Проповедь - наставление в день Джума (28 Раджаб 1442х.)

Проповедь - наставление в день Джума (28 Раджаб 1442х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Редко можно встретить человека, который не обращается к Всевышнему, когда попадает в трудное положение и остается наедине со своей бедой. 

Человек по природе своей слаб и нуждается в опоре. В стрессовых ситуациях мы ищем поддержку у друзей и близких. Но бывают ситуации, когда окружающие бессильны помочь, когда теряешь почву под ногами и нет даже соломинки, за которую можно ухватиться. В такие минуты даже упорствующие неверующие вспоминают о Боге. Разве Фараон, возомнивший из себя всевышнего господа, не поспешил уверовать, когда волна накрыла его? Сколько еще неверующих смирились перед Аллахом, завидев лютую кару! Но разве позднее раскаяние помогло кому-нибудь, кроме народа Йунуса (Мир ему)?! 

Превратности судьбы, однако, не всегда являются наказанием, от которого нет избавления. Гораздо чаще они служат искуплением и напоминанием, пробуждающим от сна беспечности и забвения: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают люди, чтобы они вкусили часть того, что натворили, и вернулись на прямой путь» (сура 30 «Римляне», аят 41). 

Едва соприкоснувшись с высшими силами, неподвластными человеческому произволу, люди перестают взывать к выдуманным божкам и искренне обращаются к единственному истинному Аллаху. Описывая язычников, поклонявшихся идолам и усопшим праведникам, Всевышний говорит: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая свою веру перед Ним. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они приобщают сотоварищей [к Нему]» (сура 29 «Паук», аят 65). Так же поступали и египтяне, отвергшие пророка Мусу (Мир ему), когда Аллах насылал на них одно бедствие за другим. Они не могли спасти свои посевы ни от потопа, ни от нашествия саранчи, вшей и жаб. Они совершенно не представляли, что делать, когда питьевая вода в Египте превратилась в кровь. Каждый раз, когда их поражало очередное бедствие, они говорили Мусе (мир ему): «О колдун, помолись твоему Господу! Если ты поможешь нам, мы подчинимся тебе и отпустим с тобой израильтян». Но стоило Аллаху избавить их от напасти, как они нарушали обещание. Они были народом грешным и могли рассчитывать лишь на отсрочку до определенного часа. 

Испытывать судьбу, давая Господу лживые обещания и возвращаясь к прежним грехам, можно долго, но не бесконечно. Молитвы тех, кто вспоминает об Аллахе лишь в минуты тревоги и печали, вполне могут остаться без ответа, особенно если речь идет о спасении после смерти. Сколько людей, попавших в тяжелое положение, смиренно взывают к Аллаху, но не получают облегчения! Скольким несчастным не помогают ни слова раскаяния, ни слезы сожаления! Они пользовались дарами Аллаха, но благодарили не Его. Вместо вознесения молитв Аллаху они делали приношения святилищам у дороги. Встречая убогих и страждущих, они надменно отворачивались, словно тень тех людей могла осквернить их. Они забыли Аллаха, а теперь они сами преданы забвению, ибо сказал Всевышний: «Поминайте Меня, и Я буду помнить вас» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 152). 

Верующим хорошо известно это мудрое установление, которому обучали пророки и посланники. В «Сунане» ат-Тирмизи сообщается, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал ‘Абдаллаху ибн ‘Аббасу: «Сынок! Я научу тебя некоторым заповедям. Помни об Аллахе, и Он защитит тебя. Помни об Аллахе, и Он будет рядом с тобой. Когда просишь о чём-либо, проси Аллаха. Когда просишь о помощи, обращайся за помощью к Аллаху. И знай, что если весь народ объединится, чтобы помочь тебе, они помогут тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. А если они объединятся, чтобы навредить тебе, они навредят тебе только тем, что Аллах уже предписал тебе. Перья уже подняты, и свитки уже высохли». 

