Пост во второй половине Шаабана и в «день сомнения» (яум аш-шакк)

Пост во второй половине Шаабана и в «день сомнения» (яум аш-шакк)

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Основные хадисы по теме

Передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступит середина шаабана, то не держите пост». Этот хадис признали достоверным ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ат-Тахауи, Ибн Кудама и ас-Суюты. И признали его слабым, или даже отвергаемым Ибн Маин, Ахмад ибн Ханбаль, Абдуррахман ибн Махди, Абу Зур’а ар-Рази, аз-Захаби, Ибн Раджаб.

روى أبو داود والترمذي وابن ماجه عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : إِذَا انْتَصَفَ شَعْبَانُ فَلا تَصُومُوا

Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не предваряйте рамадан постом ни за день, ни за два дня. Только если у кого-то был пост, который он держал, то пусть его держит».

روى البخاري ومسلم عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ وَلا يَوْمَيْنِ إِلا رَجُلٌ كَانَ يَصُومُ صَوْمًا فَلْيَصُمْهُ

Что такое «день сомнения» (яум аш-шакк) у большинства ученых?

Ханафиты, маликиты и шафииты объединились в общем понимании того, что подразумевается под «днем сомнения».

Писал большой ханафитский правовед шейх Хасан ибн ‘Аммар аш-Шурунбуляли аль-Мисри аль-Ханафи: «День сомнения — это тот, который наступает после 29 шаабана, когда равны знание и незнание за счет того, что месяц закрыт облаками». См. «Нур аль-идах», с. 129.

قال الشيخ حسن بن عمار الشرنبلالي المصري الحنفي: «يوم الشك هو: ما يلي التاسع والعشرين من شعبان وقد استوى فيه طرف العلم والجهل: بأن غم الهلال»انظر: «نور الإيضاح ونجاة الأرواح»، ص. 129

То есть, когда заканчивается 29 день месяца шаабан, то с закатом солнца нужно наблюдать: есть ли новолуние? Так как от этого зависит знание того, начался ли рамадан или следующий день будет 30-м днем месяца шаабан. И если небо закрыто облаками, так что нет возможности увидеть луну, то у большинства ученых следующий день называется «днем сомнения», его относят к шаабану и условно считают 30-м днем этого месяца.У ханбалитов иное понимание этого вопроса, и оно будет раскрыто нескольким далее.

Пост во второй половине шаабана и в «день сомнения» согласно шафиитскому мазхабу

Здесь ученые шафиитского мазхаба отличились от большинства ученых, оперевшись на оба хадиса. Поскольку первый передан с достоверным иснадом, и они нашли возможным его совмещение со вторым. Таким образом у них получилось, что после первой половины шаабана нельзя начинать беспричинный дополнительный пост, но можно продолжать начатый ранее и можно держать тот пост, у которого есть сторонняя причина. А добровольный пост без причины, начатый в это время, запрещен и недействителен.

Писал имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Не разрешено держать добровольный дополнительный пост в «день сомнения» без причины, поскольку достоверно передано от ‘Аммара, да будет доволен им Аллах: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима, мир ему и благословение Аллаха». Запрет (харам) касается не только этого дня, так как запрещено держать пост после середины шаабана, если не соединять его с постом, начатым до этого, или если у него нет сторонней причины, которые будут упомянуты позже. И если по достижении половины шаабана человек прервал пост, начатый ранее, то недопустим для него пост после этого без сторонней причины — которые будут упомянуты позже — поскольку утрачена связь (с постом начатым ранее половины), по причине которой был разрешен его пост. А если он все же возьмется держать пост в этот день (сомнения), то его пост не будет действителен согласно более правильному мнению (в мазхабе), подобно посту в день праздника». См. «Тухфа аль-мухтадж» 3/417.

قال الإمام ابن حجر الهيتمي الشافعي: «وَلَا يَجُوزُ (التَّطَوُّعُ يَوْمَ الشَّكِّ بِلَا سَبَبٍ) لِمَا صَحَّ عَنْ عَمَّارٍ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — «مَنْ صَامَ يَوْمَ الشَّكِّ فَقَدْ عَصَى أَبَا الْقَاسِمِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -» وَلَا تَخْتَصُّ الْحُرْمَةُ بِهِ بَلْ يَحْرُمُ صَوْمُ مَا بَعْدَ نِصْفِ شَعْبَانَ مَا لَمْ يَصِلْهُ بِمَا قَبْلَهُ أَوْ يَكُنْ لِسَبَبٍ مِمَّا يَأْتِي وَلَوْ أَفْطَرَ بَعْدَ صَوْمِهِ الْمُتَّصِلِ بِالنِّصْفِ امْتَنَعَ عَلَيْهِ الصَّوْمُ بَعْدَهُ بِلَا سَبَبٍ مِمَّا يَأْتِي لِزَوَالِ الِاتِّصَالِ الْمُجَوِّزِ لِصَوْمِهِ(فَلَوْ صَامَهُ لَمْ يَصِحَّ فِي الْأَصَحِّ) كَيَوْمِ الْعِيدِ»انظر: «تحفة المحتاج في شرح المنهاج» 3/ 417

И дополнение от имама Шамсуддина ар-Рамли аш-Шафии о допустимых видах поста в «день сомнения»: «Будь то пост, который он держит непрерывно, или пост из-за особого дня, как то понедельник и четверг, или пост через день — если его пост совпал с «днем сомнения», то он может держать пост в этот день в соответствии с упомянутым хадисом».См. «Нихая аль-мухтадж» 3/178.

وقال الإمام شمس الدين الرملي الشافعي: «سَوَاءٌ أَكَانَ يَسْرُدُ الصَّوْمَ أَمْ يَصُومُ يَوْمًا مُعَيَّنًا كَالِاثْنَيْنِ وَالْخَمِيسِ أَوْ يَصُومُ يَوْمًا وَيُفْطِرُ يَوْمًا فَوَافَقَ صَوْمُهُ يَوْمَ الشَّكِّ فَلَهُ صِيَامُهُ لِلْخَبَرِ الْمَارِّ»انظر: «نهاية المحتاج إلى شرح المنهاج» 3/ 178

Пост в конце месяца шаабан в ханафитском мазхабе

Большинство ученых, среди которых ханафиты, маликиты и ханбалиты, посчитало, что первый хадис, в котором содержится указание не держать пост после половины шаабана, слаб, ошибочен и неприемлем. Поскольку пусть его иснад и достоверен внешне, но с одной стороны его передатчик уединился в передаче этого хадиса от предыдущего, а с другой стороны его смысл противоречит другим, в том числе более достоверным, хадисам. Поэтому у них нет никакого запрета, связанного с серединой шаабана, и обсуждается лишь пост в «день сомнения» и за два дня до рамадана.

Писал имам Абу Бакр ас-Сарахси аль-Ханафи: «Рекомендуется держать дополнительный пост в шаабан, как насчет всех его дней пришло в хадисе, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, «не держал в каком-либо месяце пост больше, чем в шаабане. Он держал пост весь этот месяц». А что касается запрета, то его объяснение заключается в том, что он относится к намерению держать обязательный пост. Так мы об этом говорим». См. «Аль-Мабсут» 3/64.

قال الإمام أبو بكر السرخسي الحنفي: «وَالصَّوْمُ مِنْ شَعْبَانَ تَطَوُّعًا مَنْدُوبٌ إلَيْهِ كَمَا فِي سَائِرِ أَيَّامِهِ جَاءَ فِي الْحَدِيثِ أَنَّهُ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «مَا كَانَ يَصُومُ فِي شَهْرٍ أَكْثَرَ مِنْهُ فِي شَعْبَانَ فَإِنَّهُ كَانَ يَصُومُهُ كُلَّهُ» وَتَأْوِيلُ النَّهْيِ أَنْ يَنْوِيَ الْفَرْضَ فِيهِ وَبِهِ نَقُولُ»انظر: «المبسوط» 3/ 64

И писал имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «Ясно сказано в «аль-Хидая», в ее объяснениях и других книгах, что запретным является такое предварение рамадана, когда его предваряют постом самого рамадана. А причина того, что в запрете указан один или два дня, в том, что пост в эти дни с намерением рамадана бывает в основном тогда, когда есть предположение, что до этого один или два месяца были короткими (по 29 дней), и человек держит пост один или два дня с намерением, что это относится к рамадану, исходя из того, что это с его стороны является проявлением осторожности». См. «Радд аль-Мухтар» 2/382.

