Положение чтения Корана возле могилы

Положение чтения Корана возле могилы

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах): Высказывания имамов четырех мазхабов о запрете чтения Корана на могилах, а также посвящения награды за чтения кому-либо из умерших.

Я прочитал в книге «Рияду ас-Салихиин» (имама ан-Науауи, да будет милостив к нему Аллах), в главе «Мольба за покойного после его захоронения и нахождение возле его могилы некоторое время», слова аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), который сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше». Правильно ли это?

Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) ответил: «На это нет никакого довода (из Корана и Сунны). Даже если это достоверно известно от имама аш-Шафи’и, то на его слова нет никакого довода(1). Правильное же мнение то, что это (чтение Корана возле могилы и нахождение рядом с ней) не является желательным! Имам аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах) является известным учёным Сунны. Однако каждый может допустить ошибку и может быть правым. Каждый учёные имеет ошибки. Как говорил имам Малик (да будет милостив к нему Аллах): «Слова каждого из нас могут быть приняты или отвергнуты, кроме того, кто лежит в этой могиле» - то есть: Пророка ﷺ(2).

Пророк ﷺ говорил: كل بني آدم خطاء وخير الخطائين التوابون «Каждый сын Адама (т.е. человек) является ошибающимся, однако лучший из ошибающихся – кающиеся». И нет никакого довода на чтение Корана возле могилы. Сунной, (правильным путём) в этом вопросе является запрет на чтение Корана возле могил. Однако дозволено просить Аллаха за умершего после его захоронения (погребения в могилу), как об этом сказал (Пророк) ﷺ. Он ﷺ, после того, как завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: استغفروا لأخيكم واسألوا له التثبيت فإنه الآن يسأل «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)».

И когда (Посланник Аллаха ﷺ) навестил могилу своей матери и обратился к своему Господу, чтобы Он разрешил просить для неё прощения, и Он (Господь) не разрешил ему это. Тогда он сел возле её могилы и стал плакать ﷺ. Он плакал из-за того, что Господь не разрешил ему просить прощения за свою мать, и это было несчастьем для него! Ведь его мать умерла в период невежества (на религии многобожников).

Когда же смерть приблизилась к ‘Амру ибн аль-‘Аасу (да будет доволен им Аллах), он сделал завещание своим детям и тем, кто посетит его похороны (его могилу), чтобы они остались возле неё столько времени, сколько потребуется для закалывания верблюда и раздела его мяса. Это для того, чтобы он мог порадоваться им и увидеть, что есть между ним и его Господом (т.е. что ответить ему). Он (‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал это, следуя своему иджтихаду(3), однако в его словах нет указания на дозволенность чтения Корана. Его целью было то, чтобы сделали мольбу за него, попросили для него милости (у Аллаха). И Сунна Посланника ﷺ в этом вопросе ясно указывает на то, что он (ﷺ) совершал мольбу за покойного, просил прощения ему и просил укрепить его.

А что касается того, чтобы находиться возле могилы после похорон, столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать верблюда и разделить его мяса, то это из иджтихада ‘Амра (да будет доволен им Аллах), и нет на это доказательства (из Корана и Сунны). Узаконенным является только лишь, чтобы после погребения присутствующие обратились с мольбой о прощении за покойного мусульманина. Это узаконено. А что касается чтения Корана возле могилы, будь это сура или несколько сур, или же Коран целиков, то нет на это никого довода, и обязательным является оставить подобное деяние!»(4)
__________________________________
(1) - Более того, известно, что достоверность этого сообщения не подтверждается. И как говорил шейх аль-Альбани (да будет милостив к нему Аллах): «Я не знаю, где об этом сказал аш-Шафаи’и (да будет милостив к нему Аллах), и относительно того, что это высказывание принадлежит ему, у меня есть большое сомнение! Как же может быть иначе?! Ведь его мазхаб таков, что: «Награда за чтение Корана не доходит до покойного», как это передал от него (аш-Шафи’и) аль-Хафиз ибн Касир в своём тафсире… И Шейхуль-Ислам ибн Тэймия указал на то, что это высказывание не принадлежит имаму аш-Шафи’и, написал в «аль-Иктида»: «От аш-Шафи’и относительно этого вопроса (т.е. дозволенности чтения Корана на могилах) ничего не передаётся. Так как это им расценивалось как нововведение (бид’а). Сказал Малик: «Мы не знаем, чтобы кто-то поступал так!» И было известно (им), что ни сподвижники, ни таби’ины не поступали подобным образом»». Также сам имама ан-Науауи в толкование к сборнику «Сахих» имама Муслима приводил слова Ибн ан-Нахуия из его пояснений к книге «аль-Минхадж», который писал: «До покойного не доходит награда от чтения Корана, как об этом известно в нашем мазхабе!» Это было мнением имама ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах).

