Поминание Аллаха имеет более ста полезных свойств

Поминание Аллаха имеет более ста полезных свойств

Хвала Аллаху Господу миров!

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах сказал:

Поминание Аллаха имеет более ста полезных свойств:

1. Поминание прогоняет шайтана, ослабляет его и лишает сил.

2. Поминание вызывает довольство Милостивого.

3. Поминание избавляет сердце от тревоги и печали.

4. Поминание приносит сердцу радость.

5. Поминание придаёт силу сердцу и телу.

6. Поминание озаряет лик и сердце.

7. Поминание приносит удел.

8. Поминание добавляет человеку торжественности, красоты и свежести.

9. Поминание порождает любовь, которая является духом покорности (ислам), осью жерновов религии, а также счастья и спасения. Аллах создал причины для всего, и причиной любви Он сделал постоянное поминание. Пусть же тот, кто желает снискать любовь Всевышнего Аллаха, неустанно поминает Его. Это урок и взаимное напоминание, и это врата знания. Поминание — врата любви, величайший её источник и самый правильный путь её.

10. Поминание приносит с собой осознание того, что Аллах видит нас везде и всегда, и вводит человека во врата ихсана: он начинает поклоняться Аллаху так, будто он видит Его воочию. А беспечному к поминанию Аллаха не достичь положения ихсана, подобно тому, как сидящему не попасть в дом.

11. Поминание способствует возвращению к Всевышнему Аллаху: когда человек часто возвращается к Нему посредством поминания Его, это заставляет его возвращаться к Нему сердцем в любых обстоятельствах. Всевышний для него — прибежище и защита, кибла сердца его и Тот, к Кому устремляется он, когда случается беда.

12. Поминание приближает к Аллаху. Чем больше человек поминает Всевышнего, тем ближе он к Нему, и чем меньше он поминает Его, тем дальше он от Него.

13. Поминание раскрывает великие врата из врат познания, и чем больше верующий поминает Аллаха, тем больше он узнаёт.

14. Поминание внушает верующему благоговейный страх пред Господом и осознание Его величия, поскольку завладевает сердцем и способствует его сосредоточенности на Всевышнем Аллахе. В этом отличие поминающего от беспечного, поскольку в его сердце осознание величия Аллаха крайне невелико.

15. Следствием поминания становится то, что и Всевышний Аллах поминает его. Как сказал Всевышний: «Поминайте Меня, и Я помяну вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура 2 «Корова», аят 152). Если бы у поминания не было никаких иных достоинств, то и этого одного было бы достаточно.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, передавая слова своего Всевышнего Господа: «...и если он поминает Меня про себя, то и Я поминаю его про Себя, а если он поминает Меня в обществе, то Я поминаю его в лучшем обществе» [аль-Бухари, 7405; Муслим, 2675].

16. Поминание несёт жизнь сердцу. Я слышал, как шейх ислама Ибн Теймийя (да помилует его Аллах) говорил: «Поминание для сердца — как вода для рыбы: как чувствует себя рыба, вытащенная из воды?»

17. Поминание — пища для сердца и духа, и лишаясь его, раб Аллаха уподобляется телу, которое лишили питания. Однажды я видел, как шейх ислама Ибн Таймийя совершил утреннюю молитву, после чего сидел, поминая Аллаха, почти до полудня, а потом повернулся ко мне и сказал: «Это моя трапеза, и если я лишусь её, силы покинут меня». Или же он сказал нечто подобное. И он сказал мне однажды: «Я не оставляю поминание, кроме как с намерением собраться с силами и дать отдых душе, дабы посредством этого отдыха подготовиться к новому поминанию». Или же он сказал нечто похожее.

18. Поминание очищает сердце от ржавчины. Всё ржавеет, и ржавчина сердца — беспечность [отказ от поминания Аллаха] и страсти, а очищение его — поминание Аллаха, покаяние и испрашивание прощения.

19. Поминание устраняет грехи, ибо оно относится к величайшим благим деяниям, а благие деяния устраняют скверные ...

22. Если раб Аллаха поминает Всевышнего Аллаха в благополучные дни, то Аллах не оставит его в трудные дни ...

24. Поминание — причина ниспослания спокойствия, прихода милости и того, что ангелы окружат поминающего, как сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

25. Поминание занимает язык и отвлекает его от злословия, сплетен, лжи, сквернословия и ложного. Человек не может не говорить, и кто воздерживается от поминания Аллаха и Его велений, произносит запретное или часть его, поскольку уберечься от этого можно только с помощью поминания Всевышнего Аллаха. Мы это видим и знаем на собственном опыте, и тот, кто приучил язык свой к поминанию Аллаха, оберегает язык свой ото лжи и пустословия. А тот, кто удерживает язык свой от поминания Аллаха, произносит ложное, пустословит и сквернословит, и нет способности изменить что-либо и силы для этого, кроме как от Аллаха ...

31. Поминание — самый лёгкий вид поклонения и притом один из самых величественных и лучших. Поистине, движения языка — самые лёгкие из движений органов тела, и если бы какой-нибудь орган человеческого тела двигался в течение дня и ночи столько, сколько двигается язык, ему пришлось бы очень трудно — более того, он просто не смог бы столько двигаться...

46. Есть в сердце чёрствость, которую не устраняет ничто, кроме поминания Всевышнего Аллаха, и эту чёрствость сердца необходимо лечить поминанием Всевышнего. Хаммад ибн Зейд передаёт от аль-Муалля ибн Зияда, что один человек сказал аль-Хасану: «О Абу Саид, я жалуюсь тебе на чёрствость сердца моего!» Тот сказал: «Размягчи его поминанием». Дело в том, что, когда беспечность сердца увеличивается, увеличивается и чёрствость его, а когда человек поминает Всевышнего Аллаха, его сердце смягчается подобно тому, как плавится в огне свинец, и ничто не устраняет чёрствость сердца так, как поминание Всевышнего Аллаха.

