Похороны по Исламскому обряду. Мнения суннитских учёных

Порядок чтения Джаназа намаза на похоронах мусульманина
Намаз Джаназа такой же полноценный намаз, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в намазе джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 141.
1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. "Сыфату-Ссаля" 88. Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы. См. этот вопрос подробней в книге "Ируауль-Гъалиль" 353.
Подымать руки в намазе джаназа обязательно только при первом такбире, а в последующих разрешено. Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму'» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма'» сказал: "Все единодушны в том, что в первом такбире руки подымаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились".
После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая). Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. "Мишкатуль-Масабих" 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать ещё какую-либо суру из Курана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн 'Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн 'Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и ещё какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн 'Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.
Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа "Субханакой", ответил "Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.
2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: "Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие". аш-Шафи'и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное.
3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.
Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы: Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного". Муслим 2/663.
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ
/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.
4-й Такбир:
После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.
Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.
То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от 'Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн 'Умара, Ибн 'Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.
Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший. Так же с достоверным иснадом передается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.
Кто должен ее читать?
Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн 'Али, и я слышал как Хусейн Ибн 'Али (брат Хасана) сказал Са'иду ибн аль-'Асу: "Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было". аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.
А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.
Проводите похороны согласно Сунне... Изучить полностью...
За кого можно делать Джаназа намаз, а за кого нельзя?
Похороны (пьяницы и человека не соблюдающего намаз):
Что касается человека который умер пьяным, то если он был из тех, кто соблюдает намаз, то читать джаназа-намаз за него можно. И лучше если это сделает не какой-то авторитетный мусульманин, имам мечети, дабы не поощрять других людей к греху упортебления хамра, что-бы было другим видно, что имам отказался читать за него намаз, из-за его греховности. Но если других людей нет, то и имаму читать разрешается. Потому что пьяница, хоть и совершает большой грех, но тем не менее кафиром он не является, он остается мусульманином.
Что касается человека оставляющего намаз, то такой человек мусульманином не является, а за немусульман нельзя просить у Аллаха о прощении. За немусульман можно просить у Аллаха только мирских благ, а ахиратских благ (т.е. в следующем Мире) просить для них запрещается, также запрещается читать за них джаназу. Аллах сказал:
وَلا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَداً وَلا تَقُمْ عَلَى قَبْرِهِ إِنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمَاتُوا وَهُمْ فَاسِقُونَ
"Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами" (Коран 9: 84).
Что касается человека не соблюдающего намаз, то они бывают двух видов:
1) те кто отрицает обязательность исламской пятикратной молитвы (намаз).
2) те, кто признаёт надобность соблюдения исламской молитвы (намаз), но не соблюдает её, по каким-либо причинам (лень, стыд, работа и т.д.).
Что касается первой категории, то они являются кафирами по единогласному и безраздельному мнению абсолютно всех учёных, в этом вопросе нет никакого разногласия.
Что касается второй категории, то относительно них существует разногласие среди учёных, но более правильным мнение является то, что они тоже являются кафирами. Оставление намаза это куфр, который выводит человека из Ислама. Так говорит Аллах, его Пророк, и такого мнение всех сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина, да смилуется над ним Аллах: Оправдывается ли незнающий (джахиль) о последствии (своего) противоречия, как, например, такой человек, который не знает, что оставление намаза является (большим) неверием?
Шейх ответил:«Незнающий о последствии своего противоречия не оправдывается, если знает, что его действие противоречит Шариату, как на это указывает ранее приведенный довод. Поэтому если оставивший намаз проживает среди мусульман, то значит ему известно, что он пошел в противоречие, и посему он становится неверующим, даже если он не знал, что оставление намаза является неверием. Разумеется, если мусульманин живет в стране, в которой оставление намаза не считают (большим) неверием, и это мнение является распространенным и преобладающим среди них, то в таком случае он не обвиняется в неверии за слепое следование за обладателями знания своей страны. Точно также он не считается грешником по причине совершения запрещенных вещей, которые по мнению ученых его страны не являются запретными, так как для простого мусульманина слепое следование является обязательным, исходя из слов Всевышнего: «Спросите обладателей знания, если вы не знаете» (аль-Анбийа, 7). Аллах Тот, Кто оказывает поддержку!»(см.: «Маджму’ аль-Фатауа» 2\138).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Если мусульманин не слышал, что оставление намаза является (большим) неверием, или же слышал от ученых своей страны, что это действие не является (большим) неверием, то у него есть оправдание перед Всевышним Аллахом, исходя из правила, на которое указывает Коран и Сунна, а это оправдание по невежеству»(см.: «Та’лик ‘аля сахих Муслим» 1\162).
