После намаза обнаружил наджис на одежде/теле

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
В этом вопросе три известных мнения:
Первое мнение: Если после совершения намаза или другого поклонения вы обнаружили на одежде/теле скверну, или знали о скверне но забыли о ее наличии, то намаз не надо переделывать.
На этом имам ан-Науауи, он же сказал, что на этом большинство ученых. На этом также Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаhа, затем ‘Ата, Ибн аль-Мусейиб, Салим, Муджаhид, аш-Ша’би, Яхья аль-Ансари, Исхакъ, Ибн аль-Мунзир и Ибн Теймийя. Это одно из версий от Ахмада и аш-Шафии.
Второе мнение: Надо переделывать, так как чистота является условием намаза, а не знание не аннулирует это условие как в случае омовения. На этом аш-Шафии, по более достоверному от него. На этом Ахмад, и это ханбалитский мазхаб. Это также сообщается от Аби Къилябы аль-Джарми аль-Басри.
Третье мнение: Надо возместить ту часть, в которой была наджаса. Это мнение имама Малика и его учителя Раби’а.
Мы на том, на чем Ибн ‘Умар, ‘Ата, Ибн аль-Мусейиб, Салим, Муджаhид, аш-Ша’би и остальные.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллаh, у себя в «Шарх аль-Мумти» в томе №2 сказал:
والرَّاجح في هذه المسائل كلِّها : أنه لا إعادة عليه سواء نسيها ، أم نسي أن يغسلها ، أم جهل أنها أصابته ، أم جهل أنها من النَّجاسات ، أم جهل حكمها ، أم جهل أنها قبل الصَّلاة ، أم بعد الصلاة .والدَّليل على ذلك : القاعدة العظيمة العامة التي وضعها الله لعباده وهي قوله: ( لا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْساً إِلَّا وُسْعَهَا لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ رَبَّنَا لا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا ) وهذا الرَّجُل الفاعل لهذا المحرَّم كان جاهلاً أو ناسياً ، وقد رفع الله المؤاخذة به ، ولم يبقَ شيء يُطالب به .وهناك دليل خاصٌّ في المسألة ، وهو أنَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم حين صَلَّى في نعلين وفيهما قَذَرٌ ؛ وأعلمه بذلك جبريل لم يستأنف الصَّلاة ، وإذا لم يُبْطِل هذا أولَ الصَّلاة فإنه لا يُبْطِلُ بقيَّة الصَّلاة
«Правильное в этом вопросе: он не должен переделывать молитву, и не важно, забыл он об этой скверне, или забыл помыть ее, или не знал что на нем скверна, или не знал о ее скверности, или не знал законоположение о скверне, или не знал, что она попала на него до молитвы или после нее.
Доказательством этому служит великое обобщающее правило, которое установил Аллаh для Своих рабов, а это его слова: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись». Этот человек, совершивший запретное, был в неведении или позабыл, а Всевышний не спросит подобных, ведь нет того, за что надо спрашивать.
Есть и более конкретный довод в этом вопросе: когда посланник Аллаhа ﷺ совершил намаз в сандалиях, на которых скверна, Джибриль сообщил ему об этом, а посланник Аллаh ﷺ не переделал свою молитву. Если это не нарушило первую часть его молитвы, значит это не нарушает и оставшуюся ее часть».
Сказал шейх Ибн Баз, да помилуете его Аллаh:
لا تلزمك الإعادة، إذا وجد الإنسان في ثيابه أو في سراويله أو نحو ذلك نجاسة بعد الصلاة، فإنه لا يعيدها، وهكذا لو كان يعلم ثم نسي حتى فرغ من الصلاة لا يعيد على الصحيح، لأن الرسول -صلى الله عليه وسلم- نبهه جبرائيل، قال: (إن في نعليك قذراً) فخلعهما -عليه الصلاة والسلام- ولم يعد أول الصلاة، فدل ذلك على أنه لا تعاد إذا صلاها وهو جاهل أو ناسي، ولم يعلم إلا بعد الفراغ فإنه لا يعيد، هذا هو الصواب
«Ты не должен переделывать молитву. Если человек после молитву обнаружит на своей одежде/штанах скверну, то он не должен переделывать ее. Точно также, когда он знал (о наличии скверны на его одежде) но затем забыл, (и вспомнил о ней лишь) после молитвы, то по более достоверному мнению здесь он тоже не переделывает молитву. Так как Джибриль сообщил посланнику Аллаhа ﷺ , сказав: «На твоих сандалиях скверна», после чего он ﷺ снял их и не переделал молитву. Это говорит о том, что, если он совершил молитву будучи в неведении (о наличии скверны) или забыв (о ней), он не должен переделывать ее. Это и есть правильное мнение». Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими и другие от Аби Са’ида аль-Худрий. На этом же мнении шейх аль-Фаузан.
Но если его постигли сомнения: а действительна ли моя молитва, или нет? Мы скажем ему: следуй правилу фикха: если после завершения поклонения возникли сомнения о его действительности, то в основе она действительна, а сомнения отбрасываются.
Примечание: Это не касается того случая, когда человек после молитвы вспомнил, что у него нет омовения, в таком случае он повторяет молитву, об этом мы уже писали в нашей статье: 483. Вспомнил об отсутствии омовения, как быть с молитвами?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам!