Положение проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве

Положение проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, а также его род, сподвижников и тех, кто последовал за ними.

С позволения Аллаха мы начнем публикацию перевода цикла статей уважаемого шейха ‘Абдур-Раззака ибн ‘Абдуль-Мухсина аль-Бадра, да хранит его Аллах, на тему «Наставления и назидания из прощальной проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Цикл состоит из тринадцати статей.

__________________________________________

Положение проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном паломничестве.

Поистине, лучшие проповеди по полноте разъяснения и совершенству благожелательности – это проповеди нашего священного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах объединил в его благословенных проповедях красоту объяснения, красноречие и лаконичность. Более того, ни один из людей никогда не слышал и не может услышать речь более полезную, более красноречивую, более правдивую, более подходящую и простую на восприятие, чем священная речь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах дал ему самые краткие слова и самые прекрасные мудрости, как об этом приводится в обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Я отправлен с самой многозначной речью».

Аз-Зухри сказал: «Многозначные слова» – то есть, Аллах объединил одной-двумя вещами в нем многое из того, о чем знали люди и записывали в своих книгах и того, чего мы достигли».

Кто поразмыслит над его проповедями, да благословит его Аллах и приветствует, тот найдет в них полноту, доброжелательность и разъяснение. В любое время он давал проповеди в соответствии с тем, чего требовала ситуация и в чем нуждались люди. В основном все проповеди вращались вокруг восхваления Аллаха и благодарности за Его милости, описания Его совершенства и Его атрибутов, обучения основам Ислама, упоминания Рая и Ада и воскрешения, приказа о богобоязненности и разъяснения того, чем Он доволен и от чего Он гневается.

Хадж – это хорошая возможность и прекрасное время для наставлений, назиданий, обучения и направления, так как сердца в это время обращены к благу, сердца спокойны и стремление к благу в это время усилено. Поэтому призывающим к Всевышнему Аллаху стоит приложить усилия и устремить желания в сторону этого благословенного периода, обучая, наставляя, направляя, и следуя по его прямому пути. Их речь должна опираться на то, к чему он призывал; они должны направлять к тому, к чему он направлял, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех желал людям благо; он – пример наставляющих и предводитель призывающих. «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).

Касаясь именно проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества, можно сказать, что она занимает великое место в религии, так как является завещанием прощающегося, а прощающийся объединяет в завещании то, чего не скажет и не сделает никто другой. Он упомянул в своей проповеди: «Я не знаю, встречу ли я вас после этого года»,– и начал прощаться с людьми, и поэтому они потом сказали, что это было прощальное паломничество. Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, в отношении этой проповеди сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, это – завещание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его общине».

На великое положение и большую важность этой проповеди указывает множество вещей, среди которых:

• Во-первых, то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в этой проповеди прощался с людьми и сказал им о своем завещании, как об этом говорилось выше.

• Во-вторых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил людей замолчать. В хадисе Джарира ибн АбдуЛлах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Попроси людей замолчать». Это указывает на важность проповеди, так как она содержит в себе ключ к исправлению положение людей, их счастью и успеху в этом и в том мирах, и поэтому нужно было потребовать у людей тишины, дабы они получили знания и пользу, а затем совершали деяния и возвысились. От Суфьяна ас-Саури и других передается, что они сказали: «Начало знаний – прослушивание, затем молчание, затем заучивание, затем деяния, а затем распространение».

• В-третьих, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в этой хутбе вытягивался, чтобы дать людям услышать. В «Муснаде» приводится хадис от Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил проповедь в прощальном паломничестве, сидя на своей верблюдице, вложив ноги в стремена и приподнявшись. Он говорит: «Разве вы не слышите?!»

• В-четвертых, Аллах, могущественен Он и велик, открыл слух людей в тот день, и они слышали речь Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже будучи в своих домах. В «Сунане» ан-Насаи приводится хадис от Абдур-Рахмана ибн Муаза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам в Мине, и Аллах открыл наш слух, и мы слышали его слова, даже находясь в своих домах».

• В-пятых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, избрал тех, кто расскажет людям от него. В «Сунане» Абу Дауда передается хадис от Рафи‘ ибн Амра аль-Музани, который сказал: «Я видел, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил проповедь, находясь на серой мулице, когда солнце поднялось высоко, а Али, да будет доволен им Аллах, пересказывал людям его слова, когда люди стояли и сидели». Слова: «…Али, да будет доволен им Аллах, пересказывал людям его слова»,– то есть доводил его слова до тех, кто был далеко от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

• В-шестых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Довел ли я до вас?» Люди сказали: «Да». Пророк сказал: «О Аллах! Будь свидетелем!»,– и повторил слова.

• В-седьмых, он повелел, чтобы присутствовавший довел до отсутствовавшего. В хадисе Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, в обоих «Сахихах» говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть присутствующий доведет до отсутствовавшего, ведь сколько из тех, кому рассказали, примут слова лучше, чем слышавшие напрямую?!»

• В-восьмых, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовал стиль побуждения, привлечения внимания и напоминания. Он говорил: «Довел ли я до вас?»; «Пусть присутствующий доведет до отсутствовавшего»; «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы!»,– и повторял эти слова не раз за время проповеди. Также он использовал средства усиления, например: «Поистине, ваша кровь и ваши имущества запретны для вас подобно запретности этого дня, этого месяца и этого города». В этих словах содержатся средства усиления и привлечения внимания для закрепления слов в умах услышавших.

• В-девятых, размышления над смыслом этой великой проповеди и ее значением дают понять, что в ней он установил основы религии единобожия, разрушил основы многобожия и невежества; установил запреты на дела, относительно которых единогласны все нации. Все это содержится в этой великой проповеди, и мы остановимся на некоторых из выводов в этом послании с позволения Аллаха, могущественен Он и велик.

Все это явно указывает на важность и положение этой великой проповеди Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальной проповеди, а также на важность обращения внимания на нее и на то, что нужда в познании и изучении этого касается каждого мусульманина и мусульманки, мужчины и женщины, взрослых и молодых. Да наделит нас Аллах доказательством из его Сунны и следованием его пути.

wasat-media