Проповедь - наставление в день Джума (13 Шаабан 1442х.)

بسم الله الرحمن الرحيم
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ
Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни задавался вопросом: Как правильно рассказать об исламе своим родным, друзьям и знакомым, чтобы не вызвать у них отторжение и убедить, что ислам – это Истина?
Проблема с призывом практически у всех начинается в близком кругу родственников и друзей, которые набрасываются с критикой и обвинениями. "Сектант, экстремист, сумасшедший, фанатик и т.п…". Когда мы им приводим свои доводы в пользу ислама у них какое-то отторжение, другие мысли, другие чувства, и аргументы, которые кажутся убедительными для нас, ничего не значат для них. С такой же проблемой сталкиваются многие, которые неумелым призывом только еще больше настроили против ислама некоторых своих родных и знакомых.
Чтобы не наделать ошибок в своем призыве, мусульманские проповедники рекомендуют придерживаться нескольких простых правил. Они помогут ясно и ненавязчиво рассказать собеседнику об основах ислама.
Целью призыва не является обратить человека сразу в ислам, - говорит в одной из своих лекций один из проповедников ислама, - Цель призыва – это только ясное донесения доктрины ислама и его законов. В Коране Аллах говорит Своему Посланнику (мир ему и благословения Аллаха.): "Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только ясная передача откровения". Мы не можем вложить веру в сердце человека, этого не мог сделать даже Пророк (мир ему и благословения Аллаха). Уверует наш собеседник или нет, не зависит от нас, а зависит только от Аллаха.
К чему призывать? Не стоит начинать призыв с доказательства мудрости того или иного закона Аллаха. Потому что даже если человек убедится, что мясо халяль полезно для здоровья, а хиджаб защищает честь женщины, он не станет от этого верующим и не спасет свою душу. Некоторые дааватчики начинают с наездом объяснять, правилах еды правой рукой, вхождением в мечеть с правой ноги, о том что надо при чихании говорить. Всё это есть в исламе, но сначала нужно донести до человека веру в единственность Аллаха. Посланник Аллаха, отправляя своего сподвижника Муаза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен, сказал ему: «Ты встретишь людей из обладателей писания, и первым к чему ты будешь призывать их это засвидетельствовать, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад посланник Аллаха…" Первое что мы должны сделать это доказать собеседнику, что у вселенной есть Создатель и этот Создатель Единый.
Мы должны именно доказать, привести ему неопровержимые аргументы, чтобы убедить его разум. Любую тему желательно подвести к теме Единобожия. Если человек интересуется каким-то конкретным законом ислама, например, почему мусульманки носят хиджаб, надо разъяснить ему это, по возможности подведя разговор к теме единобожия. То есть в первую очередь надо сказать, что такая одежда – это приказ Божий, а не традиция, потом уже можно рассказывать о том какую пользу для женщин и общества в целом она несет.
Не стоит первым начинать разговор о смысле жизни и вере во Всевышнего с малознакомым человеком, например, коллегой, соседом или случайным гражданином. Для призыва вам нужно знать убеждения человека, их причины, обстоятельства его жизни, его интересы и проблемы. И вам нужно обязательно быть в хороших дружеских отношениях с ним, а лучше быть для него авторитетом. Поэтому если желаете призвать человека к исламу, сначала расположите его к себе, пригласите в кафе или в гости, побеседуйте на интересные для него темы. Так вы получите информацию о нем и построите теплые отношения.
У разных людей отношение к исламу разное, принимайте во внимание это отношение, когда осуществляете призыв. Есть те, кто равнодушен к нему и вообще ничего не хочет об этом знать. Человеку все равно, зачем он живет и ему не хочется задумываться над столь высокими материями. Равнодушие – это самый тяжелый случай.
К поиску истины людей в основном подталкивает один из двух факторов: это или сильное потрясение – болезнь, несчастный случай, смерть близкого, или неудовлетворенность жизнью, осознание ее бесцельности пустоты. Поэтому чтобы пробудить мышление безразличного человека нужно встряхнуть его чувства, задеть его за живое. Чтобы он задумался, для чего он вообще пришел в этот мир.
Негативное отношение к исламу лучше, чем полное равнодушие. У такого человека нужно выяснить причины его негативного отношения и опровергнуть их. Нейтральное отношение собеседника означает, что он готов вас слушать и воспринимать информацию. Это отлично. Беседуйте с ним; если он спрашивает, отвечайте; если не спрашивает, тогда постарайтесь подвести к теме ислама и единобожия ваш разговор. Это не составит труда, поскольку ислам регулирует все сферы жизни человека, а значит, любую тему можно перевести, сказав, к примеру, следующее: А у нас в исламе к детям относятся так и так…., вот такой-то не может рассчитаться с долгами, ипотекой, процентами, а у нас в исламе кредиты брать запрещено… и т.д. и т.п… Но не перегружайте человека, не будьте навязчивы, а то он примет вас за религиозного фанатика перестанет с вами общаться. Ваша задача пробудить у нейтрально настроенного интерес к исламу.
Если вы общаетесь с человеком, который уже интересуется исламом, то по чаще встречайтесь с ним, показывайте, как ислам преобразил вашу жизнь, отвечайте на его вопросы, поинтересуйтесь по возможности, почему он пока не хочет быть в исламе. Может быть, вам удастся развеять его сомнения. Но не давите на него, помните, примет он ислам или нет только в мудрости Аллаха.
