Признак правильного мышления - обращение к знающим...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Черта влияющая на правильное мышление, — это предоставление вопросов специалистам этого вопроса, тем, которые уполномочены решать эти вопросы. В терминологии шариата это называется ахль, т.е. люди, которые предназначены для этого. Мусульманин не может всё знать, всё уметь и везде преуспеть. Поэтому вопросы обязательно нужно оставлять, предоставлять специалистам, тем, которые в этом разбираются, которые уполномочены в этих вопросах (إلَى أَهْلِهِ).
Если вопрос связан с шариатской, религиозной фетвой, со знанием, с религией, это нужно предоставить учёным (аль-'уляма), твёрдым в знании. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит об этом принципе в Коране:
وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ
«А когда приходит к ним (возникает перед ними) какой-то вопрос, который связан с безопасностью или страхом, они начинают распространяться об этом [говорить, разглагольствовать, выносить суждения]. А если бы они обратились с этим к Посланнику и к обладателям влияния [специалистам] среди них, то от них бы эту информацию узнали те, которые могут сделать (извлечь) правильные выводы [и принять правильные решения]». Коран, сура «Женщины», 4:83.
Если вопрос касается управления государством, каких-то политических вопросов, положения народа, исправления ситуации в государстве, этим занимается праведные правители.
Если вопрос касается религиозного знания, вопросов шариата, фетв, что человек должен делать, что человек не должен делать, вопросов призыва и т.д., это мы относим к обладателям религиозного знания (ахлю-ль-'ильм).
Если до нас доходит какой-то вопрос, связанный с безопасностью или со страхом, как поступать? Так, как говорит Господь (ар-Рабб), Аллах:
وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ
«А если бы они с этим обратились к Посланнику когда он был жив, при его жизни, после его смерти обратиться к Сунне Посланника Аллаха ﷺ и к обладателям влияния (знания, специализации) среди них т. е. в зависимости от специализации обращаешься к тому или этому, то узнали бы от них те, которые смогут сделать (извлечь) праведные выводы (и принять праведные решения)». Коран, сура «Женщины», 4:83, а потом аят заканчивается:
وَلَوْلَا فَضْلُ اللهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ لَاتَّبَعْتُمُ الشَّيْطَانَ إِلَّا قَلِيلًا
«Если бы не великодушие Аллаха к вам и милость Его, то последовали бы за шайтаном все вы, кроме немногих». Коран, сура «Женщины», 4:83.
Аллах об этом говорит: «Если бы не милость Аллаха к вам, вы бы последовали за шайтаном, кроме немногих», потому что следование шайтану бывает, заключается, проявляется в нарушениях в размышлении, мышлении (тафкире).
Если же шайтан заставляет, склоняет тебя думать, мыслить неправильно, тогда происходят все беды, искажаются убеждения ('акыда) — шайтан заставил тебя думать неправильно, использовать не те способы, не тот путь для мышления. Происходят ошибки в 'акыде, в поклонении, в методологии (манхадже), во взаимоотношениях с людьми, даже в отношении самого себя, в отношении тех, которые с тобой, и т.д.
Поэтому предоставлять вопросы специалистам — это обязательно. Приходит какой-то вопрос, сталкиваемся с какой-то ситуацией — мы должны в этом опереться на тех, которые уполномочены, понимают (ахль). Ты говоришь: «Какой-то вопрос — это из полномочий, специализации правителей», «Это вопрос 'уляма» и т.д. — и ты не берёшь на себя его решения.
Аллах Знающий и Мудрый!