قال الإمام ابن عابدين الحنفي: «قَدْ صَرَّحَ فِي الْهِدَايَةِ وَشُرُوحِهَا وَغَيْرِهَا بِأَنَّ الْمَنْهِيَّ عَنْهُ هُوَ التَّقَدُّمُ عَلَى رَمَضَانَ بِصَوْمِ رَمَضَانَ. وَوَجْهُ تَخْصِيصِهِ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ أَنَّ صَوْمَهُ عَنْ رَمَضَانَ إنَّمَا يَكُونُ غَالِبًا عِنْدَ تَوَهُّمِ النُّقْصَانِ فِي شَهْرٍ أَوْ شَهْرَيْنِ فَيَصُومُ يَوْمًا أَوْ يَوْمَيْنِ عَنْ رَمَضَانَ عَلَى الظَّنِّ أَنَّ ذَلِكَ احْتِيَاطٌ»انظر: «رد المحتار على الدر المختار» 2/ 382

Как становится понятно, запрет предварять рамадан постом за день или за два дня ученые ханафитского мазхаба отнесли к тому случаю, когда кто-либо начинает держать пост 29 шаабана или в «день сомнения» с намерением, что это обязательный пост рамадана. А если у постящегося намерение, что это какой-либо из дополнительных желательных постов, то нет в этом проблем, и запрет к этому не относится.

И есть в мазхабе расхождение насчет других видов обязательных постов в эти два дня — макрух (нежелательно) это или нет. И мнение о том, что это макрух, преобладает.

Пост во второй половине шаабана и в «день сомнения» согласно маликитскому мазхабу

Подход ученых-маликитов в этом вопросе близок к подходу ученых ханафитского мазхаба.

Писал выдающийся маликитский ученый Ахмад ибн Ахмад ад-Дардир:  «И держится пост в «день сомнения», то есть разрешено, дозволено держать в него пост:

— по причине обычая, то есть если он обычно постоянно держит пост, или если день, в котором он обычно держит пост, например, четверг совпал с этим днем.— Как обычный добровольный пост, не по причине обычая. Тем самым есть отличие. Сказал Малик: «Это то, на чем я застал обладателей знания в Медине».— В качестве возмещения предыдущего рамадана.— В качестве искупления отсутствия жертвенного животного в хадже или совершения чего-либо недозволенного в хадже, или нарушенной клятвы, а также в качестве исполнения неопределенного обета, и обета держать пост в день, который совпал с днем сомнения».

قال العلامة المالكي أحمد بن أحمد الدردير: «(وَصِيمَ) أَيْ يَوْمُ الشَّكِّ أَيْ جَازَ صَوْمُهُ أَيْ أَذِنَ فِيهِ (عَادَةً) بِأَنْ اعْتَادَ سَرْدَ الصَّوْمِ أَوْ صَادَفَ يَوْمًا جَرَتْ عَادَتُهُ أَنْ يَصُومَهُ كَخَمِيسٍ (وَتَطَوُّعًا) أَيْ لَا لِعَادَةٍ فَحَصَلَتْ الْمُغَايَرَةُ قَالَ مَالِكٌ هُوَ الَّذِي أَدْرَكْت عَلَيْهِ أَهْلَ الْعِلْمِ بِالْمَدِينَةِ (وَقَضَاءً) عَنْ رَمَضَانَ السَّابِقِ (وَكَفَّارَةً) عَنْ هَدْيٍ وَفِدْيَةٍ وَيَمِينٍ وَكَذَا نَذْرًا غَيْرَ مُعَيَّنٍ (وَلِنَذْرٍ صَادَفَ)»

Поясняет выдающийся ученый, шейх Мухаммад ибн Ахмад ад-Дусукы аль-Малики: «Из слов «обычный добровольный пост» понимается разрешенность дополнительного добровольного поста во второй половине шаабана в отличие от мнения шафиитов, которые говорят о порицаемости этого. Они приводят в довод хадис: «Не предваряйте рамадан постом ни за день, ни за два дня. Только если у кого-то был пост, который он держал, то пусть его держит» — то есть если он обычно держал какой-то пост, то пусть продолжает его держать как держал ранее. Кады Ийяд ответил, что запрет в хадисе нужно понимать как относящийся к предварению рамадана постом с целью возвеличивания этого месяца». См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/513.

ووضح العلامة محمد بن أحمد الدسوفي المالكي في الحاشية: «وَيُؤْخَذُ مِنْ قَوْلِهِ وَتَطَوُّعًا جَوَازُ الصَّوْمِ تَطَوُّعًا فِي النِّصْفِ الثَّانِي مِنْ شَعْبَانَ خِلَافًا لِلشَّافِعِيَّةِ الْقَائِلِينَ بِالْكَرَاهَةِ وَاسْتَدَلُّوا بِحَدِيثِ «لَا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ إلَّا رَجُلًا كَانَ يَصُومُ صَوْمًا فَلْيَصِلْهُ» أَيْ كَأَنْ يَصُومَ صَوْمًا مُعْتَادًا لَهُ فَيَسْتَمِرُّ فِيهِ عَلَى مَا كَانَ وَأَجَابَ الْقَاضِي عِيَاضٌ بِأَنَّ النَّهْيَ فِي الْحَدِيثِ مَحْمُولٌ عَلَى التَّقْدِيمِ بِقَصْدِ تَعْظِيمِ الشَّهْرِ»انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 513

Таким образом у маликитов понимание этого вопроса очень близко к тому, что изложили ханафиты. Различия можно свести к двум моментам: 

1. Совершение других обязательных постов в последние два дня перед рамаданом у маликитов не порицаемо (не макрух). 

2. У маликитов несколько иная причина у того вида поста, который запрещен в два дня перед рамаданом.

Что такое «день сомнения» (яум аш-шакк) в ханбалитском мазхабе?

Прежде чем приступить к рассмотрению того, какой ответ дали по вопросу о посте во второй половине шаабана ученые-ханбалиты, необходимо уточнить, что именно они подразумевают под «днем сомнения». Поскольку их понимание этого термина и связанных с ним положений сильно отличается от понимания, принятого среди большинства ученых. И при неправильном понимании того, что подразумевается под ним у ханбалитов, могут быть неправильно поняты и все остальные их пояснения.

Писал имам ханбалитов последних поколений, шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути: «День сомнения — это тридцатый день шаабана, когда в небе, в месте восхода полумесяца нет помехи вроде облачности, пыли и тому подобного, но при этом не видно (нового) полумесяца, или о его видении засвидетельствовал тот, чье свидетельство было отвергнуто по причине (его) нечестия и тому подобного». См. «Кашшаф аль-кына'» 2/341.

قال إمام متأخري الحنابلة الشيخ منصور بن يونس البهوتي: «يَوْمُ الشَّكِّ (يَوْمُ الثَّلَاثِينَ مِنْ شَعْبَانَ إنْ لَمْ يَكُنْ فِي السَّمَاءِ) فِي مَطْلِعِ الْهِلَالِ (عِلَّةٌ) مِنْ غَيْمٍ أَوْ قَتَرٍ وَنَحْوِهِمَا، (وَلَمْ يُرَ الْهِلَالُ أَوْ شَهِدَ بِهِ مَنْ رُدَّتْ شَهَادَتُهُ) لِفِسْقٍ وَنَحْوِهِ»انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 2/ 341

Ко дню с таким описанием ученые-ханбалиты относят сообщения (асары) о «дне сомнения». То есть если заходит солнце в день 29 шаабана, и небо чистое, а новолуния не видно, то следующий день — это день сомнения.

У большинства следующий день — это полноценный 30-ый день месяца шаабан, а у ханбалитов это день сомнения, который условно считается 30-ым днем шаабана.

А день сомнения у большинства, как уже было раскрыто, это тот, который наступает при облачности, из-за которой не видно того места, где должно быть новолуние. И здесь возникает вопрос: каково положение в ханбалитском мазхабе того дня, который считается «днем сомнения» у большинства?

Писал имам Муваффакуддин ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали в «аль-Мукни'»: «Если его (новолуния) наблюдению препятствует облачность или пыль в тридцатую ночь, то обязательно держать пост (в следующий день) с намерением поста рамадана согласно явному мнению мазхаба».

قال الإمام موفق الدين بن قدامة المقدسي الحنبلي في «المقنع»: «وَإِنْ حَالَ دُونَ مَنْظَرِهِ غَيْمٌ، أَوْ قَتَرُ لَيْلَةِ الثَّلَاثِينَ: وَجَبَ صِيَامُهُ بِنِيَّةِ رَمَضَانَ، فِي ظَاهِرِ الْمَذْهَبِ»

Дополняет кады имам Аляуддин аль-Мардауи аль-Ханбали: «Это и есть мазхаб у (наших) товарищей (ханбалитов). Они оказали поддержку этому мнению, написали о нем труды, опровергли доводы противоречащих и сказали: «Слова Ахмада указывают на это». Это из тех мнений, в которых уединился (наш) мазхаб». См. «аль-Инсаф» 3/269.

