Покаяние людей каляма перед смертью

Покаяние людей каляма перед смертью

Хвала Аллаху Господу миров!

Известно, что от многих имамов заблуждения из людей каляма как ар-Рази, аль Газали, аль Джувейни, аш-Шахристани, передается, что они каялись от своих заблуждений на смертном ложе. Это слова шейх-уль Ислама Ибн Теймии, где он приводит это в своей книге "Аль Хамавия".

Противоречащие обычно любят смеяться над этим, и говорить: "Саляфиты (или Ибн Теймия) придумывают эти таубы".

Ответ будет следующим:

Передает аз-Захаби в книге "Ас-сияр", в биографии наместника Хурасана Абдуллаха Ибн Тахира:

وَلَمَّا مَرِضَ، تَابَ، وَكَسَرَ المَلاَهِي, وافتكَّ الأَسْرَى "Когда же он заболел болезнью, от которой умер, он повелел сломать музыкальные инструменты и освободить (незаконно) заключенных".

И никто этому не удивляется, однако когда речь идет о таубе от заблуждений и войны с Кораном и Сунной - почему то это становится чем-то удивительным.

И общеизвестно что при приближении смерти многие грешники каются, и проводят последние дни своей жизни в праведности и поминании Аллаха. И даже Фараон уверовал, когда его захлестывало волнами!

Почему так? 

Потому что основой всех грехов и заблуждений является кибр - высокомерие и гордыня, а смерть -величайшее, что ломает этот кибр, и сердце человека, кто глядит в глаза вечности, очищается от земных стремлений - к славе, к победе в спорах, к мирским постам, и искренний Иман возвращается в сердце. Я болел такой болезнью от которой чуть не умер и знаю, о чём говорю.

Так что же удивительного, что некоторые люди, по причине своего кибра над "тупыми аввам-хашавитами" и увлеченности спорами называвшие тексты Корана и Сунны мусором и заблуждением, перед смертью очистили сердце и вернулись к Аллаху?

Эти тексты и даже больше, о таубах лидеров каляма и аргументацию ими, Ибн Теймия позаимствовал у одного из лидеров ашаритов, Абу аль-Аббаса аль-Куртуби - который умер за пять лет до рождения шейх уль Ислама Ибн Теймии!

Сказал аль-Куртуби: "Многие имамы мутакаллимов покаялись от каляма в конце своей старости - по причине мягкости Аллаха с ними, и того что Он показал им свои знамения и скрытые доводы.

Из них: имам мутакаллимов Абу Маали аль Джувейни, достоверыне передатчики передали от него, что он сказал: "Я вошел в безбрежный океан, покинув мусульман и оставив исламские науки. Я занимался тем, что мусульмане запрещали мне, и все это желая истины, и убегая от таклида. И сейчас я каюсь от этого всего к слову истины - следуйте же акыде, на которой старушки! И я завершаю перед смертью свою жизнь свидетельством искренности, и горе Ибн аль-Джувейни!"

И также он говорил своим ученикам: "Друзья наши, не занимайтесь каламом! Если бы я знал, что калам приведет меня к этому всему, то не стал бы заниматься им!"

Сказал Ахмад Ибн Синан: "Валид Ибн Абан аль-Карабиси, мой дядя, когда умирал, сказал своим сыновьям: "Знаете ли вы кого-то, кто имеет больше знаний чем у меня?" Они сказали: "Нет!" Он сказал им: "Обвиняете ли вы меня в чём-то?". Они сказали: "Нет". Он сказал: "Если я вам дам завещание - вы его примете?" Они сказали: "Да". Он сказал: "Вы должны следовать тому, на чём люди хадиса - я понял, что истина с ними!"

Сказал Ибн Акыль: "Я всю жизнь концентрировался на усуле (т.е. каляме), а теперь я вернулся к акыде которую мы изучали в школах для детей"

И также и аш Шахристани, автор книги "Конец достижений в науке каляма", сказал, рассказывая о своих достижениях в каляме: 

«Клянусь, я обошёл все учебные центры, и объездил весь этот мир и не увидел, кроме как того, кто кладет ладонь на подбородок, в сомнениях или же того, кто скрежет зубами, от сожаления». И прочитав этот стих, он сказал: "Следуйте акыде старушек, воистину, это самое лучшее из достижений". "Аль-Муфхим", 6/692.

И прежде чем обвинять саляфитов - разберитесь у себя.

Затем, саляфиты, говоря об этом, делают хорошие мысли о мусульманине. Мы имеем вероятность того, что Фулян например аль Газали - остался на своих словах типа того, что "Пророк скрывал Таухид и выявлял ширк чтобы собрать вокруг себя простонародье", что "В мире не существует ничего кроме Аллаха, а истинный таухид - тайна, которую нельзя открывать, потому что открытие тайны божественности - куфр", про отрицание ангелов, отрицание награды Рая и наказания Ада, отрицание мучений могилы, про то что Аллах устранился из мира, и все сущее происходит не по его воле, а лишь из-за движения небесных тел, про отрицание Качеств Аллаха, и тд из ашаризма, батынизма, куфра и ширка - и имеем вероятность, что Аллах смилостивился над ним, и дал ему покаяться от этого в его последние дни.

И подобные слова являются куфром, обеспечивающим говорящему их место в Огне, причем и у нас, и у самих ашаритов, и неужели мы, когда стараемся истолковать его поступки в конце жизни в хорошем ключе - делаем что то неправильно?

Тоже самое и с другими такими - как Фахр ар Рази, аль Джувейни. Что они покаялись от своих грязных слов и Аллах смилостивился над ними - разве это нечто плохое, что надо подвергать сомнениям?

В то же время, в этих вопросах не нужно чрезмерное расширение, и начинать брать с потолка и выдумывать какие то таубы там, где для этого нет никаких оснований.

Равно как и сами эти люди - предел их, что они покаялись и умерли на Исламе. Лишь от этого они не станут имамами Сунны, а их книги заряженные их убеждениями, написанные в течение всего жизненного пути - чем-то, что надо стремиться изучать, типа книги "Ихья улюм ад-дин" аль Газали, где он собрал многие виды куфра упомянутые выше, и которую ученые назвали "Умерщвлением наук религии и ее основ".