечать за свои деяния в соответствии с ними. Каждый поступок, добрый или злой, точно взвешивается и оценивается в соответствии с намерениями, результатами и внешними обстоятельствами. Это не приблизительная оценка. Плоды, которые приносит зло, точно соответствуют степени этого зла. Но награда за добро намного превышает заслуги, потому что Аллах милостив и бесконечно милосерден. И это значит: чтобы им сполна и в точной мере было воздано за их дела, чтобы не было ни малейшей несправедливости, в будущей жизни устроены многочисленные ступени, ведущие вверх и вниз.Хорошие дела и жертвенность добрых людей не будут забыты, а злые будут наказаны только в меру того, что заслужили.
И в тот День, когда те, которые не веровали, будут приведены к огню, (им будет сказано): «Вы расточили блага ваши в земной жизни и насладились ими. А ныне вы понесете унизительное наказаниеза то, что без права возносились на землеи распутничали».(46-20).Им будет сказано так: вы получили на земле от Аллаха множество благ. Но вы их расточили, растратили, пользовались ими бездумно, как скоты, не благодаря за них Аллаха и не давая на дела милосердия, что было бы вам на пользу в будущей жизни. И вот вы, наслаждаясь в кратковременной земной жизни, из-за своей слепоты лишились вечно-прекрасной жизни. Вы сделали свой выбор и теперь должны платить его цену. Вы были непокорны и несправедливы и гордились своей несправедливостью, причем не от случая к случаю, а постоянно и намеренно. А теперь вы будете за это унижены. Без всякого объективного основания вы высокомерно отрицали жизнь после смерти. Хотя вы всего лишь земные творения.
Воистину, Создатель избрал некоторые дни и месяцы среди многих других дней и месяцев, и превознес их над другими. А так же, Всевышний по Своей мудрости сделал некоторые месяцы «запретными». Одним из таких «запретных» месяцев является месяц Раджаб. О «запретных» месяцах сказано в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»(Коран, 9/36). Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Об этом упоминается в достоверном хадисе, переданном от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре запретных. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шагбана»(аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679). «Запретные» месяцы занимают особое положение среди прочих месяцев. Всевышний Аллах сказал: «О, те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и «запретного» месяца (всех четырёх запретных месяцев)».(Коран, 5/2). Также Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – «запретные». Такова правая религия , и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе». (Коран, 9/36). Эти месяцы названы запретными по двум причинам: 1. Запрет на вооруженные действия в эти месяцы, если только враг не начнёт сам воевать; 2. Запрет на совершение грехов в эти месяцы становиться наиболее строже.