Проповедь в день Арафат

بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.
С позволения Аллаха мы продолжаем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.
__________________________________________
(2/13) Проповедь в день Арафат
Одна из проповедей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в хадже – это его проповедь в День Арафат. Великий сподвижник – Джабир ибн ‘АбдуЛлах, да будет доволен Аллах ими обоими, – в своем длинном хадисе описал хадж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с момента, как он вышел из Медины, до того, как вернулся туда. Это – великий хадис, который содержит в себе множество пользы и важных правил. Хадис приводится в «Сахихе» Имама Муслима, да помилует его Аллах.
Джабир, да будет доволен им Аллах, в этом хадисе сказал: «После полудня он повелел привести к нему аль-Касву и на ней спустился в долину, где обратился к людям с проповедью, в которой сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля. Все, что творилось во времена невежества, отныне отменено! Запрещена месть за кровь, пролитую во времена невежества, и прежде всего я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода Бану Са‘д, и племя Хузейл убило его. Отменено лихоимство времен невежества, и прежде всего я отменяю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их, потому что Аллах вверил их вам, и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом! Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко его придерживаться: писание Аллаха. Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?» Люди ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: «О Аллах, будь свидетелем!», – трижды. После этого возвестили призыв на намаз и объявили о начале молитвы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил полуденный намаз. Затем еще раз объявили о начале молитвы, и он совершил послеполуденный намаз».
Это – великая проповедь, которая содержит в себе великие основы, важные правила и возвышенные нравы.
Ученый Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал, вкратце описывая смысл этой проповеди: «Тогда, сидя верхом на своем верховом животном, он произнес великую проповедь, в которой определил основы Ислама, разрушил основы ширка и неверия и определил запретность деяний, которые среди всех наций запрещены: то есть крови, имущества и чести. Он отменил понятия неверия до него, отменил всю лихву с времен неверия, завещал хорошо относиться к женщинам и упомянул их право и права к ним, упомянул, что на мужьях лежит обязанность кормить и одевать надлежащим образом; при этом он не указал точного размера расходов. Также он разрешил им не сильно бить жен, если те приводят в дом тех, кого вы не любите. Он заповедовал общине держаться Книги Аллаха и поведал, что они не заблудятся, пока будут держаться за нее. Также он поведал, что их спросят о нем, а затем заставил людей сказать: что они скажут о нем, если их спросят? Они ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес свое послание, выполнил свою миссию и дал нам верные наставления». Тогда он поднял палец в небо и привел Аллаха, как свидетеля их слов, а также повелел, чтобы присутствовавший довел его слова до отсутствовавшего» Конец слов шейха, да помилует его Аллах. (Задуль-Ма’ад, 2/233).
Эта проповедь содержит в себе некоторые важные положения религии и ее правила; они приведены в порядке упоминания в хадисе:
1. Первое – запретность крови и имущества мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, усилил запрет, использовав мощный прием усиления: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля». Каждый из них понимал неприкосновенность Запретного города Аллаха и то, как неприкосновенность усиливается в запретный день запретного месяца. Неприкосновенность крови и имущества мусульманина подобна неприкосновенности и святости Запретного города Аллаха в запретный день запретного месяца; как же велика их запретность?!
2. Второе – отмена и запретность всех основ неверия: «Все, что творилось во времена невежества, отныне отменено! Запрещена месть за кровь, пролитую во времена невежества, и прежде всего я запрещаю мстить за кровь нашего родственника, сына Раби‘а ибн аль-Хариса. Его отдали на воспитание кормилице из рода Бану Са‘д, и племя Хузейл убило его. Отменено лихоимство времен невежества, и прежде всего я отменяю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне лихоимство запрещено полностью!» В этих предложениях содержится отмена всех деяний времен невежества и всех сделок, которые не были завершены. Также он дал знать, что возмездие за кровь тех времен отменяется. Он сказал: «Все … отныне отменено», – указав на ложность всех тех деяний. Относительно лихвы он еще раз упомянул об отмене.
3. Третье – завещание хорошо относиться к женщинам: «Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их, потому что Аллах вверил их вам, и обладаете ими по слову Аллаха. Они обязаны не позволять сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите, и если они ослушаются, то бейте их, избегая жестокости! А вы обязаны кормить и одевать их надлежащим образом!» В этой части проповеди содержатся слова о важности соблюдения прав женщин, о заботе о них и хорошем отношении к ним. Об этом, о важности соблюдения их прав, разъяснении их прав и предостережении от пренебрежения их правами приводится множество хадисов.
4. Четвертое – завещание следовать Книге Аллаха, могущественен Он и велик, к которой ложь не подступается ни спереди, ни сзади, Ниспосланию от Мудрого и Достохвального: «Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко его придерживаться: писание Аллаха». Коран – книга прямого пути: Аллах сделал его указателем к любому благу для каждого мусульманина. Посредством него они могут отличить истину ото лжи, прямой путь – от заблуждения, благо – от добра. Тот, кто будет держаться за него, встанет на прямой путь; тот, кто будет следовать ему, никогда не заблудится; тот, кто будет придерживаться его, не будет несчастным. Пророк ограничился упоминанием одного Корана потому, что призыв к Сунне содержится в самом Коране, и тот, кто не следует Сунне, не следует и Корану. Также в его словах: «Вас будут спрашивать обо мне…», – содержится указание на призыв следовать Сунне.
5. Пятое – сообщение о том, что их спросят о нем, да благословит его Аллах и приветствует. Затем он спросил их о том, что они ответят: «Вас будут спрашивать обо мне, и что же вы тогда скажете?» Люди ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес, выполнил и дал верные наставления». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: «О Аллах, будь свидетелем!», – трижды». Он сказал: «Вас будут спрашивать обо мне», – то есть, о том, как я довел свое послание. Он сказал: «…и что же вы тогда скажете?», – то есть, обо мне. Они скажут, что он донес свое послание, выполнил свою миссию и дал своей общине верные указания. Он сказал: «О Аллах! Будь свидетелем!», – то есть: засвидетельствуй то, что эти люди признали, что я довел миссию, и достаточно Тебя, как свидетеля!