Несмотря на то, что шейх Ибн ‘Усаймин на мнении, что абсолютное оставление намаза по лени и небрежности является большим неверием, он принимает во внимание условия такфира и того, что препятствует выходу человека из Ислама (мауани’). А невежество это одно из препятствий выходу мусульманина из лона Ислама. Именно исходя из этого шейх Ибн ‘Усаймин учитывает в этом вопросе местность того или иного мусульманина, не делающего намаз.
По мнению шейха Ибн ‘Усаймина, если мусульманин живет в той местности, в которой распространено мнение о том, что несовершение намаза не является большим неверием, то он не становится неверующим, следовательно, на него распространяются мусульманские постановления.
Так отчего же такфиристы наших дней, ложно прикрывающиеся мнением шейха Ибн ‘Усаймина, обходятся с невежественными и простыми мусульманами стран СНГ как с неверующими? Не едят заколотых ими животных, лишают их быть опекуном для своих дочерей-мусульманок во время выдачи их замуж, не обмывают их после смерти, не совершают над ними заупокойную молитву (солат аль-джаназа) и так далее!
Кроме того, некоторые из них на словах лишь не выносят такфир мусульманам стран СНГ, но в убеждениях и делах считают их неверующими, применяя по отношению к ним законоположения, применяемые только в отношении неверующих.
Ведь в странах СНГ распространен ханафитский мазхаб, и общеизвестно, что в ханафитском мазхабе оставление намаза не является большим неверием, выводящим из лона Ислама. И это мнение общеизвестное у многих факихов из числа соратников Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и, а также это одно из мнений Ахмада, которое предпочел Ибн Батта и другие, о чем говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’ аль-фатауа» (7/610-611).
Более того, в странах СНГ многие мусульмане даже не знают, что намаз является для них обязательным, не говоря о том, чтобы знать, что оставление его является большим неверием согласно одному из мнений.
Еще раз напомню о том, что относительно неверия несовершающего намаз по причине лени и небрежности есть приемлемое разногласие среди ученых Сунны.
Имам Хафиз ибн Ахмад аль-Хаками, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается оставления молитвы не из-за отрицания ее обязанности и высокомерия, а из-за небрежности и лени, каким положением является многих людей, то ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, в шархе «Муслим» сказал: «Относительно этого вопроса ученые разногласят…. »» (см.: «Ма’риджуль-Къобуль» 2\39).
Большинство ученых на том мнении, что оставление намаза по лени и небрежности не выводит человека из лона Ислама, если он признает обязанность их. Более того, как сказал шейх Са’ид Раслян, что шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи говорил, что это мнение чуть ли не стало единогласным мнением!
Однако ученые, считающие, что оставление намаза по лени и небрежности является большим неверием, как, например, шейх Ибн ‘Усаймин и другие, говорят это обобщенно, а что касается конкретных лиц, считающих себя мусульманами, то в отношении их упоминают о необходимости соблюдения условий (шурут) и принятия во внимание того, что препятствует выходу человека из Ислама (мауани’). А в наше время такфиристы, прикрываясь мнениями ученых, обвиняют в неверии мусульман без соблюдения условий и принятия во внимание того, что препятствует выходу человека из Ислама.
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, сказал: «Поистине, одной из справедливости и мудрости, которой отличаются праведные предшественники, является то, что они различают между неверием (куфром) общего характера (аль-куфром аль-мутлак) и неверием конкретного человека (ал-куфром аль-му’айян). Они не обвиняют в неверии каждого (причисляющего себя к Исламу), если он произнес слово неверия, или совершил неверие, или же того, у кого убеждение является неверием. Однако они установили для этого нормы и условия, при наличии которых они выносят решение о неверии человека (считающего себя мусульманином). А также они установили для этого препятствия, при отсутствии которых они выносят постановление о неверии человека (причисляющего себя к Исламу). В отличии от пути хариджитов, которые выносят решение о неверии каждого (считающего себя мусульманином), кто впал в неверие, более того, они даже обвиняют в неверии каждого, кто совершил грех. Хариджиты не считаются с условиями (при вынесении такфира) и с его препятствиями»(см.: «Дауабиту му’амалятиль-Хаким» стр. 604).
Более того, такфир, вынесение решения о неверии какого-нибудь мусульманина не является правом любого желающего.