Большинство новых мусульман пришли к исламу после долгого духовного поиска, который занял у кого-то месяцы у кого-то годы. За одну или несколько встреч вам едва ли удастся убедить человека изменить всю его жизнь, но вы можете заставить его задуматься, правильно ли он живет, заставить усомниться в его убеждениях. Не ждите мгновенных результатов и не оставляйте призыв. Призыв должен вестись вежливо, в приятной располагающей обстановке. В суре "Пчелы Аллах приказывает верующим: "Призывай к пути Господа твоего мудростью и добрым увещеванием"(125), а в суре "Та Ха" Аллах говорит своим пророкам Мусе и Харуну (мир им): "Ступайте фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится"(43-44).
Господь приказывает Своим Посланникам говорить с Фараоном по-доброму, хотя правитель Египта был худшим из людей, который возомнил себя богом и окажется за это в нижнем слое Ада. Ни в коем случае не начинайте спорить с собеседником, доказывая свою правоту. В споре ваш оппонент не будет стремиться понять истину, а будет стремиться вас переспорить. Призыв должен проходить в форме обсуждения интересной для вас обоих темы, в форме диалога.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " Я гарантирую дом на окраине Рая тому, кто оставит спор, даже если он был прав…" Не бойтесь вести исламский призыв, даже если не обладаете глубокими знаниями. Просто призывайте только к тому, что вы знаете, и не разъясняйте темы, которые вам мало знакомы. Если знаете, что Бог Един, призывайте к единобожию, знаете приказ совершать намаз, и как она совершается, призывайте к этому.
Как правило, прежде, чем принять ислам, человек общается с несколькими мусульманами, прочитывает Коран и еще несколько мусульманских книг. Один мусульманин подтолкнет его к размышлению о смысле жизни, другой докажет существование Бога и его Единство, третий убедит в божественности Корана, четвертый покажет совершенство исламской системы для жизни. Поэтому если человек не принял ислам непосредственно после общения с вами это не показатель вашей неудачи. Может после встречи с вами он пообщается еще с парой верующих и примет ислам.
Если вы разбудили чувства у равнодушного человека, исправили образ ислама в голове у исламофоба, заинтересовали исламом человека с нейтральным отношением – это уже прогресс. Но в любом случае награду Аллаха вы получите не за результат, а за усилия. Главное необходимо помнить, что призыв к Истине является обязанностью мусульман, которой мы не имеем права пренебрегать и откладывать ее до удобного случая.
Каждый верующий должен работать над исправлением людей, которые его окружают. Шейх Ибн Баз, (да смилостивиться над ним Аллах) бывший муфтий Саудовской Аравии, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В те времена, Когда носителей призыва не хватает, а порок и невежество господствуют над людьми, даават становится фард айн, личной обязанностью каждого в зависимости от его способностей». Призыв к Аллаху – это путь, которым следовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его последователи. Об этом сказал Всевышний: «Скажи [Мухаммад]: "Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно убеждению. Хвала Аллаху, я не отношусь к многобожникам"» (Сура «Йусуф», аят 108).
Более того, призыв к Аллаху – это миссия всех посланцев Господа и всех верующих, на которых Всевышний возложил обязанность выводить людей из мрака к свету, из пучин неверия к правой вере, из омута язычества к поклонению одному Аллаху, из ада в рай. Однако этот призыв необходимо вести в соответствии с определенными правилами, и если одно из них нарушается, то это мешает распространению ислама. И тогда как бы ни старались люди и сколько бы времени они не тратили, их проповеди не будут приносить желаемые плоды. Именно это происходит в наше время со многими мусульманами, которые не руководствуются этими правилами.
Ошибочность желания быть испытанным
Человек не должен желать или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение». И мы понимаем, как многого лишается человек из-за того, что не постигает своей религии, не занимается своей душой и не уделят должного внимания деяниям сердца. Он лишается великих наград. От него ускользает суть самого поклонения, его основа, вследствие чего он уделяет все свое внимание лишь внешним проявлениям религии.
Также очень важно в данном вопросе не впасть в противоположную крайность и не начать просить Аллаха о наказании в этом мире, в надежде на избавление от наказания в мире ином. И это потому, что, несмотря на решительность, человек может не вынести тягот этого мира, когда они обрушатся на него, и может вовсе впасть в неверие. А также немаловажно и то, что такой человек не осознает широты милости и прощения Аллаха, не осознает, что Аллах – Прощающий и любит прощать. Как это пришло в хадисе, передаваемом от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю, что наступила Ночь Предопределения, что мне следует говорить?" Он сказал: «Говори: "О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!"».
И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал свою умму от того, чтобы они поступали сурово в отношении самих себя, как об этом передается в хадисе: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях».
Также в другом достоверном хадисе сообщается, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел навестить одного человека, которому было настолько невмоготу, что он стал похож на цыпленка. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Тот ответил: "Да, я говорю: "О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: "О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня"?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его". Муслим 2688.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» аль-Бухари 2965, Муслим 1742. Абу Бакр, наилучший человек в этой общине после пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорил: "Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть". См. "Фатхуль-Бари" 6/179.
Но если уж постигнет вас или ваших родных и близких что-либо из болезней, бед и несчастий, то помните слова посланника Аллаха (благословения ему от Аллаха и мир), который сказал: «Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик». Ахмад 5/272, Абу Дауд 3090.
А также слова Аллаха Всевышнего: «И может быть так, что вы испытываете неприязнь к чему-либо, тогда как это является благом для вас» (аль-Бакара 2: 216).