Проповедь - наставление в день Джума (16 Джумада ас-Сани 1442х.)

Проповедь - наставление в день Джума (16 Джумада ас-Сани 1442х.)

بسم الله الرحمن الرحيم

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

الْحَمْدُ لِلَّهِ نَحْمَدُهُ نَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَعُوذُ بِاللَّهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَ مِنْ سَيِّئاَتِ أَعْمَالِناَ مَنْ يَهْدِهِ اللَّهُ فَلا مُضِلَّ لَهُ وَمَنْ يُضْلِلْ فَلا هَادِيَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Что объединяет всех людей на земле — верующих и неверующих, бедных и богатых, старых и молодых, мужчин и женщин? Это стремление быть счастливыми. А непременной составляющей счастья является душевный покой. Когда что-то ест тебя изнутри, трудно быть счастливым. Верующий знает наверняка, что жизнь не обходится без испытаний, которые у каждого свои. И если каждое такое испытание порождает в человеке бурю негативных эмоций — скорбь, печаль, страх, отчаяние, чувство безысходности, депрессии, — то о каком счастье и покое может идти речь? Как же справиться с этим потоком, который так и норовит увлечь нас за собой, как только в нашей жизни начинается очередная чёрная полоса? Как сделать так, чтобы он оставил нас в покое и бежал своей дорогой? 

Ведь ни для кого не секрет, что всё зависит не от обстоятельств нашей жизни, а от нашей реакции на то, что с нами происходит. Испытания никуда не денутся, ибо каждому из нас на роду написана определённая доля этих трудностей, этих земных экзаменов, призванных выявить крепость либо слабость нашей веры и помочь нам — в случае успешного их прохождения — очиститься от грехов и увеличить свою награду. Можно и нужно просить у Господа благополучия. Именно этому учил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) верующих, в том числе самых близких и родных для него людей. 

А что ещё мы можем сделать, чтобы дать своим сердцам покой, который так необходим всем нам? Что можно предпринять, чтобы наши сердца наполняло умиротворение — то самое, без которого так тяжело уверенно идти по жизни и успешно справляться с возникающими трудностями, преодолевать препятствия и проходить, не дрогнув, сквозь жизненные бури самых разных масштабов? Наша религия нацелена на то, чтобы ежедневно, ежечасно, ежесекундно приносить пользу нам, исповедующим её людям. Нам достаточно руководствоваться её предписаниями, прислушиваться к её советам и позволить её мудрым наставлениям освещать наш земной путь. 

С чего же начинается желанный покой? С самого первого и главного шага. Это вера в Создателя. Обретая веру, человек уже получает надёжную опору. Вот почему, принимая ислам, человек обычно сильно меняется в лучшую сторону и многие люди, сознательно ставшие мусульманами, считают это событие началом своей новой жизни и признаются, что стали совершенно другими людьми, как будто заново родились. Спокойствие неотделимо от веры, и именно она питает его подобно тому, как корни питают дерево. 

Из чего же складывается истинная вера? На этот вопрос уже ответил наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Тот ощутил вкус веры, кто доволен Аллахом как Господом, исламом как религией и Мухаммадом как пророком» [Бухари]. Принимая Аллаха в качестве Господа, ислам в качестве религии и Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в качестве пророка, мы делаем шаг к желанному умиротворению и даём нашему сердцу столь нужную опору. Это довольство — величайшие врата Всевышнего, земной рай и та самая тихая гавань для каждого, кто поклоняется Всевышнему. Об этом неустанно твердили наши праведные предшественники. Они делились с нами своей мудростью и глубоким пониманием религии и жизни, давая нам благой совет и заботясь о нас, предвидя многочисленные испытания, которые будут постигать нас, и желая помочь нам не потерять ориентир в этом нестабильном, постоянно сотрясающемся мире, в котором нам суждено жить сегодня. Чем глубже оно пускает корни в наших сердцах, тем больше вероятность того, что когда придёт испытание, ощущение спокойствия смягчит его, а в лучшем случае это испытание, даже значительное, просто разобьётся об это спокойствие, как разбивается огромная волна о надёжную, непоколебимую стену, и тихо уйдёт в прошлое без серьёзных последствий для нашего душевного равновесия и наших душевных сил. Формула в данном случае проста: чем больше спокойствия в наших сердцах, тем меньше очередное испытание истощает наши внутренние резервы, тем меньше оно опустошает нас, тем меньше ущерба наносит, тем меньше боли и страданий ощущаем мы, когда это испытание накрывает нас подобно чёрной тени.

