Праведные наставления

Имам Ибн Кайим: Коран целиком пронизан единобожием
Каждая сура Корана содержит два вида единобожия. Более того, даже каждый аят заключает в себе два вида единобожия, свидетельствует и призывает к нему (единобожию).
Потому что Коран либо сообщает нам об Аллахе: Его именах, атрибутах и деяниях, — что является единобожием познания. Либо же он призывает к поклонению одному Аллаху, у которого нет сотоварищей, призывая наравне с этим к оставлению поклонения кому-либо, помимо Него, — что является единобожием поклонения.
Либо же Коран приказывает и запрещает что-либо, а также вменяет в обязанность подчинение приказам и запретам, что является частью проявления единобожия и ее дополнением. Также Коран сообщает о милости Аллаха к приверженцам единобожия и покорившимся Ему, о степени их превосходства в этом и загробном мире, что является наградой за преданность единобожию.
Также Коран повествует о многобожниках, об их наказании в этом мире и о том, какая кара постигнет их, сообщая о положении тех, кто отвернулся от единобожия.
Таким образом, Коран целиком и полностью пронизан единобожием: его требованиями и наградой за него. Равно как о единобожии, упоминается и о многобожии и наказании его последователей.
Имам Ибн аль-Кайим аль-Джаузия (да помилует его Аллах)
Ибн Касир о смысле аята из суры "Кахф", или польза пребывания с праведниками
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах), комментируя слова Всевышнего Аллаха:
وكلبهم باسط ذراعيه بالوصيد “Их собака лежала перед входом (пещеры), вытянув лапы” (Коран, 18:18), сказал: «Таким образом, следование (за праведниками) оказало влияние даже на собаку, которая спаслась с ними (проспав с ними в целости и невредимости 309 лет). Потому что “полюбивший какой-то народ обретёт счастье с ним”. Если это произошло с собакой, то что можно сказать о тех, кто последовал за праведниками, будучи сам из числа благочестивых?!»
Хафиз Ибн Касир (да помилует его Аллах)
Правильное понимание аятов со смыслом «Почему вы говорите то, чего сами не делаете?»
«O те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего сами не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете» (Св. Коран, сура 61:2-3).
Многие ошибочно полагают, что в этом аяте идет речь о запрете делать наставление или порицание кому-либо, если делающий наставление (насыха) сам нуждается в такой насыхе.
Однако, шейх Усаймин (да помилует его Аллах) опроверг такое узкое понимание и разъяснил этот аят следующим образом: «Кто из нас обезопасен от того, чтобы не совершать порицаемое?! Если мы скажем, что запрещать порицаемое и удерживать других от порицаемого может только тот, кто сам не совершает порицаемого, то тогда никто не будет этого делать. Также, если мы скажем, что приказывать и побуждать к одобряемому может только тот, кто сам совершает одобряемое, то тогда никто не будет этого делать. Однако, мы говорим: «Приказывай и побуждай к одобряемому, и при этом сам тоже старайся это выполнять. Также запрещай порицаемое и сам старайся это оставлять».
Таким образом, человек, не запрещающий порицаемое по причине того, что сам совершает это порицаемое, совершает два недостатка:
1) Сам совершает порицаемое
2) Не порицает это у других
Также шейх Абдур-Рахман ас-Саади сказал в комментарии другого похожего по смыслу аята: «Разве вы станете призывать людей к добру, забывая про самих себя, в то время, как вы читаете священную Книгу (то есть знаете истину)? Неужели вы не образумитесь?!» (Св. Коран, сура 2:44).
Разум (акль) получил такое название, потому что благодаря нему человек может приблизиться ко всему, что приносит ему пользу, и отдалиться от всего, что причиняет ему вред. Ибо разум призывает человека быть первым в совершении того, что он приказывает другим, и быть первым в оставлении того, что он запрещает другим. И если человек призывает окружающих совершать добро, тогда как сам не делает этого, или если он предостерегает других от зла, тогда как сам совершает его, то это указывает на отсутствие у него разума и невежество. В особенности, если такой человек знает истину, то, значит, поступает так сознательно и уже не сможет оправдаться своей неосведомленностью.
