Поминание Аллаха играет удивительную роль в расширении груди и приносит блаженство сердцу...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Величайшая из причин расширения груди - единобожие и чем совершеннее и полноценнее единобожие тем больший простор ощущает человек в своей груди. Всевышний Аллах сказал: «Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, кто на свету от своего Господа, равен неверующему?» Сура 39 «Толпы», аят 22. И Всевышний Аллах сказал: "Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо". Сура 6 «Скот», аят 125.
Следование прямым путём и единобожие относится к величайшим причинам расширения груди, тогда как придавание Всевышнему Аллаху сотоварищей и заблуждение, напротив, относится к величайшим причинам стеснения в груди.
К причинам расширения груди относится и свет, который помещает Аллах в сердце раба. Это свет веры. Поистине, он способствует расширению груди и радует сердце, и когда сердце раба Аллаха лишается этого света, возникает теснота, и оно оказывается в самой тесной и неприятной тюрьме.
К причинам расширения груди относится и знание. Оно расширяет грудь так, что она становится просторнее мира этого, тогда как невежество приносит тесноту и сжатость. Чем больше знание раба Аллаха, тем больше расширяется грудь его. Однако это приходит не с каждым знанием, а только со знанием, унаследованным от Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Это полезное знание, и у его обладателей больше простора в груди, чем у кого бы то ни было, и у них самые свободные сердца, самый лучший нрав и самая прекрасная жизнь.
К причинам расширения груди относится возвращение к покорности Всевышнему Аллаху и любовь к Нему всем сердцем, стремление к Нему и наслаждение поклонением Ему - ничто так не расширяет грудь раба Аллаха. Он даже говорит порой: «Если в Раю я буду пребывать в подобном состоянии, то значит, жизнь моя благая!»
Любовь играет удивительную роль в расширении груди, обретении душевного спокойствия, умиротворении сердца, незнакомых тому, кто сам не пережил это. Чем сильнее любовь, тем просторнее в груди, и теснота появляется, только когда человек видит бездеятельных, которым всё это неведомо, ибо созерцание их - сор для глаз его, а общение с ними - лихорадка для духа его.
К главным причинам стеснения в груди относится тот случай, когда человек отворачивается от Всевышнего, когда сердце его привязано не к Нему, когда он беспечен к поминанию Его и любит кого-то другого, ибо поистине, кто любит не Аллаха, для того объект любви станет источником мучений, и нет на земле никого несчастнее такого человека: у него самое закоснелое мышление, самая жалкая жизнь, самое утомлённое сердце.
Есть две любви. Одна - рай на земле, радость души, наслаждение сердца, блаженство, пропитание и лечение для духа, и даже более: это его жизнь и отрада. Это любовь к одному лишь Аллаху всем сердцем и устремление всей силой стремления, воли и любви к Нему.
А есть ещё любовь, которая становится мучением для духа, скорбью для души, тюрьмой для сердца и стеснением для груди. Эта любовь причина боли, страданий и мучений. Это любовь не к Аллаху.
К причинам расширения груди относится также постоянное поминание Его в любой ситуации, в каждом месте. Поминание Аллаха играет удивительную роль в расширении груди и приносит блаженство сердцу, тогда как небрежное отношение к поминанию, напротив, удивительным образом стесняет, сжимает грудь и причиняет мучения.
К причинам расширения груди относится и благодеяние по отношению к творениям, когда человек приносит им посильную пользу посредством своего имущества, влияния, а также посредством своего тела, совершая разные виды благодеяния. Поистине великодушный благодетель относится к людям, ощущающим невероятный простор в груди, наиболее благодушным, с самыми блаженствующими сердцами.
А скупой, далёкий от благодеяния, напротив, относится к обладателям самой стеснённой груди, самой жалкой жизни и самой большой скорби и тревог.
زاد المعاد في هدي خير العباد
Ибн Каййим аль-Джаузия [Заду аль-ма’ад]