Праздничный намаз и всё, что с ним связано

Праздничный намаз и всё, что с ним связано

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто последовал их пути!

Лучшим телесным видом поклонения является намаз. В хадисе, переданном Абу Зарром (да будет доволен им Аллах), говорится:

الصلاة خير موضوع «Намаз – лучшее из того, что было предписано». (Ахмад, Ибн Хиббан, аль-Хаким)

А желательный намаз – лучший из желательных видов поклонения. В хадисе, переданном Джабиром и Савбаном (да будет доволен ими Аллах), говорится:

وَاعْلَمُوا أَنَّ خَيْرَ أَعْمَالِكُمُ الصَّلَاةُ «Знайте, поистине, лучшее из ваших деяний – это намаз!». (Ибн Маджа, аль-Хаким)

Праздничный намаз (салятуль ид) – одно из знамён Ислама и один из видов желательных намазов, который предписан к совершению первого числа месяца Шавваль после окончания месяца поста и десятого числа месяца Зуль Хиджа в период совершения хаджа.

Слово «Аль-‘Ид» (الْعِيدُ) образовано от слова «Аль-‘Авд» (الْعَوْد) – «возвращение», «возобновление», так как совершение праздничного намаза повторяется.

ЗАКОННОСТЬ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَٱنۡحَر «Поэтому молись своему Господу и совершай жертвоприношение». (Сура аль-Кавсар, аят 2).

В тафсире «Аль-Джаляляйн» сказано:

فَصَلِّ لِرَبِّك ، صَلاة عِيد النَّحْر «Под словами "посему совершай намаз ради своего Господа" подразумевается праздничный намаз в день жертвоприношения».

В хадисе, переданном Ибн Аббасом (да будет доволен ими Аллах), говорится:

شَهِدْتُ صَلَاةَ الْفِطْرِ مَعَ نَبِيِّ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَأَبِي بَكْرٍ، وَعُمَرَ، وَعُثْمَانَ، فَكُلُّهُمْ يُصَلِّيهَا قَبْلَ الْخُطْبَةِ، ثُمَّ يَخْطُبُ «Я встретил [праздничный] намаз дня разговения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), Абу Бакром, Умаром и Усманом (да будет доволен ими Аллах), и каждый из них совершил его до хутбы, после чего была прочтена хутба». (Муслим)

ШАРИАТСКОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Учёные едины во мнении о законности праздничного намаза, но среди них есть разногласия относительно шариатского постановления о нём:

1. Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз индивидуальной обязанностью, подобно пятничному намазу;

2. имам Малик и имам аш-Шафии, а также имам Абу Ханифа (в одном из преданий, которые передаются от него) (да будет доволен ими Аллах) посчитали его желательным намазом;

3. имам Ахмад (да будет доволен им Аллах) посчитал праздничный намаз коллективной обязанностью.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательность совершения праздничного намаза достигает степени «муаккад» – настоятельной сунны.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909 – 974 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

هي سنة مؤكدة على كل مكلف «[Праздничный намаз] – настоятельная сунна для каждого мукалляфа (разумного, достигшего совершеннолетия человека)».

ВРЕМЯ И МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Имам Абдуллах бин Абдуррахман аль-Хадрами (850 – 918 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Мукаддимат уль-Хадрамийа»:

ووقتها بعد طلوع الشمس إلى الزوال، ويسن تأخيرها إلى الارتفاع «Время совершения праздничного намаза наступает с восходом солнца и завершается в момент зенита».

Время праздничного намаза наступает с началом восхода солнца и продолжается до зенита, то есть до наступления времени обеденного намаза. Однако желательно отложить начало его совершения до того как солнце поднимется над горизонтом на высоту копья (около 20 минут после восхода солнца); совершение праздничного намаза до наступления этого времени нежелательно (карахат танзих).

Праздничный намаз желательно совершать коллективно в мечети. Желательно присутствие на намазе красиво наряженных детей, а также женщин, к которым нет влечения – не наряженных и не умащённых благовониями. Женщинам, к которым может возникнуть влечение, нежелательно присутствовать на совершении праздничного намаза.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ

Существуют желательные действия, которые предписано совершать до праздничного намаза, к ним относится:

1. Оживление ночи поклонением: намазами, чтением Корана, поминанием Аллаха, славословием (тасбих), совершением мольбы (дуа), ибо Аллах отвечает на мольбы в эти ночи, а также в ночь на пятницу в начале месяца Раджаб и в середине месяца Шахбан. Для выполнения этой сунны достаточно оживить большую часть ночи.