В версии имама Ахмада говорится: «Помни об Аллахе, и Он будет перед тобой. Помни об Аллахе в благополучии, и Он вспомнит тебя в несчастье. Знай, что миновавшее тебя не могло случиться с тобой, а случившееся с тобой не могло миновать тебя. И знай, что победа — с терпением, радость — с горечью, а облегчение — с тяготой». Помнить об Аллахе — значит выполнять Его приказы и сторониться всего, что Он запретил. Помнить об Аллахе — значит уповать только на Него и не полагаться на тех, кто не способен помочь или навредить. Помнить об Аллахе — значит благодарить Его за каждое благо, выпадающее нам, проявлять терпение и никогда не терять надежду на помощь от Него. 

Но помнить об Аллахе нужно не только в периоды болезней, лишений и испытаний, когда к Аллаху взывают даже закоренелые преступники. Гораздо важнее помнить о Нем и искать Его довольства, когда ты здоров, богат и полон сил, когда ты сам можешь выбирать, а не судьба выбирает за тебя. Тех, кто помнит об Аллахе в благополучии, Аллах защищает от искушений и грехов, как защитил пророка Йусуфа (Мир ему) от соблазнов богатой и красивой женщины. 

Тех, кто помнит об Аллахе в благополучии, Он спасает от козней врагов, как спас Ибрахима (Мир ему) от жаркого пламени. Тех, кто помнит об Аллахе в благополучии, Он защищает от болезней и несчастий, от потери имущества и родных. Он приставляет к ним ангелов, которые по воле Всевышнего оберегают их от всевозможных бед. Эта опека Господа Миров распространяется не только на этих праведников, но и на их детей и близких. 

Сообщают, что Са‘ид ибн ал-Мусаййаб сказал своему сыну: «Я буду молиться чаще, надеясь на то, что Аллах защитит тебя». А потом он прочел аят о том, как Аллах сохранил имущество двух сирот, отец которых был праведным человеком (сура 18 «Пещера», аят 82). Пророк Йунус (Мир ему) спасся из чрева огромной рыбы тоже благодаря тому, что помнил об Аллахе. Всевышний сказал: «Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены» (сура 37 «Стоящие в ряд», аяты 143-144). Передают со слов Анаса ибн Малика, что пророк Йунус, оказавшись в чреве рыбы, начал молить Аллаха: «Нет божества, кроме Тебя! Свят Ты, а я, поистине, был одним из несправедливых!» Его мольба достигла трона, и ангелы сказали: «Господи, слабый знакомый голос [доносится] из чужих краев». Аллах спросил: «Разве вы не узнаете его?» Они сказали: «Господи, кто это?» Он сказал: «Это мой раб Йунус». Они спросили: «Твой раб Йунус? Пророк, чьи принятые деяния и мольбы не перестают восходить [на небеса]?» Потом они сказали: «Господи, неужели Ты не смилуешься над тем, что он делал в благополучии, и не спасешь его из беды?» [Аллах] сказал: «Конечно, [спасу]», — и приказал рыбе выбросить его на пустынный берег. 

Если бы единственной наградой за то, что человек помнит об Аллахе, было принятие молитв и избавление от напастей, этого было бы достаточно. Однако Аллах приготовил для этих праведников нечто большее и сделал их Своими приближенными. Имам ал-Бухари передал со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил о своем Господе: «Аллах сказал: "Я уже объявил войну тому, кто враждует с Моим приближённым! Из всех деяний, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, Я больше всего люблю то, что вменил ему в обязанность. А посредством дополнительных предписаний Мой раб продолжает приближаться ко Мне, пока Я не возлюблю его. Если же Я возлюблю его, то стану тем слухом, которым он слышит, и тем зрением, которым он видит, и той рукой, которой он хватает, и той ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чем-либо, Я непременно одарю его этим; если же он станет искать у Меня убежища, Я непременно предоставлю ему его. Ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забрать душу верующего: он не желает смерти, а Я не желаю причинения ему зла"». 

Пречист Аллах и хвала Ему! Если человек помнит заповеди Аллаха и соблюдает их должным образом, то Аллах приближает его к Себе, укрепляет его сердце и исправляет мысли. Он помогает ему любить только ради Аллаха и отворачиваться только ради Него, помогать только ради Него и отказывать только ради Него. Он озаряет его душу светом истины, благодаря которому человек начинает совершать только богоугодные поступки. Он слушает только то, чем доволен Аллах, и смотрит лишь на то, чем Он доволен, и протягивает руку лишь к тому, что Он дозволил, и ходит лишь туда, где можно обрести Его благоволение. 