Шейх Холид Зафири, да хранит его Аллах, писал: «Такфир (обвинение в неверии) это право Аллаха и Его Посланника (ﷺ). И именно ученые рассматривают этот вопрос в своих стараниях (иджтихадах), а никак не невежды и разные псевдоученые. Особенно, если за этим постановлением последует: кровопролитие, посягательство на честь и имущество, как подобное происходит, когда (не по праву) выносят такфир (обвиняют в неверии) правителей» (см.: «Дауабиту му’амалят аль-Хаким» стр. 608).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Не является правом (обязанностью) каждого человека выносить решение о вероотступничестве кого-либо. Ибо такое решение выносят ученые, поскольку вынесение решения о неверии относится к судопроизводству (судебным постановлениям). Поэтому человек должен остерегаться этого, так как это не является правом любого, то есть: выносить такое серьезное решение. Однако такое решение выносят ученые, соблюдая при этом правила приверженцев Сунны и Единой Общины в этом вопросе. Всевышний Аллах не предоставил это право каждому, какие бы у него ни были благие намерения, однако такое постановление принадлежит ученым, которые обладают основательными знаниями»(см.: «Шарх усуль ас-Сунна ли имам Ахмад» 2\998).
Шейх Сулейман ар-Рухейли, да хранит его Аллах, сказал: «Те, к которым возвращаются в вынесении такфира (в обвинении в неверии) в адрес конкретного мусульманина, являются мудрые и богобоязненные ученые, которые известны праведностью, строгим следованием Сунне, внимательным рассмотрением, сильным знанием и пониманием. Не имеют право выносить решение о неверии какого-либо конкретного мусульманина ни юнцы, ни требующие знания, ни имамы мечетей, ни их проповедники, ни проповедники спутниковых телеканалов, даже ни те, кого именуют просто ученым, однако этим правом обладает лишь авторитетный ученый, к которому возвращаются (с серьезными вопросами религии)» (сл.: «Усуль уа дауабит ат-такфир»).
О чтении джаназа намаза над грешником
Может ли человек не посещать джаназа намаз человека, которого хоронят как мусульманина если он при этом совершал большой ширк (поклонение могилам) уалиязубиЛльаh. (можно считать этого человека кафиром в дунья по причине этого и не утверждать что это человек кафир у Аллаха), как быть в такой ситуации? Можно ли вообще не посещать джаназа намаз грешников?
Сказал шейх Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах), в ответ на вопрос о совершении джаназа над грешниками совершавших большие грехи:
"Что касается того, кто внешне проявлял Ислам, то внешне его касаются положения Ислама, такие как брак, наследство, омывание после смерти, совершение джаназа над ним, захоронение его на кладбищах мусульман и подобное этому. Однако тот, от которого стало известно (было известно) лицемерие, то нельзя тому кто знал об этом совершать джаназа над ним, даже если он внешне придерживался Ислама, так как Всевышний Аллах запретил Своему Пророку - да благославит его Аллах и приветствует - совершать джаназа над лицемерами сказав: "Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами". Сура ат-Тауба 84. "Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения – им все равно. Аллах не простит им." Сура аль-Мунафикун 6.
Тот же кто выявлял фиск, вместе с наличием в нем имана, как совершающие большие грехи, то таким джаназа обязательна над ними для части мусульман (т.е. это фард аль-кифая).
И тот кто не будет совершать над таким джаназа для того чтобы это послужило назиданем для того кто совершает подобные действия (грехи), как не совершил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - джаназа над самоубийцей, тем кто украл из военной добычи до ее раздела, должником у которого не было имущества для расплаты, так же как делали многие из праведных предшественников, которые не совершали джаназа над людьми нововведений - тот кто поступит таким образом в соответствие с этой Сунной, это его деяние будет хорошим.
Тот же кто совершит над подобным джаназа надеясь на милость Аллаха для него (грешника), и не будет в его отказе от совершения джаназа очевидной перевешивающей пользы, то это будет также хорошим деянием. И если он внешне откажется (совершать джаназа) и сделает за него дуа про себя (тайно), для того чтобы собрать между двумя пользами, то достижение двух польз будет лучше чем упускание одной из них.
И каждый кто не известен лицемерием – муслим, для которого можно просить прощение, совершать над ним джаназа, более того это будет как минимум желательно, а может и обязательно. Сказал Всевышний Аллах: "И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин." Сура Мухаммад 19."