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (631 – 676 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Раудат ат-Талибин»:

قَالَ الشَّافِعِيُّ – رَحِمَهُ اللَّهُ -: وَبَلَغَنَا أَنَّ الدُّعَاءَ يُسْتَجَابُ فِي خَمْسِ لَيَالٍ. لَيْلَةِ الْجُمُعَةِ، وَالْعِيدَيْنِ، وَأَوَّلِ رَجَبٍ، وَنِصْفِ شَعْبَانَ «Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: "До нас дошла весть, что ответ на мольбу даётся в следующие пять ночей: пятничная ночь; ночь перед праздником [ид иль-Адха]; ночь перед праздником [ид аль-Фитр]; ночь начала месяца Раджаб; ночь середины месяца Шахбан».

Передаётся хадис со слабой цепочкой:

من أحيا ليلة العيد أحيا الله قلبه يوم تموت القلوب «У того, кто оживит праздничную ночь, Аллах оживит сердце в день, когда сердца будут мертвы». (Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир»)

Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Маджму»:

وَاسْتَحَبَّ الشَّافِعِيُّ وَالْأَصْحَابُ الْإِحْيَاءَ الْمَذْكُورَ مَعَ أَنَّ الْحَدِيثَ ضَعِيفٌ لِمَا سَبَقَ فِي أَوَّلِ الْكِتَابِ أَنَّ أَحَادِيثَ الْفَضَائِلِ يُتَسَامَحُ فِيهَا وَيُعْمَلُ عَلَى وَفْقِ ضَعِيفِهَا «Имам аш-Шафии и крупные учёные его мазхаба посчитали желательным вышеупомянутое оживление ночей, несмотря на то, что хадис, переданный об этом, слабый, согласно утверждению в начале книги: "Слабые хадисы, призывающие к достойному, пригодны для практики, если проявлять внимательность в отношении их"».

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее:

يحصل إحياؤهما بصلاة العشاء جماعة والعزم على صلاة الصبح جماعة «Оживление ночей достигается совершением ночного намаза в джамаате и решимостью совершить утренний намаз с джамаатом».

На то же самое указывает хадис, переданный Усманом бин Аффаном (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من صلى العشاء في جماعة فكأنما قام نصف الليل، ومن صلى الصبح في جماعة فكأنما صلى الليل كله «Человек, совершивший ночной намаз с коллективом, подобен тому, кто провёл полночи в поклонении, а совершивший утренний намаз с коллективом подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь» (Муслим);

2. Совершение полного омовения.

От Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يغتسل يوم الفطر ويوم الأضحى «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал полное омовение в [праздничные] дни аль-Фитр и аль-Адха». (Ибн Маджа)

От Нафиа передаются слова об Абдуллахе бин Умаре (да будет доволен ими Аллах):

أنه كَانَ يَغْتَسِلُ يَوْمَ الْفِطْرِ قَبْلَ أَنْ يَغْدُوَ إِلَى الْمُصَلَّ «Он совершал полное омовение в день [Ид] аль-Фитр, прежде чем отправиться на намаз». («Аль-Муватта»; имам Малик)

Праздничное купание желательно совершить каждому, даже тому, кто не совершает праздничный намаз.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

"و" يسن "الغسل" لكل من العيدين للاتباع «Желательно, следуя сунне, совершить полное омовение перед обоими праздничными намазами».

Время совершения праздничного купания наступает с середины ночи, а лучшее время для этого – после утреннего намаза, так как это более соответствует цели – устранение неприятного запаха. Завершается время желательного купания с наступлением времени вечернего намаза в праздничный день, а не совершением праздничного намаза, так как это сунна, относящаяся к праздничному дню, а не к намазу, по аналогии с иными суннами: про облачение в красивую одежду, умащение благовониями и т. д.;

3. Облачение в красивую одежду и умащение благовониями.

Желательно каждому, даже человеку, не совершающему праздничный намаз, облачиться в лучшую из имеющийся у него одежды и умаститься благовониями. Также желательно постричь волосы и ногти, кроме того, кто желает совершить жертвоприношение, и паломника в хадже.

