Проценты в немусульманских странах

Риба ан-Насия
К данному виду Риба относятся сделки, связанные с предоставлением займа. Риба ан-Насия – это излишек, получаемый кредитором за предоставление отсрочки по погашению долга, т.е. плата должника за время. Но, согласно нормам исламского права, время не является собственностью кредитора, а принадлежит одному лишь Аллаху. Потому предоставление платы за отсрочку является незаконным. При этом плата может выражаться как в материальной, так и в нематериальной выгоде.
Риба аль-Фадль
К данному виду Риба относятся излишки при обмене товара на такой же товар другого качества. При этом сделка обмена происходит без отсрочки. Таким образом, Риба выступает в качестве платы за более высокое качество товара.
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وأصحابه أجمعين
Ученые по поводу хукма ростовщических сделок (риба) с кафирами в дару-ль-ислам и дару-ль-харб разделились на два мнения:
Первое – мнение большинства учёных: маликитов, шафиитов, ханбалитов и Абу Юсуфа из ханафитов, которые сочли, что риба харам безусловно, без разницы между мусульманином, зиммием, харбием, в дару-ль-ислам или в дару-ль-харб, исходя из следующих далилей:
1. Обобщённый запрет риба в Коране и Сунне без какой-либо разницы.
2. То, что является риба в дару-ль-ислам, остаётся риба и в дару-ль-харб, как остальные мерзости, например, алкогольные напитки, поедание свинины и т.д.
3. Дозволение подобного открывает двери большому злу, размеров которого не знает никто, кроме Аллаха, Велик Он и Славен.
Второе – мнение Абу Ханифы и его ученика Мухаммада ибн Аль-Хасана, которые сочли, что можно получать кредитный процент с кафиров в дару-ль-харб даже посредством недействительного с точки зрения шариата договора. Они обосновали своё мнение следующими далилами:
1. Хадис Макхуля, который сказал: сказал Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم:
لا ربا بين المسلمين وأهل الحرب في دار الحرب "Нет риба между мусульманами и харбиями в дару–ль–харб".
Большинство учёных ответило на это, что у этого хадиса нет непрерывного иснада, т.е. он недостоверен и таким образом не является доводом.
Также возможно, что в хадисе имеется в виду запрет на риба, а не отрицание, то есть "недозволенно риба между мусульманами и кафирами в дару-ль-харб", подобно тому, как слова Всевышнего Аллаха:
فَلَا رَفَثَ وَلَا فُسُوقَ وَلَا جِدَالَ فِي الْحَجِّ "Нет совокупления, нет нечестия и нет споров во время хадджа" (Корова, 197) означают запрет на эти действия. В таком случае хадис лишь подтверждает запрет, пришедший в остальных далилах.
2. Хадис о хутбе во время Прощального Хадджа:
وَرِبَا الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ رِبَانَا رِبَا عَبَّاسِ بْنِ عَبْدِ الْمُطَّلِبِ "
"Риба джахилиййи отменено, и первое риба, которое я отменяю – наше риба, риба Аббаса ибн Абду–ль–Мутталиба". (Муслим).
Абу Ханифа и Мухаммад ибн Аль-Хасан сказали, что Мекка была дару-ль-харб до завоевания, а Аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, принял ислам до этого и жил в дару-ль-харб, а риба стало запрещено до завоевания Мекки, и Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم, в этом хадисе отменил риба, которые оставались, но не отменил те проценты, которые были получены после запрета и до завоевания Мекки, и это указывает на дозволенность риба между мусульманином и кафиром в дару-ль-харб.
На это можно ответить с нескольких сторон:
1. Нет далила, что Аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, продолжал заниматься риба после принятия ислама.
2. Если предположить, что он занимался риба после принятия ислама, возможно, что он не знал о запрете риба, и Пророк, صلى الله عليه وسلم, пожелал установить это правило и утвердить его именно с того дня, когда прочитал эту хутбу.
3. Можно допустить, что Пророк, صلى الله عليه وسلم, дозволил Аль-Аббасу заниматься риба, также как дозволил ему скрывать свой ислам, а кияс нельзя основывать на отдельном исключительном случае.
4. Возможно, что Аль-Аббас занимался риба в Мекке, когда она была дару-ль-харб, потому что запрет на риба ещё не был установлен категорически до слов Всевышнего Аллаха: "О, те, которые уверовали, бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из риба, если вы верующие", которые были ниспосланы за несколько месяцев до Прощального хадджа, а до этого запрет на риба не был окончательным и категорическим, и это подтвердил Пророк, صلى الله عليه وسلم, во время Прощального хадджа в своей хутбе, исходя из чего можно предположить, что запрет на риба имел постепенный характер.
3. Они также сказали, что имущество харбия – дозволено. Однако из того факта, что имущество харбиев дозволено захватывать в качестве военных трофеев, не следует, что его можно брать посредством недействительного с точки зрения шариата договора, потому что это договор о том, что недозволенно в дару-ль-ислам, и он так же не дозволен в дару-ль-харб, как, например, недействительный брачный договор. Аль-Маварди сказал: "Не всё, что дозволено забрать у них без договора, можно забрать по недействительному договору. Ведь известно, например, что мусульманин может взять себе наложницу из захваченных кафирских женщин без какого-либо договора, но не может взять себе в жёны кафирскую женщину на основании недействительного договора". (Аль-Хави, 5/75).
И по всей видимости правильным – а Аллах знает лучше – является мнение, что риба между мусульманами и кафирами запрещено без условий, также как оно запрещено между мусульманами, и это мнение большинства учёных, которое основывается на следующем:
– Ясные достоверные далилы из Корана и Сунны, запрещающие риба без каких-либо оговорок, которым не противоречат подобные по силе далилы.
– Слабость далилов противоположной стороны, которая заключена либо в низкой достоверности их далилов, либо в слабой убедительности обоснований, которые на них строятся.
– Аллах, Велик Он и Славен, запретил риба по многим причинам, в том числе из-за вреда экономического, социального и нравственного, который сказывается не только на кафирах, но и на мусульманах.
А Аллах знает лучше.