Предостережение от больших грехов

Предостережение от больших грехов

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.

С позволения Аллаха мы продолжаем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве уделил внимание предостережению от губительных, больших и великих грехов, к которым в первую очередь относится придание Аллаху сотоварищей, а затем – убийство, прелюбодеяние и воровство.

От Салямы ибн Кайса аль-Ашджа’и, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества сказал: «Поистине, их четыре: не придавайте никого Аллаху в сотоварищи; не убивайте души, которые Аллах запретил для вас, кроме как по праву; не прелюбодействуйте и не убивайте». Хадис приводят Ахмад, ат-Табарани, аль-Хаким и Ибн Аби ‘Асым в «Сунне» с достоверным иснадом. («ас-Сильсиля ас-Сахиха», №1759. Смотри в обоих «Сахихах» хадис от ‘Убады ибн Самита о присяге Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в том, чтобы не приближаться к этим четырем. аль-Бухари, №18).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег от этих великих грехов, грехов мерзких и больших, и запретил им их. Он сказал: «Поистине, их четыре…», – и эти слова разъясняют нам, что именно эти четыре греха – самые великие и самые губительные.

Грехи делятся на большие и малые. К большим грехам относятся все грехи, за которые обещано проклятия, гнев, огонь, телесное наказание в этом мире или угроза о наказании в том мире, например: что совершивший не войдет в Рай, не почувствует его запаха, не является верующим, если сказано, что совершивший «не из нас» или «грешник». Все эти грехи – большие. (См. «Маджму’уль-Фатава» Ибн Таймийи, 11/650-652.)

К большим грехам относятся:

  • многобожие,
  • убийство,
  • прелюбодеяние,
  • воровство,
  • колдовство,
  • обвинение целомудренных мусульманок,
  • поедание имущества сироты,
  • поедание лихвы,
  • ослушание родителей,
  • ложная клятва,
  • лжесвидетельство,
  • распитие спиртного,
  • ложь,
  • сплетни,
  • клевета
  • и другие грехи, о которых в текстах говорится, что они – большие.

Аллах в нескольких местах Своей Книги похвалил тех, кто остерегается больших грехов, обещал им великую награду и благой исход.

Всевышний Аллах сказал: «Они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков» (53:32). Всевышний сказал: «…которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (42:37). Всевышний сказал: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4:31).

Аллах, пречист Он, сообщил, что Он счел все большие и малые грехи, совершенные рабами, и что все это записано в книгах и раб обнаружит книгу перед собой в Судный День, «дабы Он воздал злодеям за то, что они совершили, и воздал творившим добро наилучшим» (53:31).

Всевышний сказал: «Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано». Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (18:49). Также Всевышний сказал: «Все малое и великое уже начертано» (53:54).

Он пригрозил им великим наказанием за совершение греха, и чем больше грех, тем более великим становится предостережение и усиливается наказание. Всевышний Аллах сказал: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным» (25:68-69).

Большие грехи различаются по своей тяжести и величине. Также тяжесть греха увеличивается с постоянством в его совершении и пребывании в нем, а также с тем, какие прочие грехи сопутствуют им. Самыми великими из больших грехов являются четыре греха, о которых говорится в упомянутом хадисе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напомнил о них всем людям во время паломничества, в котором попрощался с людьми, что усиливает предостережение от этих грехов и указывает на их вред и опасность в этом и в том мирах по отношению к совершившему их.

Самый большой грех среди этих – это придание Аллаху, могущественен Он и велик, сотоварища, и нет греха более тяжкого, чем это. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул его первым, напоминая, что это – самый великий и тяжкий грех. Это – грех, за который человека схватят и поволокут за голову в огонь Ада на веки вечные, ему не дадут умереть и не ему облегчат наказание. Рай станет запретным для него, и он не почувствует даже его запаха и не вкусит никакого наслаждения. «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5:72).

Человек, совершивший любой грех, кроме ширка, может надеяться на прощение, и даже если Аллах накажет его огнем в Судный день, то это не навечно; но у многобожника нет надежды на прощение, нет пути для достижения помилования и нет спасения от вечного наказания в Огне. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ««Что касается обитателей Огня, то они не умрут там, но и жить не будут, однако некоторых людей Огонь коснётся за их грехи, и он умертвит их. Когда же они превратятся в уголь, (за них) будет позволено обращаться с просьбами о заступничестве, после чего их станут приводить отдельными группами и рассеивать над райскими реками. А потом будет сказано: «О обитатели Рая, лейте на них (воду)», – и они станут прорастать, как прорастает семя, оказавшееся в том, что приносит с собой поток». Хадис приводит Муслим.

На это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение» (4:116).

Крайне удивительно то, что Аллах, Господь миров, сотворил многобожника, а тот поклоняется кому-либо иному: камню, дереву, могиле и тому подобное. Все это не может причинить себе ни вреда, ни пользы, не может ни даровать, ни отобрать, не говоря уже о том, чтобы быть способным сделать что-либо из этого другим. Поэтому, когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какой грех самый великий», – он ответил: «Если ты придаешь Аллаху сотоварища, хотя Он сотворил тебя». Какой грех больше, какая несправедливость более мерзка и какое преступление более тяжко, чем то, когда слабое и несовершенное творение делают сотоварищем Великому Господу и Творцу?!

За многобожием следуют три других упомянутых в хадисе греха: убийство неприкосновенной души, прелюбодеяние и воровство. Все три греха являются преступлением в отношении творений, а многобожие является преступлением в отношении Творца, пречист Он.

Убийство людей, которых Аллах запретил убивать, – преступление в отношении крови; прелюбодеяние – это преступление в отношении чести других; а воровство – преступление в отношении имущества других. Мы уже упоминали слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди в День Арафат, когда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля». В тех словах он указал на их неприкосновенность, а в этом хадисе предостерег от их нарушения.

Следует знать и помнить, что какой бы грех человек не совершил, то Аллах примет его покаяние, если человек покается. Покаяние разрушает и уничтожает все, что было до него. Всевышний Аллах сказал: «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (39:53).

wasat-media