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

"و" يسن "التطيب والتزين «Желательно умаститься благовониями и красиво нарядиться [в праздничный день]».

Лучший цвет одежды – белый.

В хадисе сказано:

البسوا من ثيابكم البياض ; فإنها من خير ثيابكم «Надевайте белые вещи из ваших одежд, ибо они являются наилучшими из одежд». (Ат-Тирмизи)

Имеющему один комплект одежды желательно её стирать перед пятничным намазом и перед обоими праздничными днями.

Если одежда другого цвета лучше имеющейся белой, то желательно надеть её в праздничный день;

4. Раннее отправление в мечеть для совершения праздничного намаза.

Желающему совершить праздничный намаз коллективно в мечети желательно пораньше отправиться туда для получения вознаграждения за пребывание рядом с имамом и ожидание начала намаза.

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

و" يسن لقاصد صلاة العيد "البكور «Намеревающемуся совершить праздничный намаз желательно отправиться пораньше [в место его совершения]».

5. Отправление на намаз пешком.

В хадисе от Али (да будет доволен им Аллах) передаётся:

من السنة ان ان يخرج الى العيد ماشيا «Пеший поход на праздничный намаз является сунной». (Ат-Тирмизи)

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

"و" يسن "المشي" إلى المصلى إن قدر عليه "ذهابًا" «Желательно отправиться к месту совершения намаза пешком, если на то есть возможность».

Если человеку тяжело идти пешком из-за слабости или дальней дороги к мечети, то можно отправиться на праздничный намаз верхом или в транспорте. Что касается возвращения после праздничного намаза, то здесь пеший поход уже не считается сунной.

Желательно, чтобы дорога, по которой человек отправляется на праздничный намаз, была длиннее дороги, по которой он будет возвращаться.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كَانَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كَانَ يَوْمُ عِيدٍ خَالَفَ الطَّرِيقَ «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в праздничный день ходил разными путями». (Аль-Бухари)

Вышеупомянутая желательность относится и к иным видам поклонения, например, к хаджу, посещению больных и т. д., как писал шейх уль-Ислам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в книге «Сады праведных»;

6. Принятие пищи и питья.

В праздничный день Ид аль-Фитр желательно до совершения праздничного намаза поесть или попить, а в праздничный день Ид аль-Адха желательно, напротив, воздержаться от этого.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж уль-Къавым»:

"و" يسن "الأكل" والشرب "فيه" أي الفطر "قبلها" أي قبل الصلاة والإمساك في عيد النحر للاتباع «Следуя сунне, желательно поесть и попить в праздничный день Ид аль-Фитр до совершения праздничного намаза и отказаться от этого в праздничный день Ид аль-Адха».

Человеку, отправляющемуся на праздничный намаз в день Ид аль-Фитр, желательно исполнить эту сунну дома, а если он не сделал этого дома, то по дороге или в мечети.

В хадисе от Баридата (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يخرج يوم الفطر حتى يطعم، و لا يطعم يوم النحر حتى يصلى «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев, и не ел в день Адха, не совершив намаз». (Ат-Тирмизи)

В праздничный день Ид аль-Фитр лучше всего съесть нечётное число фиников.

В хадисе от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم لا يغدو يوم الفطر حتى يأكل تمرات

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил в день Фитра, не поев фиников». (Аль-Бухари)

В другой версии хадиса добавляется:

ويأكلهن وترًا «И он непременно ел нечётное их количество». (Аль-Бухари)

В праздничный день Ид аль-Адха желательно поесть печени жертвенного животного.

В хадисе от Баридата (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كان صلى الله عليه وسلم ياكل من كبد الاضحية «[Посланник Аллаха] (мир ему и благословение Аллаха) ел печень жертвенного животного». (Аль-Байхаки)

ФОРМА СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

Праздничный намаз состоит из двух ракаатов, согласно единогласному мнению учёных.

Форма совершения праздничного намаза по своим условиям (шурутам), обязательным составляющим (арканам) и желательным действиям подобна остальным намазам. Однако он отличается от остальных намазов некоторыми желательными элементами.

Намерение на праздничный намаз совершается следующим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз». Намерение совершается сердцем, как и для остальных намазов, однако желательно произнести его вслух.

Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Аль-Манхаджу уль-Къавым»:

يسن التلفظ بالنية" السابقة فرضها ونفلها "قبيل التكبير" ليساعد اللسان القلب وخروجا من خلاف من أوجب ذلك في كل عبادة تجب لها نية

«Желательно произнести намерение вслух вне зависимости от того, обязательный это намаз или желательный, до произнесения вступительного такбира, чтобы помочь сердцу [осмыслить намерение] и выйти из разногласий с учёными, посчитавшими проговаривание вслух обязательным. Данная желательность относится ко всем видам поклонения, которые требуют намерения».

В первом ракаате праздничного намаза после произнесения вступительного такбира (Аллаху акбар) желательно прочесть молитву «Аль-Истифтах» (ваджджахту) и произнести семь такбиров, поднимая при этом руки, а во втором ракаате после произнесения такбира вставания из земного поклона – произнести пять такбиров, поднимая руки. После чтения такбиров приступают к чтению суры Аль-Фатиха.

Между семью такбирами первого ракаата и пятью такбирами второго ракаата желательно сказать:

سُبْحَانَ اللهِ، وَالحَمْدُ لِلهِ، وَلَا إِلهَ إِلَّا اللهُ، وَاللهُ أَكْبَرُ

«Субхана Ллахи валь хамду ли Лляхи ва ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар» (Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет Бога кроме Аллаха, Аллах Велик).

Если по забывчивости не прочесть эти такбиры и начать произносить «тааввуз» (а’узу би Лляхи мина ш-шайтани р-раджим), чтобы начать читать суру Аль-Фатиха, то к их совершению не возвращаются.

В первом ракаате после суры Аль-Фатиха желательно прочесть пятидесятую суру Корана – Къаф, а во втором ракаате – суру Аль-Камар (Луна); либо в первом – суру Аль-А’ля, а во втором – Аль-Гашия. Дальше намаз совершается в привычной нам форме, как было сказано выше.

После намаза, если он совершался коллективно, желательно провести две хутбы, прочитав перед первой хутбой девять такбиров, а перед второй – семь. Хутбы дозволено читать сидя.

ЧТЕНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ ТАКБИРОВ

Праздничные такбиры делятся на два вида:

1. не имеющие ограничений по времени и месту чтения;

2. ограниченные по времени и месту чтения.

Неограниченные по времени и месту такбиры желательно читать днём и ночью в мечетях, дома, в дороге и т. д., с момента наступления времени вечернего намаза накануне праздничного дня до начала совершения праздничного намаза.

Ограниченные по времени и месту такбиры желательно читать после каждого намаза, будь то обязательный пятикратный намаз, заупокойный намаз или желательный намаз, начиная с обеденного намаза праздничного дня Ид аль-Адха до утреннего намаза третьего дня ташрика включительно. В праздничный день Ид аль-Фитр этот вид такбиров не читают.

Такбиры произносятся в следующей форме:

اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ اللهُ أكبرُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ اللهُ أكبر ولله الحمد

«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар, Аллаху акбар ва ли Лляхиль хамд».

Желательно добавить к этому:

اللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ كَثِيرًا، وَسُبْحَانَ اللَّهِ بُكْرَةً وَأَصِيلًا، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَلَا نَعْبُدُ إِلَّا إِيَّاهُ، مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ، صَدَقَ وَعْدَهُ وَنَصَرَ عَبْدَهُ وَهَزَمَ الْأَحْزَابَ وَحْدَهُ، لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاللَّهُ أَكْبَرُ

«Аллаху акбар кабира, валь хамду ли Лляхи касира, ва субхана Ллахи букратан ва асыля, ля иляха илля Ллаху, ва ля на’буду илля ийаху, мухлисына ляху д-дина ва ляв карихаль кафирун, ля иляха илля Ллаху вахдаху, садака ва’даху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху, ля иляха илля Ллаху ва Ллаху акбар».

Дай Аллах нам возможность упорствовать в поклонении праздничных дней, не упуская ничего из сунны!

darulfikr

Образ совершения праздничного намаза

Праздничная молитва совершается за предводителем молитвы (имамом). В ней два рака‘ата. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: Молитва Разговения состоит из двух рака’атов и молитва Жертвоприношения состоит из двух рака’атов. И это полноценное, а не сокращенное количество этих молитв, о чем сказано языком вашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И солгавший потерпит неудачу" (приводит ан-Насаи под № 1420, Ибн Хузейма; аль-Албани в Сахих ан-Насаи сказал, что хадис достоверен).

