Проповедь - наставление в день Джума (7 Раджаб 1442х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Взывaйтe к вaшeму Гocпoду co cмиpeнной мольбой и в тaйнe. Пoиcтинe, Oн нe любит пpecтyпaющиx пределы! Не творите бесчинства на земле, после того, как устроен на ней порядок (Вашим Господом). Обращайтесь к Нему со страхом и упованием. Воистину, милость Аллаха очень близка к творящим добро (Коран, 7:55-56).
Каждый человек нуждается в мольбе. И если кто полагает, что человек неимущий и живущий в тяжелых условиях нуждается в мольбе гораздо более, нежели человек, живущий в достатке и благополучии, то подобный образ мысли означает полное непонимание сути мольбы и обращения к Господу миров. В высшей степени ошибочно думать, что человек, достигший всего в жизни и получивший все желаемое, не нуждается уже более в мольбе. Ибо это означает, что человек понимает и относится к мольбе только как к некоему действу, посредством которого он может просить у Всевышнего удовлетворить свои мирские потребности. Нет, истинно уверовавшие люди делают дуа, прежде всего, о благоволении Аллаха не только в их мирской, но и в будущей, вечной жизни. И эти дуа ценны перед Аллахом, ибо Он благословил и эту жизнь, и будущую жизнь для тех, кто уверовал: ...Среди людей есть такие, которые скажут: "Господь наш, даруй нам в этой жизни"; но тем нет доли в будущей жизни. Среди них есть и такие, которые скажут: "Господь наш, даруй нам добро и в этой жизни, и в будущей и защити нас от мук Огня". Это им уготован (благой) удел за то, что они обрели. Аллах очень скор в расчете. (Коран, 2:200-202).
Если человек в самую трудную для него минуту мирского испытания вспоминает о Боге и обращается к Нему с мольбой, значит, он осознает, что Аллах является Единственным, у кого он может искать спасения и покровительства. К примеру, корабль терпит крушение и тонет посреди океана. Человек, находящийся на корабле, остается лицом к лицу с неминуемой истиной смерти. И нет уже ничего, на что можно было бы надеяться, что могло бы спасти его в этой ситуации. И тогда он, оказавшись в такой ситуации, начинает истово молить Аллаха о спасении, не испытывая и малейшей тени сомнения в том, что только Он может помочь ему. В своей мольбе он обращается только лишь ко Всевышнему, ибо понимает перед лицом смерти, что только Аллах Своей Высшей Волей может спасти его жизнь и именно в тот момент человек, быть может, никогда и не обращавшийся к Богу ранее, вдруг понимает, насколько зависим он от Воли Господа. В такую минуту большая часть людей, которые известны своим безверием и отрицанием существования Всевышнего Создателя, обращаются к Богу, ибо в тот момент им не на кого более уповать, кроме как на Господа миров. Но все же большинство из них, как только минует опасность и все успокоится, тотчас же забывают те истины, которые они осознали перед лицом смерти и все, о чем они думали и что просили у Аллаха в страхе и уповании. Испытав избавление от опасности и чувство успокоения, они вновь забывают о Боге. Это состояние душ людей так описывается в Коране: Он – Тот, который направляет вас по суше и по морю. И вот вы уже путешествуете на кораблях, плывущих с ними вместе при попутном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, их окружат волны со всех сторон, и им кажется, что надвигается на них [гибель]. И тут они с искренней верой взывают к Аллаху: «Истинно, если Ты спасешь нас, то мы будем из тех, кто благодарны Тебе!». Когда же Аллах спасает их, они опять бесчинствуют на земле без справедливости. О люди! Против вас же обернутся ваши бесчинства, этот мир не что иное, как обманчивое пользование житейскими благами. Потом ко Мне ваше возвращение, и Мы сообщим вам то, что вы вершили» (Коран, 10:22-23).
В Коране Господь миров говорит о том, что примет мольбу каждого человека, обращающегося к Нему в «нужде и несчастье». Это показывает, что просящий обращается с искренней мольбой и от чистого сердца. Однако не следует забывать и то, что люди не всегда могут осознать, что есть благо для них, а что есть зло. Подчас то, что мы считаем для себя благом, таит в себе великое зло, тогда как то, что мы воспринимаем как тяжесть и зло, оборачивается для нас благом и счастьем. Только Аллаху ведомо то, чего не знаем мы, ибо все сущее в мире происходит лишь с Его ведома и повеления. Может быть, не ответив на эти дуа сейчас, Аллах дарует Вам несравнимо большее благо позднее. Следует помнить, что человек сотворен несдержанным и нетерпеливым и очень часто слишком спешен в стремлении удовлетворить свои сиюминутные желания. Но Аллах может дать ответ на дуа человека позднее, такова Его высшая воля и мудрость. Человек же, в любой ситуации должен сохранять терпение и искреннюю благодарность Всевышнему. Если спросят тебя Мои рабы обо Мне, то ведь истинно, Я очень близок к ним. Когда обращается с мольбой ко Мне он, то Я отвечаю на призыв молящегося. Тогда пусть же и они ответят на Мой призыв и уверуют в Меня. Быть может, они обретут прямой путь… (Коран, 2:186).
Никогда не забывайте, что просить у Аллаха о чем-либо для вас очень легко, вам достаточно только искренней мысли об этом и искреннего обращения в Аллаху. Мольба (Дуа) – важнейшая из форм поклонения Всевышнему Аллаху после того, как человек обрел веру.
