Притча о рассеянном молящемся

Притча о рассеянном молящемся

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье, и верным сподвижникам, а затем:

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Аллах призвал Своих верующих, исповедующих единобожие рабов совершать пятикратную молитву, проявляя таким образом милость к ним. В ней Он объединил для них разные виды поклонения, дабы раб Его получил посредством этих слов и действий, движений и покоя свою долю даяния Его.

Тайна молитвы и сущность её — устремлённость сердца к Аллаху во время её совершения и его полная сосредоточенность на Нём. Если же сердце человека не устремлено к Нему и он занят чем-то иным и увлечён посторонними мыслями, то он уподобляется человеку, который пришёл к царским вратам. Он пришёл, дабы попросить прощения за свои скверные поступки и ошибки и в надежде, что дождь щедрости, великодушия и милости царя прольётся и на него, и дабы попросить у него пропитания для сердца своего, чтобы у него было достаточно сил для служения ему.

И вот он приходит к вратам царя и ему остаётся лишь побеседовать с ним. Но он смотрит не на царя, а по сторонам или даже поворачивается спиной к нему, отвлекаясь от царя на то, что более всего ненавистно царю и что ничтожно в его глазах. Так этот человек устремляется всем сердцем к этому ничтожному объекту и сосредотачивается на нём, посвящая ему сокровенную суть сердца своего. Он посылает своих невольников и слуг, чтобы они служили царю вместо него, передали его отговорку и заменили его. А царь видит всё это и видит его отношение к тому ничтожному объекту. При этом великодушие, щедрость, необъятная доброта и благодеяние царя таковы, что он не прогоняет от себя этих слуг и последователей и даёт этому человеку что-то из своей милости и благодеяния.

Но как же велики различия между разделом трофеев, когда каждому выделяется предназначенная для него щедрая доля, и тем случаем, когда отдают немного тому, у кого нет и не было доли: «Для всех [в Судный день] будут степени, соответствующие тому, что они совершали [в земной жизни], дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо» (сура 46 «Пески», аят 19).

Всевышний создал род человеческий для Себя, выделив его особо, и создал всё для него и ради него. И Он сделал молитву способом приближения к Нему и тайной беседы с Ним и путём, помогающим снискать Его любовь и испытать ощущение близости к Нему».