Абу Са‘ид сказал: В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва (приводит аль-Бухари под № 956).

В первом рака‘ате праздничной молитвы произносится такбирутуль-ихрам (слова Аллах велик! в начале молитвы), после чего произносятся еще шесть или семь такбиров. Как приводится от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: В молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рака‘ате семь такбиров, а во втором – пять, не считая двух такбиров перед поясным поклоном (приводит Абу Дауд; аль-Албани в Иръуа аль-галиль сказал, что это достоверный хадис).

После этого имам читает суру аль-Фатиха, а после суру Каф. При вставании на второй рака‘ат имам произносит такбир, а выпрямившись полностью, произносит пять такбиров, читает суру аль-Фатиха, и после неё суру аль-Камар. Эти две суры Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал в праздничных молитвах, а иногда он читал в первом рака‘ате суру аль-А‘ля, а во втором - суру аль-Гашийа, как об этом упоминается в хадисах.

Имаму необходимо оживлять это сунну и читать эти суры, чтобы мусульмане знали и не отрицали эту сунну при её совершении.

После праздничной молитвы имам произносит проповедь (хутбу). В своей проповеди ему необходимо обратиться с наставлениями и к женщинам: повелевать им то, что они обязаны выполнять, и возвестить о запрещенности того, от чего они должны отдаляться. Так поступал посланник Аллаха, мир ему и благословение.

Для более подробной информации см. книгу ш. Мухаммада ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, Фатауа аркан аль-ислам (с. 398), а также Фатауа аль-ляджна ад-даима (т. 8, с. 300 - 316).

Молитва до проповеди

В праздничный день молитва совершается до проповеди. Джабир ибн ‘Абдуллах сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в День Разговения вышел и совершил молитву до проповеди (приводит аль-Бухари под № 958 и Муслим под № 885).

Следующий хадис также указывает, что проповедь произносится до молитвы. Абу Са‘ид, да будет доволен им Аллах, сказал: В День Разговения и Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил на место совершения молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва. По её завершении он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления. Если же после этого он хотел послать куда-нибудь военный отряд, то делал это, и если хотел приказать сделать что-то, то приказывал, а затем уходил.

Абу Са‘ид сказал: Люди продолжали придерживаться этого, пока (однажды) в день Жертвоприношения или Разговения я не отправился на молитву вместе с Марваном, являвшимся в то время правителем Медины. Когда мы пришли к месту молитвы, оказалось, что там стоит минбар, установленный Кaсиром бин ас-Сальтом, и Марван захотел взобраться на него до молитвы. Я потянул его за одежду, но он высвободил её (у меня из рук), поднялся на минбар и произнёс проповедь до молитвы. Я сказал ему: „Клянусь Аллахом, вы ведь изменили (сунну)!" В ответ мне он сказал: „О Абу Са‘ид, то, что ты знаешь, уже ушло в прошлое!" Тогда я сказал: „Клянусь Аллахом, то, что я знаю, лучше того, что мне неизвестно!" Марван сказал: "Люди не стали бы сидеть после молитвы, чтобы послушать нашу проповедь, и поэтому я произнёс её перед молитвой" (приводится у аль-Бухари под № 956).

islamqa.info

Как делать праздничный (ид, айт, байрам) намаз?

У молитвы, которая совершается по случаю Праздника разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам) и Праздника жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам), есть две основные формы. Мы здесь рассмотрим подробнее ту из них, которую чаще всего встречают русскоязычные мусульмане, приходя в мечеть для этой молитвы — праздничный намаз согласно Корану, сунне и другим видам доводов в понимании ученых мазхаба имама Абу Ханифы.

Кто знает, что собирается делать имам, тот не подобен тому, кто не знает. И, может быть, этот материал пригодится тому, кто сам станет имамом в молитве. К тому же, дело не ограничивается только самой молитвой: перед ней и после нее есть и другие рекомендуемые действия, о которых полезно знать, и которые стоит постараться исполнить.

1. Правовое положение (хукм) двух праздничных молитв.