وزاد القاضي الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي: «وَهُوَ الْمَذْهَبُ عِنْدَ الْأَصْحَابِ. وَنَصَرُوهُ، وَصَنَّفُوا فِيهِ التَّصَانِيفَ، وَرَدُّوا حُجَجَ الْمُخَالِفِ وَقَالُوا: نُصُوصُ أَحْمَدَ تَدُلُّ عَلَيْهِ، وَهُوَ مِنْ مُفْرَدَاتِ الْمَذْهَبِ»انظر: «الإنصاف في معرفة الراجح من الخلاف» 3/ 269

То есть если после захода солнца в 29 день шаабана из-за облачности или пыли не видно того места на небе, где может быть новолуние рамадана, то в следующий день обязательно держать пост, условно из предосторожности относясь к этому дню, как к дню рамадана, а не как к дню сомнения. В доказательство этого положения ученые ханбалитского мазхаба написали несколько довольно объемных книг, в которых собрали доводы и ответили на возражения сторонников иного мнения.

Также вкратце можно упомянуть другие положения, связанные с таким днем. Ведь если к нему нужно относиться как к дню рамадана, то с ним должны быть связаны еще какие-то положения из положений рамадана.

Пишет имам Муса аль-Хаджауи аль-Ханбали: «Тому, кто держит этот пост, будет засчитано, если прояснится, что он на самом деле относится к рамадану. И в ночь на этот день совершается молитва таравих из осторожности (к сохранности) сунны, а также утверждаются остальные положения, связанные с рамаданом, как, например, обязательность искупления за половой акт в этот день и тому подобное. Если только не будет подтверждено (позже), что этот день относится к шаабану. (Тогда искупление будет отменено). Но (в этот день) не наступает действительность остальных положений, вроде наступления сроков (напр. долгов, если их отсрочили до рамадана), обусловленных решений (напр. «ты разведена с наступлением рамадана») и других». См. «Аль-Икна'» 1/303.

قال الإمام موسى الحجاوي الحنبلي: «ويجزيه أن بان منه وتصلى التراويح ليلته إذن احتياطا للسنة وتثبت بقية توابعه من وجوب كفارة بوطء فيه ونحوه وما لم يتحقق أنه من شعبان ولا تثبت بقية الأحكام من حلول الآجال ووقوع المعلقات وغيرها»انظر: «الإقناع في فقه الإمام أحمد بن حنبل» 1/ 303

Пост во вторую половину месяца шаабан и в «день сомнения» согласно ханбалитскому мазхабу

После того, как стало понятно, что подразумевают ханбалиты под «днем сомнения», можно вернуться к теме, которой посвящена эта глава — к вопросу о дополнительном посте в конце месяца шаабан. Ханбалиты здесь согласны с ханафитами и маликитами в том, что нет никакого запрета на пост, который бы действовал начиная с половины шаабана. А что касается их понимания о посте в последние дни шавваля, то оно несколько отличается.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: «Нежелательно (макрух) предварять рамадан постом за день или два дня согласно хадису Абу Хурейры, который передали аль-Бухари и Муслим. И не является нежелательным предварять рамадан постом, который более длителен чем два дня в соответствии с явным смыслом вышеуказанного хадиса. А что касается хадиса Абу Хурейры «Когда наступит середина шаабана, то не держите пост», который передали пятеро, то его посчитал слабым Ахмад и другие имамы, и посчитал достоверным Муваффак (Ибн Кудама) и объяснил как отрицание достоинства». См. «Кашшаф аль-кына'» 2/341-342.