Благодаря мудрости, полученной от Всевышнего, он начинает смотреть на людей и события Его глазами, оценивая их правильно и точно. Людям следовало бы прислушаться к нему, но он слишком неприметен и слишком далек от той суеты, которая занимает их. Как тут не вспомнить слова пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые заставили Му‘аза ибн Джабала плакать у его могилы? Завидев его, ‘Умар ибн ал-Хаттаб спросил: «Почему ты плачешь?» Му‘аз ответил, что слышал, как посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, [даже] легкая показуха — это приобщение сотоварищей [к Аллаху]. Кто враждует с приближенным Аллаха, тот открыто сражается против [самого] Аллаха. Поистине, Аллах любит благочестивых, богобоязненных и неприметных, которых не ищут, когда они отсутствуют, а когда они приходят, их не подзывают и не приближают. Их сердца — светочи верного пути, а выходят они из занесенных песком и темных [жилищ]». Этот хадис передал Ибн Маджа. Описанные здесь праведники — те, которые живут и поклоняются Аллаху так, словно видят Его. Каждым словом и каждым поступком своим они ищут только Его довольства. Ни слава, ни добрая молва их не заботят и не интересуют. После обязательной молитвы в мечети они торопятся домой, чтобы совершить дополнительные молитвы в уединении. Разговляясь, они стараются не бросаться в глаза окружающим, а когда раздают милостыню, то скрывают ее даже от самих себя, чтобы уберечь свои сердца от малейших зерен лицемерия. Им ненавистна мысль о том, что показуха и тщеславие могут закрасться в их благодеяния. Они боятся того, что возвращение к Аллаху станет для них позором и разочарованием. Они молят Аллаха удержать их на прямом пути и сохранить их добрые дела на тот день, когда люди будут нуждаться в них больше всего. А ведь сохранить награду за добрый поступок гораздо труднее, чем совершить его! 

Сколько людей жертвуют своим имуществом и временем, помогая сиротам и нуждающимся, а потом лишают себя награды. Одни обольщаются своими благодеяниями, и их сердца переполняются чувством гордости и собственной значимости. Другие попрекают бедняков куском хлеба, которым они делятся с ними. Третьи любят говорить о своих добрых делах, создавая вокруг себя такой ореол благочестия, что порой им приписывают то, что они вовсе не совершали. Шайтан не упускает свой шанс разрушить благодеяние верующего и подстерегает его там, где он забывает об Аллахе. Вот почему так важно помнить об Аллахе всегда и везде, особенно когда скрываешься от посторонних глаз и остаешься наедине с собой.

В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Саубана о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я знаю людей среди моих последователей, которые в день воскрешения придут с благими делами величиной с белые горы Тихамы, но Аллах превратит их в рассеянный прах». Саубан спросил: «О посланник Аллаха, опиши их нам, разъясни нам, кто они, чтобы мы сами того не ведая не оказались среди них». Он сказал: «Они ваши братья, из вашего народа. Они распределяют ночь так же, как и вы, но стоит им остаться наедине с запретами Аллаха, как они нарушают их». Помните же об Аллахе, о обладающие разумом, и соблюдайте Его заповеди, ибо всякая заповедь Его вам во благо. Помните об Аллахе и берегитесь грехов, ибо даже малые грехи покрывают душу губительной пеленой. Помните об Аллахе и стремитесь к Его довольству, ибо эта недолгая жизнь — единственный шанс приблизиться к Нему и заслужить жизнь вечную. Помните, что Аллах простирает руку милости днем, чтобы принять покаяния согрешивших ночью, и простирает руку милости ночью, чтобы принять покаяния ослушавшихся днем. Он желает вам спасения. Отчего же вы колеблитесь?! Он желает встречи с вами. Отчего же вы отворачиваетесь? Жизнь вечная — это настоящая жизнь, но вам не обрести ее, пока вы не возжелаете ее так, как голодный желает пищи, а жаждущий — питья.