Похороны по Исламскому обряду. Мнения суннитских учёных

Похороны по Исламскому обряду. Мнения суннитских учёных

Порядок чтения Джаназа намаза на похоронах мусульманина

Намаз Джаназа такой же полноценный намаз, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.

Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в намазе джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 141.

1-й Такбир:

При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. "Сыфату-Ссаля" 88. Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.

Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы. См. этот вопрос подробней в книге "Ируауль-Гъалиль" 353.

Подымать руки в намазе джаназа обязательно только при первом такбире, а в последующих разрешено. Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму'» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма'» сказал: "Все единодушны в том, что в первом такбире руки подымаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились". 

После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая). Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. "Мишкатуль-Масабих" 1673.

После "аль-Фатихи" можно также прочитать ещё какую-либо суру из Курана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн 'Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн 'Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и ещё какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн 'Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.

Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа "Субханакой", ответил "Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.

2-й Такбир:

Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: "Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие". аш-Шафи'и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное.

3-й Такбир:

После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.

Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы: Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного". Муслим 2/663.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ

/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.

4-й Такбир:

После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)". аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.

Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.

То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от 'Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн 'Умара, Ибн 'Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.

Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший. Так же с достоверным иснадом передается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.

Кто должен ее читать?

Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн 'Али, и я слышал как Хусейн Ибн 'Али (брат Хасана) сказал Са'иду ибн аль-'Асу: "Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было". аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.

А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.

صلاة الجنازة على الملك عبد الله بن عبد العزيز في جامع الإمام تركي في الرياض - Джаназа намаз за короля Саудии Абдуллаха бин Абдулазиза

Про­води­те по­хоро­ны сог­ласно Сун­не... Изучить полностью...

За кого можно делать Джаназа намаз, а за кого нельзя?

Похороны (пьяницы и человека не соблюдающего намаз):

Что касается человека который умер пьяным, то если он был из тех, кто соблюдает намаз, то читать джаназа-намаз за него можно. И лучше если это сделает не какой-то авторитетный мусульманин, имам мечети, дабы не поощрять других людей к греху упортебления хамра, что-бы было другим видно, что имам отказался читать за него намаз, из-за его греховности. Но если других людей нет, то и имаму читать разрешается. Потому что пьяница, хоть и совершает большой грех, но тем не менее кафиром он не является, он остается мусульманином.

Что касается человека оставляющего намаз, то такой человек мусульманином не является, а за немусульман нельзя просить у Аллаха о прощении. За немусульман можно просить у Аллаха только мирских благ, а ахиратских благ (т.е. в следующем Мире) просить для них запрещается, также запрещается читать за них джаназу. Аллах сказал:

وَلا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَداً وَلا تَقُمْ عَلَى قَبْرِهِ إِنَّهُمْ كَفَرُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَمَاتُوا وَهُمْ فَاسِقُونَ

"Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами" (Коран 9: 84).

Что касается человека не соблюдающего намаз, то они бывают двух видов:

1) те кто отрицает обязательность исламской пятикратной молитвы (намаз).

2) те, кто признаёт надобность соблюдения исламской молитвы (намаз), но не соблюдает её, по каким-либо причинам (лень, стыд, работа и т.д.).

Что касается первой категории, то они являются кафирами по единогласному и безраздельному мнению абсолютно всех учёных, в этом вопросе нет никакого разногласия.

Что касается второй категории, то относительно них существует разногласие среди учёных, но более правильным мнение является то, что они тоже являются кафирами. Оставление намаза это куфр, который выводит человека из Ислама. Так говорит Аллах, его Пророк, и такого мнение всех сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Спро­сили шей­ха Ибн ‘Усай­ми­на, да сми­лу­ет­ся над ним Ал­лах: Оп­равды­ва­ет­ся ли нез­на­ющий (джа­хиль) о пос­ледс­твии (сво­его) про­тиво­речия, как, нап­ри­мер, та­кой че­ловек, ко­торый не зна­ет, что ос­тавле­ние на­маза яв­ля­ет­ся (боль­шим) не­вери­ем?