قال العلامة منصور البهوتي الحنبلي: «(وَيُكْرَهُ تَقَدُّمُ رَمَضَانَ بِ) صَوْمِ (يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ) لِحَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ الْمُتَّفَقِ عَلَيْهِ، (وَلَا يُكْرَهُ) تَقَدُّمُ رَمَضَانَ بِصَوْمِ (أَكْثَرَ مِنْ يَوْمَيْنِ) لِظَاهِرِ الْخَبَرِ السَّابِقِ، وَأَمَّا حَدِيثُ أَبِي هُرَيْرَةَ: «إذَا انْتَصَفَ شَعْبَانُ فَلَا تَصُومُوا» رَوَاهُ الْخَمْسَةُ فَقَدْ ضَعَّفَهُ أَحْمَدُ وَغَيْرُهُ مِنْ الْأَئِمَّةِ وَصَحَّحَهُ الْمُوَفَّقُ وَحَمَلَهُ عَلَى نَفْيِ الْفَضِيلَةِ»انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 2/ 341-342

Немногим ранее пишет: «Нежелательно (макрух) держать добровольный желательный пост в «день сомнения» в соответствии со словами ‘Аммара: «Кто держит пост в день, в котором сомневается, тот ослушался Абу аль-Касима». Их передал Абу Дауд, а также ат-Тирмизи, и он же посчитал это сообщение достоверным…Кроме как если «день сомнения» совпадет с днем, в котором обычно человек держит пост. Как с тем, кто обычно держит пост в четверг и понедельник, и какой-то из этих дней выпал на «день сомнения» — в таком случае нет нежелательности. Или если он обычно держит пост через день, и его день поста выпал на «день сомнения» — в таком случае тоже нет нежелательности. Или если он соединил пост в день сомнения с постом, который держал до этого в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не предваряйте рамадан постом ни за день, ни за два дня. Только если у кого-то был пост, который он держал, то пусть его держит». — Его передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры. Или если он держит пост в этот день, т.е. в «день сомнения», возмещая (другой пост) или выполняя обет, или в качестве искупления — в таком случае тоже нет нежелательности». См. «Кашшаф аль-кына'» 2/341.

وقال: «(وَيُكْرَهُ صَوْمُ يَوْمِ الشَّكِّ تَطَوُّعًا) لِقَوْلِ عَمَّارٍ: «مَنْ صَامَ الْيَوْمَ الَّذِي يَشُكُّ فِيهِ فَقَدْ عَصَى أَبَا الْقَاسِمِ» رَوَاهُ أَبُو دَاوُد وَالتِّرْمِذِيُّ وَصَحَّحَهُ …(إلَّا أَنْ يُوَافِقَ) يَوْمَ الشَّكِّ (عَادَةٌ) كَمَنْ عَادَتُهُ يَصُومُ يَوْمَ الْخَمِيسِ وَالِاثْنَيْنِ فَوَافَقَ يَوْمَ الشَّكِّ أَحَدُهُمَا فَلَا كَرَاهَةَ، أَوْ عَادَتُهُ يَصُومُ يَوْمًا وَيُفْطِرُ آخَرَ فَوَافَقَ صَوْمُهُ ذَلِكَ فَلَا كَرَاهَةَ (أَوْ يَصِلُهُ) أَيْ: يَوْمَ الشَّكِّ (بِصِيَامٍ قَبْلَهُ) لِقَوْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «لَا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِصَوْمِ يَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ إلَّا رَجُلًا كَانَ يَصُومُ صَوْمًا فَلْيَصُمْهُ» مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ (أَوْ يَصُومُهُ) أَيْ: يَوْمَ الشَّكِّ (عَنْ قَضَاءٍ أَوْ نَذْرٍ) أَوْ كَفَّارَةٍ فَلَا كَرَاهَةَ»انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 2/ 341

Другими словами в ханбалитском мазхабе не запрещено, но нежелательно держать добровольный пост в «день сомнения» и день до него, если нет причины, которая убирала бы эту нежелательность. А если есть причина, вроде совпадения обычая или соединения с постом еще одного, третьего из предыдущих дней, или соблюдения иного вида обязательного поста, то нежелательность исчезает.

Заключение о более сильном мнении

И здесь у кого-то может возникнуть вопрос: а какое мнение «соответствует сунне», или «более сильное»? На этот вопрос будет два ответа.

Первый: каждый имам-муджтахид высказывает только то мнение, которое считает соответствующим не только сунне, но и Корану, и всем остальным видам доводов, и которое к тому же считает «более сильным». Поэтому каждое из этих мнений «соответствует сунне» и может быть названо «более сильным». И за каждой из четырех школ, чьи взгляды были изложены в этой работе, мусульмане могут следовать по единогласному мнению ученых.

А со вторым ответом можно ознакомиться по следующим ссылкам:

1. https://muntaqa.info/dovte 

2. https://muntaqa.info/usejmi-ragih-mazhab 

3. https://muntaqa.info/probl

Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал его руководству вплоть до Судного дня.