Хоть этот аят и был ниспослан в отношении сынов Исраиля, однако его смысл является общим и охватывает всех людей, и доказательством этому являются слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (Св. Коран, сура 61:2-3).
Однако не понимается из этого аята, что если человек не выполняет сам предписание Аллаха, то ему запрещено призывать других к одобряемому и удерживать их от порицаемого. Эти аяты лишь порицают невыполнение двух обязательств. Хорошо известно, что на каждом мусульманине есть две обязанности:
1) Призывать к добру и удерживать от порицаемого других
2) Призывать к добру и удерживать от порицаемого самого себя.
И если мусульманин оставляет одну из обязанностей, то это вовсе не означает, что ему дозволяется оставить другую обязанность.
Однако, исполняя обе обязанности, мусульманин достигает полного совершенства. Пренебрегая же обеими обязанностями, он оказывается в полном крахе. А если он выполняет одну обязанность, оставляя другую, то он не достигает первого уровня (полного совершенства), но остается лучше того, кто занял последний уровень и оказался в полном убытке.
Но здесь уместно напомнить, что сердца людей созданы так, что они не слушаются тех, чьи дела расходятся с их словами. Люди гораздо охотнее берут пример с поступков человека, нежели с его лишь голословных речей.
Имам Ибн Баз о смысле аята "Возвещай о милости своего Господа"
Всевышний сказал: وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ "И возвещай о милости своего Господа" (Св. Коран, 93:11). Если человек живёт в достатке, то следует ли ему поступать в соответствии с этим аятом (т.е. говорить о своём достатке.)? Что означает: "И возвещай о милости своего Господа"?
Смысл аята следующий: Аллах приказал Пророку (мир ему и благословение) говорить о Его милостях, благодарить Аллаха за них как словами, так и деяниями. К "возвещению о милостях" относятся слова мусульманина: “У нас все хорошо, хвала Аллаху! Мы пребываем в достатке, у нас много благ, и мы благодарим Аллаха за это”.
Мусульманину не следует говорить: “Мы слабые, и у нас ничего нет. Нет, напротив, ему следует благодарить Аллаха и говорить о Его милостях, признавая то благо, которым Аллах одарил его. Ему не следует изображать из себя бедного, говоря: "У нас нет ни денег, ни одежды... нет того, третьего, десятого". Напротив, он должен говорить о милостях Аллаха и благодарить своего Великого Господа. Если Всевышний Аллах одарил Своего раба милостью, то Он любит видеть ее проявления на одежде, еде и питье этого раба. Такому рабу не следует прибедняться, одеваясь и питаясь как неимущие и нуждающиеся люди. Ведь Аллах наделил его имуществом и щедрым уделом, и поэтому ему, наоборот, следует проявлять милости Аллаха в своей еде, питье и одеянии.
Однако, под этим аятом не подразумевается призыв к проявлению излишества, что является чрезмерностью, расточительством и транжирством.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах)
Шейх Саади о смысле аята "(В Судный день) будет положена книга..."
(وَوُضِعَ الْكِتَابُ فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ وَيَقُولُونَ يَا وَيْلَتَنَا مَالِ هَٰذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَا ۚ وَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا ۗ وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا)
«[В Судный день] будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано”. Они обнаружат перед собой все, что совершили, и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо» (Коран, 18:49).
Комментарий шейха Саади:
“В этот день принесут книги совершенных дел, которые были записаны благородными ангелами. Тогда люди станут терять рассудок от страха и увеличится их горесть от того, что в этих книгах. И твердыни будут готовы расплавиться от всего этого. Грешники будут испытывать сильный страх.
Когда же они увидят воочию, что их слова и дела подсчитаны и записаны, то скажут: “Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех — все подсчитано”, т.е. ни одно прегрешение не будет предано забвению, ни малое ни большое, ни скрытое ни явное, ни совершенное днем и ни совершенное ночью. Все будет записано.