(2) - Спросили шейха Салиха аль-Фаузана (да хранит его Аллах) относительно этих слов имама Малика (да будет милостив к нему Аллах), касаются ли они вопросов фикъха, в которых приемлемо разногласие, или же касаются и вопросов вероуебждения (‘акыйды)?  На что Шейх ответил: «В вопросах вероубеждения нет разногласий, и не может здесь использоваться такое выражение как «принято от человека или отвергнуто», так как вопросы ‘акыйды основываются на установленные и неизменные доводы (шариата - таукыф). Такое выражение (или понятие) может использоваться в вопросах фикъха. Слова каждого могут быть приняты, если соответствуют доводу, и должны быть отвергнуты, если противоречат доводу – это смысл слов имама Малика (да будет милостив к нему Аллах)» (http://www.alfawzan.af.org.sa/node/2392).То есть шейх имеет в виду под выражением «принято от человека или отвергнуто» - иджтихад, самостоятельное старание, мнение, суждение и т.п. Это разрешается в вопросах фикъха, но запрещается в вопросах ‘акыйды. Так как ‘акыйда построена на ясных, чётких, неизменных доказательствах Корана и Сунны.

(3) - Иджтихад – это решение, основанное на старании и упорстве на пути постижения шариатского постановления, которое выводит учёный, опираясь на знание, имеющий право на это.

(4) - Дозволено ли читать Коран на могилах, и для того, чтобы награда за чтение досталась покойным?

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня.

В этой теме, с дозволения Аллаха, мы постараемся подробно разъяснить вопрос о недозволенности чтения Корана, а также совершения различных, неузаконенных в шариате поминаний на могилах и возле умерших. Так как эти новоявленные дела, эти нововведения получили в Исламской общине больше распространение, и многие невежественные мусульмане стали думать, что именно на этом строится их религия, религия Ислам. Однако, религия Аллаха - это то, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, это правильное понимание Книги Аллаха и Сунны Его Пророка ﷺ. Это и есть наше вероубеждение, как сказал об этом Имам приверженцев Сунны, имам Ахмад ибн Ханбаль (да будет милостив к нему Аллах): «Основы Сунны в нашем понимании это: приверженность тому, на чём были сподвижники Посланника Аллаха ﷺ, следование за ними и оставление нововведений (в религии), так как каждое нововведение является заблуждением. А также оставление споров и оставление общения с теми, кто следует страстям. (А также): оставление споров и препирательств относительно религии. И Сунна в нашем понимании – это то, что пришло от Пророка ﷺ, и Сунна разъясняет Коран и является толкованием Корана...». И от Аллаха помощь и содействие!

Правильное понимание Хадиса ‘Амра (да будет доволен им Аллах) и слов имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), которые привёл ан-Науауи в «Рияду ас-салихиин».

Хвала Аллаху Господу Миров, Его восхваления и наши приветствия пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, а также всем, кто строго последовал за ними, вплоть до Судного Дня. А затем:

Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику верное руководство и наставил его на прямой путь. Это руководство и этот путь переняли от него его верные сподвижники, которые воплотили Книгу Аллаха и Сунну Его Пророка в жизнь наилучшим образом. Затем это ясное учение взяли последующие поколения, из числа таби’инов, затем те, кто пришёл после них и так далее, до наших дней.

Поэтому Всевышний Аллах приказал Своим рабам обращаться к учёным этой общины, если они не смогут найти ответ, или же будут затрудняться в понимании того или иного шариатского постановления. Всевышний сказал:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ «Спрашивайте у обладающих знанием, если вы сами не знаете».
(сура «аль-Анбийа», 7).

И когда мусульманин сталкивается с неясностью, он обязан последовать приказу Господа миров, и обратиться за разъяснением к тем, кто обладает знанием и разбирается в религии. И хвала Аллаху за то, что Его религия совершенна, Его приказы истинны и справедливы, Его откровения не имеют противоречий! И хвала Аллаху за то, что Он пообещал сохранить Своё Откровение, которое даровал Своему Посланнику! И хвала Ему за то, что Он сотворил в каждом поколение тех, кто через знание Корана и Сунны, защищает религию Его, разъясняет истину, и помогает нам отличить её от лжи и заблуждений!

И такая неясность произошла с тем, что привёл имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) в своём сборники «Рияду ас-Салихиин» (Сады Праведных), а именно сообщение от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), а также слова имама аш-Шафи’ий (да будет милостив к нему Аллах), относительно желательности чтения Корана на могиле умершего. И это, конечно же, вызвало вопрос: А не противоречит ли это тому, что мы знаем из контекстов Корана и Сунны относительно недозволенности подобного действия?!

И чтобы лучше понять и ответить на этот вопрос, мы, следуя приказу Аллаха, должны вернуться к пониманию учёных и их объяснениям данному вопросу.

Итак, приведём слова имама ан-Науаи из книги «Рияду ас-Салихиин»: Имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах) писал:

«Глава 161: О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана».

Хадис 953 - Сообщается, что Абу ‘Амр (говорят также, что его кунья была Абу ‘АбдуиЛлях, и говорят также - Абу Лейля) ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) сказал: «После того, как Пророк ﷺ завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)»». Хадис привёл Абу Дауд.