Коран и Сунна дают нам основания рассматривать наши намазы, посты, милостыню и остальные проявления покорности Аллаху, в том числе и дополнительные, которых мы знаем очень много и среди которых каждый может найти то, что соответствует его силам и возможностям, как маленькие капельки, которыми мы медленно, но верно наполняем чашу с нашими благими делами и которые с позволения Всевышнего облегчат нам попадание в Рай. Эти капельки день за днём укрепляют и увеличивают нашу веру. 

Что ещё помогает нашим сердцам обрести покой? Твёрдая убеждённость в том, что Аллах выбирает для нас лучшее. Иными словами, что бы ни постигло нас в этом мире, всё к лучшему. Случайностей не бывает. Каждое происшествие в нашей жизни для чего-то нужно, ничто не происходит просто так. Осознав это, мы начинаем иначе смотреть на многое из того, что происходит с нами в земной жизни — и обретаем желанный покой. Мы не выбирали это испытание. Его выбрал для нас Господь. А Господь посылает нам лишь то, в чём благо для нас — даже если здесь и сейчас мы этого не понимаем. Любой из нас может вспомнить такой случай из своей жизни, когда он сильно желал чего-то, но обстоятельства сложились иначе, и только много лет спустя он осознал смысл, заключённый в таком повороте событий, и понял, что напрасно сокрушался тогда и что Аллах лишил его чего-то только для того, чтобы даровать взамен нечто лучшее. Так происходит всегда. Аллах закрывает перед нами какую-то дверь лишь для того, чтобы открыть другую, за которой гораздо больше блага для нас, хотя мы со своим ограниченным умом и неспособностью заглянуть в будущее можем не видеть этого. 

Испытание может быть знамением и уроком, оно может нести с собой очищение от грехов и обернуться великим благом и щедрой наградой — если, конечно, мы воспринимаем его так, как надлежит верующему. Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Сколь удивительно положение верующего! Всё в его положении — благо для него, и не дано это никому, кроме верующего. Если с ним случается что-то хорошее, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. А если его постигает беда, он проявляет терпение, и это также становится для него благом» [Муслим]. Если смотреть на жизнь под таким углом, то всё, что мы называем неудачами и потерями, в любой сфере, будь то личная жизнь, работа, бизнес или что-то иное, представится нам в совершенно ином свете. Испытание не свалилось на нас с неба, как нам порой кажется, особенно при сильных потрясениях: его послал нам Тот, Кто знает о нас больше, чем мы сами. Осознавая это, мы приносим сердцу покой.

Ещё один рецепт спокойствия — молитва. Книга Всевышнего учит нас обращаться за помощью к терпению и молитве, к этим двум крылам, без которых не сможет летать птица нашей веры: «Обращайтесь же за помощью к терпению и молитве» (сура 2 «Корова», аят 45). И наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подал нам прекрасный пример: из достоверных хадисов мы знаем, что когда случалась беда, он прибегал именно к этому средству — молитве. Любой человек, испробовавший молитву как средство успокоения перед лицом испытаний, непременно засвидетельствует, что в подобных обстоятельствах молитва может творить чудеса. Когда опечаленный очередным ударом судьбы приступает к молитве с искренним намерением исполнить веление Всевышнего, последовать Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и приглушить свою печаль, то как же не придёт к нему облегчение и утешение?.. Это средство для всех верующих, и воспользоваться им может каждый. 

Полезное знание — ещё один путь к спокойствию сердца. Принцип его действия прост: чем больше мы знаем о Творце, тем спокойнее у нас на душе. Знание помогает соблюдать религию должным образом, замечать многочисленные милости Аллаха и не преступать установленные Им ограничения. Верующий, вооружённый знаниями, чувствует себя увереннее и спокойнее на протяжении всей своей земной жизни. Он знает своего Создателя, он знает, что должен делать, а чего не должен, он отличает благое от скверного и правильное от неправильного. Поэтому знание, которое мы приобретаем регулярно, в соответствии со своими возможностями и обстоятельствами, становится питанием для нашей веры и наполняет спокойствием наши сердца. Помогает нам обрести желанный покой и осознание того, что испытание, сколь бы тяжким оно ни было, не может длиться вечно. Самая страшная гроза когда-нибудь кончается, самые страшные войны когда-нибудь останавливаются, самые тяжкие страдания однажды прекращаются, самая тяжкая болезнь заканчивается — либо выздоровлением, либо избавлением от земных оков. Вслед за бедой приходит избавление, за тяготой следует облегчение. Как сказано в Коране: «После тяготы Аллах создаёт облегчение» (сура 65 «Развод», аят 7). Оказавшись в тёмном туннеле, мы знаем, что, сколь бы длинным он ни был, всё равно из него есть выход. Так же и с испытаниями. Когда мы думаем об этом, приходит умиротворение и покой.