Шейх от­ве­тил:«Нез­на­ющий о пос­ледс­твии сво­его про­тиво­речия не оп­равды­ва­ет­ся, ес­ли зна­ет, что его дей­ствие про­тиво­речит Ша­ри­ату, как на это ука­зыва­ет ра­нее при­веден­ный до­вод. По­это­му ес­ли ос­та­вив­ший на­маз про­жива­ет сре­ди му­суль­ман, то зна­чит ему из­вес­тно, что он по­шел в про­тиво­речие, и по­сему он ста­новит­ся не­веру­ющим, да­же ес­ли он не знал, что ос­тавле­ние на­маза яв­ля­ет­ся не­вери­ем. Ра­зуме­ет­ся, ес­ли му­суль­ма­нин жи­вет в стра­не, в ко­торой ос­тавле­ние на­маза не счи­та­ют (боль­шим) не­вери­ем, и это мне­ние яв­ля­ет­ся рас­простра­нен­ным и пре­об­ла­да­ющим сре­ди них, то в та­ком слу­чае он не об­ви­ня­ет­ся в не­верии за сле­пое сле­дова­ние за об­ла­дате­лями зна­ния сво­ей стра­ны. Точ­но так­же он не счи­та­ет­ся греш­ни­ком по при­чине со­вер­ше­ния зап­ре­щен­ных ве­щей, ко­торые по мне­нию уче­ных его стра­ны не яв­ля­ют­ся зап­ретны­ми, так как для прос­то­го му­суль­ма­нина сле­пое сле­дова­ние яв­ля­ет­ся обя­затель­ным, ис­хо­дя из слов Все­выш­не­го: «Спро­сите об­ла­дате­лей зна­ния, ес­ли вы не зна­ете» (аль-Ан­бийа, 7). Ал­лах Тот, Кто ока­зыва­ет под­дер­жку!»(см.: «Мад­жму’ аль-Фа­та­уа» 2\138). 

Шейх Ибн ‘Усай­мин, да сми­лу­ет­ся над ним Ал­лах, так­же ска­зал: «Ес­ли му­суль­ма­нин не слы­шал, что ос­тавле­ние на­маза яв­ля­ет­ся (боль­шим) не­вери­ем, или же слы­шал от уче­ных сво­ей стра­ны, что это дей­ствие не яв­ля­ет­ся (боль­шим) не­вери­ем, то у не­го есть оп­равда­ние пе­ред Все­выш­ним Ал­ла­хом, ис­хо­дя из пра­вила, на ко­торое ука­зыва­ет Ко­ран и Сун­на, а это оп­равда­ние по не­вежес­тву»(см.: «Та’лик ‘аля са­хих Мус­лим» 1\162).

Нес­мотря на то, что шейх Ибн ‘Усай­мин на мне­нии, что аб­со­лют­ное ос­тавле­ние на­маза по ле­ни и неб­режнос­ти яв­ля­ет­ся боль­шим не­вери­ем, он при­нима­ет во вни­мание ус­ло­вия так­фи­ра и то­го, что пре­пятс­тву­ет вы­ходу че­лове­ка из Ис­ла­ма (ма­уани’). А не­вежес­тво это од­но из пре­пятс­твий вы­ходу му­суль­ма­нина из ло­на Ис­ла­ма. Имен­но ис­хо­дя из это­го шейх Ибн ‘Усай­мин учи­тыва­ет в этом воп­ро­се мес­тность то­го или ино­го му­суль­ма­нина, не де­ла­юще­го на­маз. 

По мне­нию шей­ха Ибн ‘Усай­ми­на, ес­ли му­суль­ма­нин жи­вет в той мес­тнос­ти, в ко­торой рас­простра­нено мне­ние о том, что не­совер­ше­ние на­маза не яв­ля­ет­ся боль­шим не­вери­ем, то он не ста­новит­ся не­веру­ющим, сле­дова­тель­но, на не­го рас­простра­ня­ют­ся му­суль­ман­ские пос­та­нов­ле­ния. 

Так от­че­го же так­фи­рис­ты на­ших дней, лож­но прик­ры­ва­ющи­еся мне­ни­ем шей­ха Ибн ‘Усай­ми­на, об­хо­дят­ся с не­вежес­твен­ны­ми и прос­ты­ми му­суль­ма­нами стран СНГ как с не­веру­ющи­ми? Не едят за­коло­тых ими жи­вот­ных, ли­ша­ют их быть опе­куном для сво­их до­черей-му­суль­ма­нок во вре­мя вы­дачи их за­муж, не об­мы­ва­ют их пос­ле смер­ти, не со­вер­ша­ют над ни­ми за­упо­кой­ную мо­лит­ву (со­лат аль-джа­наза) и так да­лее! 

Кро­ме то­го, не­кото­рые из них на сло­вах лишь не вы­носят так­фир му­суль­ма­нам стран СНГ, но в убеж­де­ни­ях и де­лах счи­та­ют их не­веру­ющи­ми, при­меняя по от­но­шению к ним за­коно­поло­жения, при­меня­емые толь­ко в от­но­шении не­веру­ющих.