47. Поминание исцеление и лекарство для сердец, тогда как отказ от поминания Его — недуг. То есть сердца бывают больными, а исцеление и лекарство для них — поминание Всевышнего Аллаха.

Макхуль сказал: «Поминание Всевышнего Аллаха — исцеление, а поминание людей — болезнь». Недаром сказано: Заболев, мы Тебя поминаем и исцеляемся, А Тебя забывая, снова заболеваем...

48. Поминание — основа любви к Господу и начало её, а отказ от поминания Его — основа враждебности и начало её, ибо, поистине, раб Аллаха не перестаёт поминать Господа своего до тех пор, пока Он не полюбит его и не будет помогать ему, и бывает, что раб Аллаха перестаёт поминать его, так что в конце концов навлекает на себя ненависть Господа и враждебность. Аль-Аузаи сказал: «Хассан ибн ‘Атыйя сказал: “Нет более скверного выражения враждебности раба по отношению к Господу, чем отвращение к поминанию Его или к тем, кто поминает Его”». Причиной этой враждебности становится отказ от поминания Аллаха, и бывает, что раб не перестаёт отказываться от поминания Аллаха до тех пор, пока не начнёт питать отвращение к поминанию Аллаха и к тем, кто поминает Его. И тогда Всевышний Аллах начинает относиться к нему враждебно, в отличие от поминающего, которому Он покровительствует и помогает...

60. Поминание Всевышнего Аллаха избавляет сердце от всех страхов и играет удивительную роль в обретении спокойствия и чувства безопасности. Нет для человека, испытывающего сильный страх, ничего полезнее поминания Аллаха. Чем больше он поминает Его, тем сильнее ощущение безопасности и тем быстрее уходит страх. Страхи и опасности превращаются для поминающего в безопасность, тогда как тот, кто не поминает Аллаха, боится, даже пребывая в безопасности, и сама эта безопасность кажется ему состоящей из сплошных опасностей и угроз. И человек, способный чувствовать, испытывает на собственном опыте и то, и другое. А Аллах — Тот, к Кому обращаются за помощью.

61. Поминание Аллаха придаёт человеку сил, и, поминая Аллаха, он оказывается способным на то, чего не смог бы сделать без поминания Его. Я лично видел удивительную силу шейха ислама Иби Теймийи в его поведении, словах, инициативах и книгах. Ему случалось при написании трудов написать за день столько, сколько переписчик писал за неделю, и даже больше, да и воины видели его удивительную силу во время сражений. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил свою дочь Фатыму и ‘Али (да будет доволен Аллах ими обоими) каждый вечер, ложась спать, произносить по тридцать три раза слова «Пречист Аллах» и «Хвала Аллаху!» и по тридцать четыре раза — слова «Аллах Велик!» Он научил их этому, когда Фатыма попросила у него слугу и пожаловалась на то, с какими трудностями сопряжено для неё использование ручной мельницы и выполнение другой домашней работы. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил её этим словам, сказав: «будет для вас лучше слуги» [аль-Бухари, 3705; Муслим, 2727]. Поэтому учёные сказали, что человек, который регулярно произносит эти слова, ощущает в течение дня силу, достаточную для того, чтобы обойтись без слуги.

68. Частое поминание Всевышнего Аллаха уберегает человека от лицемерия, поскольку лицемеры мало поминают Аллаха. Всевышний Аллах сказал о лицемерах: «И они поминают Аллаха лишь немного» (сура 4 «Женщины», аят 142). Ка'б сказал: «Кто много поминает Всевышнего Аллаха, тот не имеет отношения к лицемерию». Поэтому (а Всевышний Аллах знает обо всём лучше) Всевышний завершил суру «Аль-Мунафикун = Лицемеры» словами: «О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (сура 63 «Лицемеры», аят 9).

Это предостережение от искушения, в которое впали лицемеры: эти люди были небрежны к поминанию Аллаха и впали в лицемерие. Одного из сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми) спросили о хариджитах: являются ли они лицемерами? Он ответил: «Нет. Лицемеры поминают Аллаха лишь немного».

Это признак лицемерия — то, что человек мало поминает Аллаха. Ведь частое поминание ограждает от лицемерия, и Всевышний Аллах великодушнее того, чтобы испытывать лицемерием сердце поминающее. Это испытание постигает сердца, которые, напротив, не поминают Аллаха...

69. Поминание по сравнению с другими благими деяниями приносит человеку особое наслаждение, с которым ничто не сравнится. И если бы единственной наградой, полагающейся за поминание, являлось это наслаждение и блаженство, которое испытывает сердце поминающего, то и этого было бы достаточно. Поэтому собрания, на которых поминают Аллаха, были названы райскими садами. Малик ибн Динар сказал: «Ничто не приносит такого наслаждения, как поминание Всевышнего Аллаха. Нет ничего легче и при этом приятнее и радостнее для сердца» …

72. Поминая Аллаха, человек уберегает язык свой от таких неподобающих занятий, как злословие, сплетни, пустословие, хвала и порицание людей и так далее, поскольку язык не может просто молчать. Он либо поминает Аллаха, либо говорит пустое и бесполезное, и он не может не делать ни того, ни другого. Такова и душа: если ты не займёшь её истиной, она займёт тебя ложным. Таково и сердце: если ты не поселишь в нём любовь к Всевышнему, в нём непременно поселится любовь к творениям. Таков и язык: если ты не займёшь его поминанием, он обязательно займёт тебя пустословием и тем, что приносит тебе вред. Выбери же для души своей одну из двух долей и одно из двух положений.

См. «Уабиль»; «Избранное», 3/158-166