Когда мы соблюдаем права Всевышнего и права людей, это тоже приносит покой сердцу. Ведь когда человек идёт по верной дороге, Аллах непременно помогает ему. Если мы исполняем свои обязанности перед Всевышним и перед людьми — родителями, детьми, супругой или супругом, родственниками, соседями, партнёрами, коллегами, друзьями и нашими братьями и сёстрами по вере вообще, то на сердце спокойно и радостно, и умиротворение приходит само собой, а тревог, напротив, становится всё меньше и меньше. Когда мы делаем добро людям, это приносит спокойствие сердцу в этом мире и награду в мире вечном. Помогая бедному, передавая полезное знание, утешая убитого горем, заботясь о слабом, выручая попавшего в беду, мы наполняем своё сердце теплом и покоем. Ведь мы так устроены: делая счастливыми других, мы становимся счастливыми сами. 

Обращение к Аллаху с мольбами — ещё один целительный бальзам для наших сердец. Это удивительное состояние, когда взываешь к Аллаху со всей искренностью, так что мольба идёт из самого сердца — состояние, которое ни с чем не сравнится. Спокойствие наполняет сердце до краёв в эти минуты и остаётся там и впоследствии, даже если в жизни всё очень непросто. Поминание Аллаха и чтение Корана — ещё два действенных средства, которые наполняют наши сердца спокойствием тогда, когда мы в нём больше всего нуждаемся. Всевышний сказал: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура 13 «Гром», аят 28). То есть по-настоящему утешаются сердца только поминанием Аллаха. Этот аят — послание Всевышнего Господа к каждому сердцу, пребывающему в растерянности, сетующему на беспокойство и взыскующему покоя и умиротворения. Ничто из того, что может предложить нам мир этот, не способно принести такое успокоение нашим сердцам, какое приносит им поминание Аллаха. Это чудесное лекарство, данное нам Самим Всевышним и не требующее от нас ни физических усилий, ни материальных затрат. Чем раньше откроет верующий для себя это лекарство, тем спокойнее будет его сердцу и тем счастливее он будет в дни своей земной жизни и в вечности. 

Наши праведные предшественники искренне жалели тех, кто покинул этот мир, так и не вкусив сладость этого простого и прекрасного действия. Несколько минут, проведённые в тишине, наедине с собой и посвящённые поминанию Всевышнего, способны изменить многое и в нас самих, и вокруг нас. Нужно только попробовать. То же самое можно сказать и о чтении Книги Всевышнего. Её аяты оказывают удивительное воздействие на сердца. 

А знаете ли вы, что в Коране есть аяты, которые учёные называют аятами спокойствия? Их чтение вселяет покой в сердца и помогает справляться с трудностями. Их легко найти в Коране, в них встречается слово спокойствие (сакина). Всевышний сказал: «Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, и ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково воздаяние неверующим» (сура 9 «Покаяние», аят 26); «Он ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах — Знающий, Мудрый» (сура 48 «Победа», аят 4). Имам Ибн аль-Каййим относился к числу тех, кто опробовал этот рецепт спокойствия на себе и поделился с нами своим опытом: «Когда нас охватывал страх, одолевали скверные мысли и земля начинала казаться нам тесной, мы шли к шейху ислама Ибн Таймийе, и достаточно нам было увидеть его и послушать его слова, как всё это мигом исчезало, сменяясь ощущением простора, силой, твёрдой убеждённостью и спокойствием. Когда шейх уль ислама постигали испытания, он читал аяты о спокойствии (сакина)... Он рассказывал: "Когда мне стало совсем тяжко [во время болезни], я сказал своим близким и тем, кто был тогда рядом: "Читайте аяты о спокойствии". И затем тяготы вдруг отпустили меня и я сел как ни в чём не бывало". Сам я также пробовал читать эти аяты, когда сердце моё содрогалось от того, что постигало меня, и я видел, как эти аяты помогают ему обрести спокойствие и умиротворение» [Мадаридж]. Эти простые дела могут принести нашим сердцам желанный покой с позволения Аллаха.