Также был спрошен шейх Ислам ибн Таймия о человеке иногда совершавшего намаз, и оставлявшего в большей степени или не совершавшего намаз (вообще), нужно ли совершать над ним джаназа?
На что он ответил: "Подобный такому, мусульмане не перестают читать над ними джаназа.
Более того лицемерам, которые скрывают свое лицемерие, мусульмане совершают над ними джаназа, моют их, и на них распространяются внешне положения Ислама, как это было с лицемерами во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.
Если же этот человек был известен своим лицемерием, то нельзя совершать над ним джаназа, также как было запрещено Посланнику Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - совершать джаназа над тем, чье лицемерие было известно.
Тот же в состоянии которого есть сомнение, то разрешено совершать над ним джаназа, если он внешне проявлял Ислам. Также как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – делал это с тем, намаз над которым ему не был запрещен, а ведь среди них был тот, чье лицемерие не было известно. Сказал Всевышний Аллах: "Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры, но ты не знаешь их. Мы же знаем их." Сура ат-Тауба 101.
Тот же кто оставляет иногда совершение намаза , и подобные ему выявляющие фиск, то ученые или религиозные люди, если в их покидании такого и оставлении совершения над ними джаназа, если в этом будет польза для мусульман, таким образом что это будет назиданием для них, для того чтобы они совершали постоянно намаз (например), если дело будет обстоять так, то ученые и религиозные люди покидают этого человека и не совершают над ним джаназа так же как не совершил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - джаназа над самоубийцей, тем кто украл из военной добычи до ее раздела, должником у которого не было имущества для расплаты , и такой (не совершающий постоянно намаз) - хуже чем они." См. Маджмуа ль-Фатава 24\285\288.
Говорит Шейх Ислам ибн Таймия: "... Уже говорилось о том, что невозможно что бы человек был верующим в сердце, верующий в то что Аллах обязал его намазом, закатом, хаджем, затем живёт всю жизнь не совершив Аллаху ни одного сажда не совершает пост в рамадан, не даёт закята, не делает хаджа к дому Аллаха, это невозможно, и это не исходит кроме как из сердца лицемера и вероотступника, но никак из сердца с достоверным иманом." См. Маджмуа ль-Фатава 7\611.
Говорит имам Аль Барбахари: «И совершить намаз джаназа за того, кто умер на Исламе, является сунной, даже над грешником, прелюбодеем, марджум (того которого закидали камнями за прелюбодеяние), или женщина прелюбодейка, или тот кто убил сам себя, и так же другие люди относящие себя к Исламу, или пьяница, и подобные им».
Все эти люди умерли, но были мусульманами, и в отличие от хавариджей мы говорим, что мы совершаем над ними джаназа. Хариджиты говорят: «Над ним джаназа не совершается, так как он кафир».
«Мы говорим, что совершать намаз на них – сунна». И тут не имеет ввиду что это желательно, нет это уаджиб кифаи, - коллективная обязанность мусульман. То есть даже если не все в этой деревне совершают над ним намаз, то намаз джаназа должен быть над ним совершен в любом случае, чтобы хотя бы часть мусульман этой деревни совершили над ним намаз. Если даже не все, то хотя бы часть. Если же все люди не совершат над ним джаназа, то есть если вообще никто не совершит, то все получат за это грех (так как оставили уаджиб).
Люди, обладающие почетом и уважением в этой местности лучше для них не совершать намаз над этим грешником или нововведенцем. Так как видя это грешники в этой местности, могут оставить грехи видя как уважаемые люди не читают намаз джаназа за подобными им грешниками.
Доводов на это много и один их этих доводов, хадис от Джабира ибн Самура у имама Муслима, «Однажды принесли к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) человека, который совершил самоубийство, сам себя убил чем то острым как нож. И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не совершил над ним заупокойную молитву. Но люди совершили над ним джаназа».
Самоубийство – величайший грех, за совершение которого уготовано наказание в Аду! Однако это не является куфром, выводящим из религии, и далиль на это хадис ат-Туфайля ибн 'Амра, который рассказывал, что когда он делал хиджру кПпророку (мир ему и благословение Аллаха) вместе с одним человеком, того постигла болезнь, и его охватило беспокойство и он перерезал себе вены и умер. После этого ат-Туфайль увидел его во сне в прекрасном облике, но с покрытыми руками. Он спросили его: "Что сделал с тобой твой Господь?!" Он ответил: "Он простил мне совершенное, за мою хиджру к пророку (мир ему и благословение Аллаха)!" ат-Туфайль спросил: "А почему твои руки покрыты?!" Он ответил: "Мне было сказано: "Не будет тебе прощено то, что ты испортил!" Когда же ат-Туфайль рассказал об этой истории пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «О Аллах, прости ему и две его руки!» Муслим 116. (см. «Шарх Сахих аль-Муслим» ан-Навави, глава «Доказательство тому, что самоубийца не становится неверующим»). Абуль-Аббас аль-Къуртуби говорил: "В этом хадисе указание на то, что самоубийца не становится кафиром и что он не будет вечно в Огне!" См. "аль-Муфхим" 1/324.