Ведь в стра­нах СНГ рас­простра­нен ха­нафит­ский маз­хаб, и об­ще­из­вес­тно, что в ха­нафит­ском маз­ха­бе ос­тавле­ние на­маза не яв­ля­ет­ся боль­шим не­вери­ем, вы­водя­щим из ло­на Ис­ла­ма. И это мне­ние об­ще­из­вес­тное у мно­гих фа­кихов из чис­ла со­рат­ни­ков Абу Ха­нифы, Ма­лика, аш-Ша­фи’и, а так­же это од­но из мне­ний Ах­ма­да, ко­торое пред­по­чел Ибн Бат­та и дру­гие, о чем го­ворил шей­хуль-Ис­лам Ибн Тай­мия в «Мад­жму’ аль-фа­та­уа» (7/610-611).

Бо­лее то­го, в стра­нах СНГ мно­гие му­суль­ма­не да­же не зна­ют, что на­маз яв­ля­ет­ся для них обя­затель­ным, не го­воря о том, что­бы знать, что ос­тавле­ние его яв­ля­ет­ся боль­шим не­вери­ем сог­ласно од­но­му из мне­ний.

Еще раз на­пом­ню о том, что от­но­ситель­но не­верия не­совер­ша­юще­го на­маз по при­чине ле­ни и неб­режнос­ти есть при­ем­ле­мое раз­ногла­сие сре­ди уче­ных Сун­ны. 

Имам Ха­физ ибн Ах­мад аль-Ха­ками, да сми­лу­ет­ся над ним Ал­лах, ска­зал: «Что ка­са­ет­ся ос­тавле­ния мо­лит­вы не из-за от­ри­цания ее обя­зан­ности и вы­соко­мерия, а из-за неб­режнос­ти и ле­ни, ка­ким по­ложе­ни­ем яв­ля­ет­ся мно­гих лю­дей, то ан-На­уауи, да сми­лу­ет­ся над ним Ал­лах, в шар­хе «Мус­лим» ска­зал: «От­но­ситель­но это­го воп­ро­са уче­ные раз­ногла­сят…. »» (см.: «Ма’рид­жуль-Къ­обуль» 2\39).

Боль­шинс­тво уче­ных на том мне­нии, что ос­тавле­ние на­маза по ле­ни и неб­режнос­ти не вы­водит че­лове­ка из ло­на Ис­ла­ма, ес­ли он приз­на­ет обя­зан­ность их. Бо­лее то­го, как ска­зал шейх Са’ид Рас­лян, что шейх ‘Аб­дур-Раз­закъ ‘Афи­фи го­ворил, что это мне­ние чуть ли не ста­ло еди­ног­ласным мне­ни­ем!

Од­на­ко уче­ные, счи­та­ющие, что ос­тавле­ние на­маза по ле­ни и неб­режнос­ти яв­ля­ет­ся боль­шим не­вери­ем, как, нап­ри­мер, шейх Ибн ‘Усай­мин и дру­гие, го­ворят это обоб­щенно, а что ка­са­ет­ся кон­крет­ных лиц, счи­та­ющих се­бя му­суль­ма­нами, то в от­но­шении их упо­мина­ют о не­об­хо­димос­ти соб­лю­дения ус­ло­вий (шу­рут) и при­нятия во вни­мание то­го, что пре­пятс­тву­ет вы­ходу че­лове­ка из Ис­ла­ма (ма­уани’). А в на­ше вре­мя так­фи­рис­ты, прик­ры­ва­ясь мне­ни­ями уче­ных, об­ви­ня­ют в не­верии му­суль­ман без соб­лю­дения ус­ло­вий и при­нятия во вни­мание то­го, что пре­пятс­тву­ет вы­ходу че­лове­ка из Ис­ла­ма. 