Хадис 954 - Сообщается, что ‘Амр ибн аль-‘Аас (да будет доволен им Аллах) сказал: «...Когда же вы положите меня в могилу (и закопаете её), то постойте вокруг неё столько времени, сколько потребуется для того, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо, чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа». Ранее этот хадис уже приводился полностью. Хадис привёл имам Муслим(1), и этот хадис уже приводился полностью. Аш-Шафи'и (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Желательно также, чтобы возле (его могилы) было прочтено что-нибудь из Корана, а если же Коран будет прочтён полностью, то будет лучше».

Что касается первого хадиса, который привёл в этой главе имам ан-Науауи (да будет милостив к нему Аллах), а именно слова сподвижника ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), то он достоверный. Приводит его также имам Муслим в своём сборнике «ас-Сахих». Однако, как объяснил шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах), в этом хадисе нет указания на чтение Корана. Единственное на что указывают слова этого сподвижника, так это его просьба остаться возле его могилы, после погребения, и обратиться с просьбами к Аллаху за него.

Шейх Ибн Баз (да будет милостив к нему Аллах) говорил: «Когда же смерть приблизилась к ‘Амру ибн аль-‘Аасу (да будет доволен им Аллах), он сделал завещание своим детям и тем, кто посетит его похороны (его могилу), чтобы они остались возле неё столько времени, сколько потребуется для закалывания верблюда и раздела его мяса. Это для того, чтобы он мог порадоваться им и увидеть, что есть между ним и его Господом (т.е. что ответить ему). Он (‘Амр, да будет доволен им Аллах) сказал это, следуя своему иджтихаду(2), однако в его словах нет указания на дозволенность чтения Корана. Его целью было то, чтобы сделали мольбу за него, попросили для него милости (у Аллаха). И Сунна Посланника ﷺ в этом вопросе ясно указывает на то, что он (ﷺ) совершал мольбу за покойного, просил прощения ему и просил укрепить его.

А что касается того, чтобы находиться возле могилы после похорон, столько времени, сколько нужно для того, чтобы зарезать верблюда и разделить его мяса, то это из иджтихада ‘Амра (да будет доволен им Аллах), и нет на это доказательства (из Корана и Сунны). Узаконенным является только лишь, чтобы после погребения присутствующие обратились с мольбой о прощении за покойного мусульманина. Это узаконено. А что касается чтения Корана возле могилы, будь это сура или несколько сур, или же Коран целиков, то нет на это никого довода, и обязательно оставить подобное деяние!»

Также шейх аль-‘Усэймин (да будет милостив к нему Аллах) в толкование к этой главе писал: «Сказал автор в своей книге «Рияду ас-Салихиин», в главе «О том, что после погребения (желательно) обратиться к Аллаху с мольбами за покойного и посидеть некоторое время у его могилы для обращения (к Аллаху) за него, также для просьб о прощение ему и для чтения Корана». Так как после захоронения к (умершему) приходят два ангела и спрашивают его: Кто его Господь? Какая его религия? И кто его Пророк? И Пророк ﷺ, после того, как завершал погребение покойного, он вставал у его (могилы) и говорил: «Просите прощение (у Аллаха) для вашего брата и просите, чтобы (Он) укрепил его, ведь поистине, сейчас он спрашивается (в могиле)». 

Поэтому является желательным для человека, после того, как завершится погребение, встать около могилы и трижды сказать: «О Аллах прости ему», затем трижды сказать: «О Аллах укрепи его!». Так как Пророк ﷺ в основном, если взывал к Аллаху, то произносил мольбу трижды. Затем человеку следует покинуть место погребения, и не дозволено оставаться возле него, ни для поминаний, ни для чтения Корана, ни для испрашивания прощения. 

Так пришло в Сунне, а то, что автор (да будет милостив к нему Аллах) привёл от ‘Амра ибн аль-‘Ааса (да будет доволен им Аллах), который завещал своим родным остаться у его могилы после погребения ровно столько времени, сколько хватит, чтобы зарезать верблюда, сказав: чтобы я мог порадоваться вам и посмотреть, что мне отвечать посланцам моего Господа» - то есть ангелы. Это его иджтихад (самостоятельное решение),да будет доволен им Аллах, однако мы не последуем его иджтихаду, так как путь Пророка ﷺ лучше и правильнее, чем путь кого бы то ни было. А Пророк ﷺ не оставался возле могилы после погребения и не сидел возле неё столько времени, сколько нужно, чтобы заколоть верблюда и разделить его мясо. И он не побуждал к этому своих сподвижников. Максимум, что мы знаем из его приказов (ﷺ), так это то, что он велел остаться возле могилы и попросить прощения у Аллаха за покойного, а также попросить, чтобы Он укрепил его. И всё. Затем людям следует расходиться.

А что касается чтения Корана, то более правильным мнением является то, что это деяние порицаемо (макрух).

Является порицаемым отправляться к могиле, затем встать там или сесть и читать Коран. Это как минимум порицаемо! И Аллаху ведомо обо всём лучше».

Аллах Знающий и Мудрый!