Имам ар-Рамали приводит иджма (единогласное мнение учёных) по этому поводу: «Его (самоубийцу) омывают, заворачивают в саван, совершают джаназа-намаз, несут на кладбище и хоронят, это фарз уль-кифая по единогласному мнению учёных из-за достоверных сообщений по этому поводу. Несмотря на то, что этот человек сам себя убил или другого».
Большинство ханафитов, маликитов, шафиитов сошлись на мнении, что совершают джаназа-намаз над самоубийцей, поскольку он не выходит из религии и потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Совершайте намаз над тем, кто сказал "ля иляха илля ллах…"» (ад-Даруктуни, № 184). «Каждый покойный, кого нужно обязательно омыть, нуждается в том, чтобы и намаз над ним обязательно совершить, а над тем покойным, кого омыть необязательно, и намаз совершать тоже необязательно» («Мавсуату аль-Фикхияти», № 7/365; Ибн Абидин, № 1/584; Фатава аль-Хиндияти, № 1/163).
Cказал имама ат-Тахави: «И мы считаем, что следует совершать намаз позади любого человека из числа людей киблы, будь он благочестивым или нечестивым, а также по умершим из их числа». Комментарий шейха Али ибн Аби аль 'Изз аль-Ханафи: Выражение: «А также по умершим из числа их» означает, что мы считаем правильным совершать погребальную молитву по умершим, будь они праведники или грешники. Исключение в данном случае составляют лишь мятежники и разбойники, а кроме них - также самоубийцы, как считал Абу Йюсуф, а не шахиды как считали Малик и аш-Шафии, да смилуется над ними Аллах. Об этом подробно рассказано в соответствующих книгах, однако, шейх ат-Тахави затронул этот вопрос для того, чтобы разъяснить, что мы не оставляем молитвы и по нечестивцам и еретикам.
Однако все, кто относит себя к мусульманам, делятся на две категории: либо верующие, либо лицемеры. Нельзя совершать молитву по тому, о лицемерии которого известно, как нельзя и молить Аллаха о его прощении. Что же касается тех, о которых нельзя сказать, что они лицемеры, то по ним следует совершать молитву, и если человек знает о лицемерии другого то он не должен молится по нему, те же, кто не знают о его лицемерии, могут участвовать в похоронном процессе. Так, Умар да будет доволен им Аллах, не принимал участия в похоронной молитве. Если этого не делал Хузайфа, который после похода на Табук знал лицемеров (Это пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сообщил ему о них). Всевышний Аллах запретил Своему Посланнику молится по лицемерам, и сообщил, что Он не простит им, даже если пророк станет просить за них. Всевышний назвал причиной этого их неверие в Аллаха и Его посланника, и наоборот, Всевышний не запрещал молиться по тем, кто верует в Аллаха и Его посланника, даже если человек был грешным, совершал греховные деяния или исповедовал то, что не соответствует учению Ислама. Более того Всевышний Аллаха приказал Пророку просить прощения за грехи верующих: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и женщин» (47:19).
Аллах приказал Своему Пророку исповедовать единобожие и просить прощения за себя и за верующих мужчин и женщин, так как единобожие есть основа религии, а мольба о прощении - это её совершенство. Обращение к Аллаху с мольбой о прощении верующих, о милости к ним и всех благах, является либо обязательным, либо желательным действием, и бывает двух видов - общее и частное.
Что касается общего, то об этом говорится в упомянутом аяте, частное же подразумевает мольбу за умершего, или погребальную молитву, и так как каждый верующий обязательно умрет, то Всевышний приказал верующим совершать по нему погребальную молитву- джаназа. В этой молитве им приказано просить за умершего, как это передал Абу Дауд и ибн Маджа со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал , как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы молитесь по умершему, то будьте искренне в мольбах за него» (Передали Абу Дауд №3199, ибн Маджа №1497, аль-Байхаки (т.4, стр.40).