Принимать участие в праздничной молитве обязательно (уаджиб, не фард) для тех, в ком собралось семь условий:

Мужской пол. т.е. на женщин эта обязанность не распространяется.

Свобода. т.е. на рабов эта обязанность не распространяется.

Проживание в населенном пункте, в котором проводится эта молитва. т.е. на путников эта обязанность не распространяется.

Отсутствие опасности со стороны преступников. т.е. на того, кто опасается преследования несправедливой стороны, эта обязанность не распространяется.

Здоровье. т.е. на больного и пожилого, который подобен своим положением больному, эта обязанность не распространяется.

Дееспособность ног. т.е. на утратившего способность ходить эта обязанность не распространяется.

Зрение. т.е. на слепого эта обязанность не распространяется.

Для проведения праздничной молитвы достаточно четырех человек: имама и трех молящихся за ним. Даже если кто-то из этих троих будет путником, или больным. Но не ребенком, который не достиг половой зрелости, и не женщиной. Их присутствие не учитывается.

Человек, которого постигла болезнь, и путник, могут занять место имама в этой молитве, хоть они и не обязаны на ней присутствовать.

Хутба, состоящая из двух частей, желательна в праздничном намазе и читается после его завершения. Оставлять ее или переносить и читать перед праздничным намазом — дело предосудительное из-за оставления сунны или противоречия ей, но если так поступить, то сам намаз будет при этом действителен.

2. Что желательно соблюдать тому, кто собирается на праздничный намаз?

Пораньше приступить к подготовке.

Совершить полное омовение (гусль).

Почистить зубы сиваком.

Умаститься благовониями.

Надеть лучшие одежды.

Проявлять радость и хорошее расположение духа.

Отдать закят аль-фитр, если он обязателен для него.

Быть щедрым в пожертвованиях по мере возможности.

Совершить утренний намаз (фаджр, субх) в мечети своего района.

Поесть после утреннего намаза и перед тем, как отправиться к месту молитвы, если это Праздник разговения (Ид аль-фитр, Ораза айт, Ураза-байрам)

Не есть перед молитвой, если это Праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан айт, Курбан-байрам).

Если это прием пищи перед Праздником разговения, то желательно, чтобы этой пищей было нечетное количество фиников.

Побыстрее направиться к месту совершения (мусалля) праздничного намаза.

Идти пешком, отводя взор от запретного, и повторять такбиры про себя, если идет на молитву Праздника разговения.

Повторять такбиры вслух, если идет на молитву Праздника жертвоприношения.

Предпочтительный вариант такбира: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд»

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر الله أكبر ولله الحمد

(Аллах велик, Аллах велик, нет бога кроме Аллаха и Аллах велик, Аллах велик и Аллаху вся хвала)

Если пожелает, то может добавить к этому такбиру следующие слова:

«Аллаху акбару кабиран, уаль-хамду ли-Лляхи касиран, уа субхана Ллахи букрата ууа асыля, ля иляха илля Ллаху уахдах, садака уа’дах, уа насара ‘абдах, уа а’азза джундаху уа хазамаль-ахзаба уахдах. Ля иляха илля Ллаху уа ля на’буду илля ийях, мухлисына ляхуд-дина уа ляу карихаль-кафирун. Аллахумма салли ‘аля Мухаммад, уа ‘аля али Мухаммад, уа ‘аля асхаби Мухаммад, уа ‘аля азваджи Мухаммад, уа саллим таслиман касира».

الله أكبر كبيرا والحمد لله كثيرا وسبحان الله بكرة وأصيلا لا إله إلا الله وحده صدق وعده ونصر عبده وأعز جنده وهزم الأحزاب وحده لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه مخلصين له الدين ولو كره الكافرون اللهم صل على محمد وعلى آل محمد وعلى أصحاب محمد وعلى أزواج محمد وسلم تسليما كثيرا

(Аллах премного велик, вся хвала Аллаху многократно. Свят Аллах утром и вечером. Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, Он сдержал Свое обещание и даровал победу Своему рабу, даровал величие его войску и один разгромил группы (врагов). Нет бога, кроме Аллаха, и мы никому не поклоняемся, кроме Него, очищая перед Ним свое исповедание религии, даже если это ненавистно неверным. О Аллах, благослови Мухаммада, семью Мухаммада, сподвижников Мухаммада, жен Мухаммада и ниспошли им мир многократно)

Первая часть такбира передана от сподвижников, а вторая относится к общему смыслу веления делать такбир, и частично состоит из слов, которые еще имам аш-Шафии перенял от предшественников, а частично из дуа, которые переданы в различных хадисах, не связанных именно с праздничной молитвой.