“Они обнаружат перед собой все, что совершили”, и не смогут отвергнуть ничего из этого. “Твой Господь ни с кем не поступит несправедливо” — вот тогда с них будет взыскано за содеянное, и они признаются во всем этом, опозорятся и вкусят наказание. Все это по причине их мерзких дел. Таким образом, Аллах не поступит несправедливо с ними. Он рассчитает их по своей милости и справедливости”.
Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Шейх Саади о смысле аята «Знай, что нет истинного божества, кроме Аллаха»
«Знай же, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свои грехи и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители» (Св. Коран, 47:19).
Сказал Абдур-Рахман ас-Саади (да помилует его Аллах), разъясняя этот аят: «Вместе со знанием обязательно должно быть утверждение сердцем того, что требуется познать человеку. И совершенством этого является совершение деяний в соответствии со знанием. Аллах сделал обязательным изучение знания о единстве Аллаха в Его божественных качествах, и никому, кем бы он ни был, не разрешается оставлять его. Более того, каждый человек сильно нуждается в этом знании. И путем для познания того, что нет истинного божества, достойного поклонения, помимо Аллаха, является следущее:
Первое и самое великое — размышление над именами и атрибутами Всевышнего Аллаха, над Его деяниями, которые указывают на Его совершенство, величество и великолепие, что приводит к обожествлению и к выполнению старательного поклонения для славного, достохвального, великого и прекрасного совершенного Господа.
Второе — познание того, что Всевышний является единственным Творцом и Управляющим (этого мира), и следовательно, только он заслуживает поклонения.
Третье — признание того, что вся зримая и не зримая, духовная и бытовая благодать дарована человеку только единственным Аллахом, что обязывает сердце привязываться к Аллаху, любить Его и поклоняться Ему одному, не придавая Ему сотоварищей.
Четвертое — милость и помощь Аллаха, оказанная Его праведным рабам-единобожникам, и наказание, которое постигает врагов Аллаха — многобожников — уже в этом мире, что мы наблюдаем и слышим постоянно. Все это — свидетельство того, что только Он единственный достоин поклонения.
Пятое — размышление над качествами идолов и сотоварищей, которым поклоняются помимо Аллаха и которых обожествляют, ведь в них много недостатков со всех сторон. Они ничтожные и не в состоянии принести пользу и вред ни себе, ни тем, кто обожествляет их. Все они не распоряжаются ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением и не в силах помочь тем, кто поклоняется им. Они не могут принести им пользы даже весом с пылинку. Все это приводит к осознанию, что нет истинного божества, достойного поклонения, помимо Аллаха, и несостоятельность обожествления кого угодно, помимо Него.
Шестое — все писания Аллаха возвещают о единобожии.
Седьмое — великие умы человечества в лице посланников, пророков и набожных ученых, которые являются самыми благородными, здравомыслящими и мудрыми людьми, свидетельствуют, что нет истинного божества, достойного поклонения, помимо Аллаха.
Восьмое — многочисленные знамения, которые явил Аллах людям по всему свету и явил в самих людях, являются великим указанием на единство Аллаха в поклонении. Та великолепная мудрость, изумительное строение (этой вселенной) и превосходство творений, которые вложил Господь в эти знамения, призывают признать то, что Он единственный заслуживающий поклонения.
Если поразмыслит раб Господень хоть над одним из этих доказательств, которыми Аллах неоднократно призывает людей уверовать в то, что никто, кроме Него, не заслуживает поклонения, то у него обязательно появится убежденность в этом. А что же будет если собрать эти доказательства, единогласно указывающие на единство Аллаха в поклонении, и сложить их вместе?!
В таком случае вера и знания раба станут твердыми, как могучие горы, и их не поколеблют ни сомнения, ни измышления заблудших. И чем больше враги Аллаха пытаются посеять в их душе сомнение и переубедить их, тем сильнее и совершеннее становятся их вера и знание.
Еще одним великим доказательством единобожия является Священный Коран и размышление над его аятами. Ведь Коран – это великая дверь для познания единобожия, с помощью которой любой из нас может узнать об основах и частностях единобожия больше, чем любым другим способом».
Шейх Абдурахман Ас-Саади (да смилуется над ним Аллах)