Всевышний повелел верующим искренне и с трепетным усердием совершать молитву на протяжении всей жизни в установленное Им время. Человек сотворен существом слабым, склонным ко многим заблуждениям и ошибкам в силу своего невежества и ограниченности познаний. И если человек не слышит голоса совести и не проявляет благую волю, то в тот же час проблемы повседневной жизни отдаляют его от мыслей о самых важных для него вопросах бытия, которые он всегда должен помнить. Оказавшись во власти забвения и мирских страстей, человек легко забывает о самой главной цели своей жизни – поклонении Аллаху. Человек забывает о том, что Аллах видит его каждый миг, слышит и знает все, что мелькает в его подсознании, забывает и о том, что за все содеянное в жизни человек будет держать ответ перед Ним, забывает о неизбежном приближении смерти и Судного Дня, Рая и Ада, забывает об истине кадара – Божественного предопределения. Но ведь каждое событие происходит по установленному Аллахом предопределению, ничто в нашей жизни не происходит случайно, без Его ведома и все происходящее таит в себе Высшее благо и мудрость Творца. Тогда как мольба спасает человека от этой "забывчивости" и небрежения, сохраняя стойкость воли, духа и чистоту разума мумина.
Благодаря намазу мусульманин все время обращается к Аллаху, помнит о Его близости и всеведении, намаз не дает мусульманину отступать в жизни от повелений Всемилостивого, структурируя душу и разум жить так, как заповедал Создатель. Человек, обладающий совершенным иманом, склоняясь перед Всевышним Аллахом в молитвенном поклоне, ощущает мощную и чистую духовную связь, близость к своему Господу. Аллах напоминает человеку в Коране, что молитва, намаз приближает человека к совершенству имана и близости к Творцу, останавливает, отдаляет человека от совершения греха и бесчестия: Читай то, что внушением ниспослано тебе в Книге и совершай молитву праведно. Истинно, ведь молитва отдаляет от мерзости и зла. И, истинно, поминание Аллаха – самое великое поклонение. Аллах знает то, что вы вершите. (Коран, 29:45).
Во время совершения намаза человек понимает, что в данный момент он стоит перед Всевышним Аллахом, Господом миров, и не может не испытывать глубочайшего благоговения и страха, он близок к Аллаху настолько, сколь велика сила его страха и почитания Господа миров. Во время молитвы человек должен стараться избавиться от всего, что способно отвлечь, ослабить чувство благоговейного трепета, должен проявить высочайшее духовное усердие, дабы достичь максимальной концентрации внимания, мысли и духа. Аллах повелевает нам: когда мы стоим перед Ним и склоняемся в поклоне, поминать и думать только о Нем, возвеличивать и славить только лишь Его, возносить благодарение Ему, нашему Всевышнему Творцу, Который пречист от всех недостатков и изъянов. Совершение намаза – величайшая Милость Аллаха для уверовавших, ибо так верующий может проявить Господу всю силу своего благоговения. Ведь Аллах повелел совершать молитву ради поминания Его Имени: Истинно, Я есть Аллах, нет бога, кроме Меня. Так поклоняйся же Мне и совершай молитву праведно для поминания Меня. (Коран, 20:14).
Для того чтобы обращаться к Всевышнему Аллаху, не требуется определенного места, времени или формы обращения. Надо лишь помнить, что Аллах рядом с нами каждый миг жизни, Он ближе к каждому из нас, чем наша шейная артерия и Ему ведомы все наши дела и мысли, все, что мы думаем или даже то, что мелькает в нашем подсознании. Поэтому к Богу можно обращаться с дуа и с самыми искренними намерениями, можно просить Его о помощи и наставлении каждый миг, идя по дороге, делая какое-либо дело, во время еды, сидя, стоя или лежа. В Коране сообщается также и то, как человек должен обращаться к Создателю: Обращайтесь к Господу Вашему с трепетной мольбой и втайне... (Коран, 7:55).
Истинно, самое важное, чтобы обращение было искренним и чистым, шло от сердца, было бы обращено только лишь к Аллаху и преисполнено глубокой веры в высшую мудрость и справедливость Всевышнего Создателя. Читай то, что внушением ниспослано тебе в Книге и совершай молитву праведно. Истинно, ведь молитва отдаляет от мерзости и зла. И, истинно, поминание Аллаха – самое великое поклонение. Аллах знает, что вы вершите. (Коран, 29:45).
Искренне уверовавшие знают, что все в жизни свершается с ведения и соизволения Аллаха. Что бы они ни желали в жизни, и как бы ни были велики их цели, они взывают с мольбами только лишь к Аллаху. Ибо они знают, что даже самое трудное и, казалось бы, невозможное дело, если будет на то воля Всевышнего Аллаха, может тотчас же свершиться по повелению Аллаха.
Никогда не забывайте, что для истинно верующего человека ничто в жизни не является непреодолимым препятствием, ибо цель его - достичь благоволения Аллаха и все мирские трудности и испытания верующий может преодолеть своими дуа и упованием на Аллаха, Господа и Повелителя всех миров. Сказал Господь ваш: "Взывайте ко Мне, Я отвечу вам. Истинно, те, которые превозносятся в гордыне от поклонения Мне, войдут согбенными в обитель Ада. (Коран, 40:60).