Произносить такбиры до начала молитвы.

Возвращаться с молитвы другой дорогой.

3. Что нежелательно делать в связи с праздничным намазом?

Совершать дополнительные молитвы (нафиля) до праздничного намаза, будь это дома, или в мусалле — месте, отведенном для праздничного намаза.

Совершать дополнительные молитвы (нафиля) в мусалле после праздничного намаза. Совершать их дома нет проблем.

4. Время праздничной молитвы

Ее время начинается с той поры, когда солнце поднимается над горизонтом «на высоту копья или двух копий», т.е. примерно через 20-30 минут после восхода солнца. И заканчивается с наступлением полудня.

5. Порядок совершения праздничной молитвы.

Вознамериться совершить праздничную молитву в качестве имама или следующего за имамом

Произнести вводный такбир (такбир аль-ихрам): «Аллаху акбар».

Желательно, не обязательно: прочитать один из вариантов открывающего дуа (дуа истифтах). Например: «Субханака-Ллахумма уа бихамдика уа табарака-смука уа та’аля джаддука уа ля иляха гайрук».

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا إله غيرك

(Свят ты, о Аллах, и вся хвала Тебе. Благодатно имя Твое, высоко значение Твое, и нет бога кроме Тебя)

Затем произнести три дополнительных такбира: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар», — поднимая руки с каждым из них и делая между каждым из них перерыв продолжительностью в три такбира. Такое количество дополнительных такбиров передано от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах. Эти такбиры относятся к желательным действиям в праздничной молитве.

Затем произнести «истиазу»: «Аузу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим»

Затем произнести «басмалю» (не вслух): «Бисмилляхи ррахмани ррахим».

Прочитать суру «аль-Фатиха» (№1) и любую суру после нее. Желательно чтобы это была сура «Высочайший» (№87).

Сделать поясной поклон и далее до конца ракята как обычно.

Встать для второго ракята, произнести «басмалю», прочитать «аль-Фатиху» и еще одну суру после нее. Желательно, чтобы это была сура «Покрывающее» (№88).

Произнести три дополнительных такбира, поднимая руки с каждым из них. Произносить их после чтения сур предпочтительнее, но можно и до, как и в первом ракяте. Если имам произнесет больше такбиров, то нужно следовать за ним.

Затем совершить поясной поклон, произнося при этом такбир в четвертый раз, но это уже «такбир перехода», а не дополнительный.

Довести ракят до конца как обычно в молитвах из двух ракятов.

После молитвы имам обращается с хутбой (проповедью) из двух частей, между которыми присаживается на небольшой промежуток времени. Первую часть желательно начинать с 9 такбиров, а вторую с 7. В хутбе он напоминает о правилах, касающихся закята аль-фитр, если эта молитва Праздника разговения. Если это праздник жертвоприношения, то в проповеди нужно напомнить о правилах, связанных с жертвоприношением и такбирами в день праздника и дни ташрика.

После праздничной молитвы нет проблем в том, чтобы произнести праздничный такбир: «Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллаху, уа Ллаху акбар, Аллаху акбар уа ли-Лляхиль-хамд», — и вторую часть с дуа.

6. Опоздание и перенос намаза.

Кто опоздал на коллективную молитву с имамом, тому не нужно ее возмещать. Но ему желательно совершить молитву «духа» в 4 ракята.

Если есть приемлемое оправдание, вроде запоздания новости о новолунии на полдня, то молитву Праздника разговения можно перенести на один день. Без приемлемого оправдания перенесенная молитва будет недействительна.

При наличии приемлемого оправдания молитву Праздника жертвоприношения можно перенести на три дня. Без приемлемого оправдания переносить ее будет нежелательно (макрух), но перенесенная молитва будет действительна.

«Маракы аль-фалях», с. 199-204.

muntaqa.info

Молитва праздников Разговения и Жертвоприношения «Салятуль-‘идайн»... Прочитать и изучить полностью...