Призыв к благому и удерживание от предосудительного...

Призыв к благому и удерживание от предосудительного...

С Именем Аллаха. Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Одна из важнейших обязанностей мусульманина — призыв к благому и удерживание от предосудительного. Поэтому, ничто не должно мешать этому; ни страх перед ними, ни их авторитет, ни уважение к ними. 

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть страх (почтение) перед людьми ни в коей мере не мешает человеку говорить правду, если он знает ее» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). 

Также передается, что он сказал: «Пусть страх перед людьми не мешает никому из вас говорить правду, когда он видит это, или напоминать о важном, ибо, поистине, это не приближает (установленный) срок (смерти) и не отдаляет от (предписанного) удела!» (Ахмад, ат-Табарани).

Имам ан-Навави в книге «Шарх сахиха Муслима» во главе «Повеление одобряемого и запрет предосудительного» пишет: «Это дело (повеление одобряемого и запрет предосудительного) было предано забвению на протяжении долгого времени, а в наше время от него осталась лишь малая часть».

Мусульманам вообще, а ученым среди них особенно, велено призывать к Исламу

Это дело — великое, на нём держатся устои общества. Когда происходит всеобщее распространение порочности, наказание поражает как праведного, так и грешника. Если не остановить грешника, тогда пусть все ожидают наказания Аллаха:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». 24:63.

Повелевать одобряемое и запрещать предосудительное необходимо, и люди будут нуждаться в этом до тех пор, пока сохраняется потребность в самой жизни, безопасности и благополучии. Призыв реализует всё это. Посланник Аллаха ﷺ ясно показал степень нужды в этом деле, приведя пример:

مَثَلُ القَائِمِ عَلَى حُدُودِ اللَّهِ وَالوَاقِعِ فِيهَا، كَمَثَلِ قَوْمٍ اسْتَهَمُوا عَلَى سَفِينَةٍ، فَأَصَابَ بَعْضُهُمْ أَعْلاَهَا وَبَعْضُهُمْ أَسْفَلَهَا، فَكَانَ الَّذِينَ فِي أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوْا مِنَ المَاءِ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوْقَهُمْ، فَقَالُوا: لَوْ أَنَّا خَرَقْنَا فِي نَصِيبِنَا خَرْقًا وَلَمْ نُؤْذِ مَنْ فَوْقَنَا، فَإِنْ يَتْرُكُوهُمْ وَمَا أَرَادُوا هَلَكُوا جَمِيعًا، وَإِنْ أَخَذُوا عَلَى أَيْدِيهِمْ نَجَوْا، وَنَجَوْا جَمِيعًا

«Человек, сторонящийся запретов Аллаха, и человек, погрязший в них, подобны пассажирам одного корабля. Некоторые пассажиры заняли верхнюю палубу, а некоторые — нижнюю. Когда находящиеся на нижней палубе нуждались в воде, они были вынуждены пройти через тех, кто был на верхней палубе. Посоветовавшись между собой, они решили пробить дно корабля, чтобы не беспокоить людей на верхней палубе. Если находящиеся на верхней палубе не остановят их от этого поступка, то погибнут все. А если остановят, то все спасутся» (Бухари).

Этот хадис показывает, каким образом повеление одобряемого и запрет предосудительного спасает и приводит в порядок жизнь общества. Любое упущение в этом деле обязательно потопит корабль со всеми его пассажирами. Во многих аятах Корана выражается важность призыва и нужда людей в нём. Коран и хадисы не ограничиваются словом «призыв», но также используют другие выражения, например, «повеление одобряемого и запрет предосудительного», как в следующих словах Аллаха:

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللّهِ

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха». 3:110.

وَلْتَكُن مِّنكُمْ أُمَّةٌ يَدْعُونَ إِلَى الْخَيْرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими». 3:104.

И как в словах Посланника Аллаха ﷺ:

والَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَتَأْمُرُنَّ بالْمَعْرُوفِ، ولَتَنْهَوُنَّ عَنِ المُنْكَرِ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّه أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ، ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلا يُسْتَجابُ لَكُمْ

«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы обязательно должны повелевать одобряемое и запрещать предосудительное, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и потом станете вы взывать к Нему, но не получите ответа» (ат-Тирмизи),

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإيمَانِ

«Если кто-то из вас увидит предосудительное, пусть изменит это своей рукой, а если не может сделать это рукой, тогда языком, а если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры» (Муслим).