Шейх Хо­лид За­фири, да хра­нит его Ал­лах, ска­зал: «По­ис­ти­не, од­ной из спра­вед­ли­вос­ти и муд­рости, ко­торой от­ли­ча­ют­ся пра­вед­ные пред­шес­твен­ни­ки, яв­ля­ет­ся то, что они раз­ли­ча­ют меж­ду не­вери­ем (куф­ром) об­ще­го ха­рак­те­ра (аль-куф­ром аль-мут­лак) и не­вери­ем кон­крет­но­го че­лове­ка (ал-куф­ром аль-му’ай­ян). Они не об­ви­ня­ют в не­верии каж­до­го (при­чис­ля­юще­го се­бя к Ис­ла­му), ес­ли он про­из­нес сло­во не­верия, или со­вер­шил не­верие, или же то­го, у ко­го убеж­де­ние яв­ля­ет­ся не­вери­ем. Од­на­ко они ус­та­нови­ли для это­го нор­мы и ус­ло­вия, при на­личии ко­торых они вы­носят ре­шение о не­верии че­лове­ка (счи­та­юще­го се­бя му­суль­ма­нином). А так­же они ус­та­нови­ли для это­го пре­пятс­твия, при от­сутс­твии ко­торых они вы­носят пос­та­нов­ле­ние о не­верии че­лове­ка (при­чис­ля­юще­го се­бя к Ис­ла­му). В от­ли­чии от пу­ти ха­рид­жи­тов, ко­торые вы­носят ре­шение о не­верии каж­до­го (счи­та­юще­го се­бя му­суль­ма­нином), кто впал в не­верие, бо­лее то­го, они да­же об­ви­ня­ют в не­верии каж­до­го, кто со­вер­шил грех. Ха­рид­жи­ты не счи­та­ют­ся с ус­ло­ви­ями (при вы­несе­нии так­фи­ра) и с его пре­пятс­тви­ями»(см.: «Да­уаби­ту му’ама­лятиль-Ха­ким» стр. 604).

Бо­лее то­го, так­фир, вы­несе­ние ре­шения о не­верии ка­кого-ни­будь му­суль­ма­нина не яв­ля­ет­ся пра­вом лю­бого же­ла­юще­го. 

Шейх Хо­лид За­фири, да хра­нит его Ал­лах, пи­сал: «Так­фир (об­ви­нение в не­верии) это пра­во Ал­ла­ха и Его Пос­ланни­ка (ﷺ). И имен­но уче­ные рас­смат­ри­ва­ют этот воп­рос в сво­их ста­рани­ях (ид­жти­хадах), а ни­как не не­веж­ды и раз­ные псев­до­уче­ные. Осо­бен­но, ес­ли за этим пос­та­нов­ле­ни­ем пос­ле­ду­ет: кро­воп­ро­литие, по­сяга­тель­ство на честь и иму­щес­тво, как по­доб­ное про­ис­хо­дит, ког­да (не по пра­ву) вы­носят так­фир (об­ви­ня­ют в не­верии) пра­вите­лей» (см.: «Да­уаби­ту му’ама­лят аль-Ха­ким» стр. 608).

Шейх Му­хам­мад Са’ид Рас­лян, да хра­нит его Ал­лах, ска­зал: «Не яв­ля­ет­ся пра­вом (обя­зан­ностью) каж­до­го че­лове­ка вы­носить ре­шение о ве­ро­от­ступ­ни­чес­тве ко­го-ли­бо. Ибо та­кое ре­шение вы­носят уче­ные, пос­коль­ку вы­несе­ние ре­шения о не­верии от­но­сит­ся к су­доп­ро­из­водс­тву (су­деб­ным пос­та­нов­ле­ни­ям). По­это­му че­ловек дол­жен ос­те­регать­ся это­го, так как это не яв­ля­ет­ся пра­вом лю­бого, то есть: вы­носить та­кое серь­ез­ное ре­шение. Од­на­ко та­кое ре­шение вы­носят уче­ные, соб­лю­дая при этом пра­вила при­вер­женцев Сун­ны и Еди­ной Об­щи­ны в этом воп­ро­се. Все­выш­ний Ал­лах не пре­дос­та­вил это пра­во каж­до­му, ка­кие бы у не­го ни бы­ли бла­гие на­мере­ния, од­на­ко та­кое пос­та­нов­ле­ние при­над­ле­жит уче­ным, ко­торые об­ла­да­ют ос­но­ватель­ны­ми зна­ни­ями»(см.: «Шарх усуль ас-Сун­на ли имам Ах­мад» 2\998).

Шейх Су­лей­ман ар-Ру­хей­ли, да хра­нит его Ал­лах, ска­зал: «Те, к ко­торым воз­вра­ща­ют­ся в вы­несе­нии так­фи­ра (в об­ви­нении в не­верии) в ад­рес кон­крет­но­го му­суль­ма­нина, яв­ля­ют­ся муд­рые и бо­гобо­яз­ненные уче­ные, ко­торые из­вес­тны пра­вед­ностью, стро­гим сле­дова­ни­ем Сун­не, вни­матель­ным рас­смот­ре­ни­ем, силь­ным зна­ни­ем и по­нима­ни­ем. Не име­ют пра­во вы­носить ре­шение о не­верии ка­кого-ли­бо кон­крет­но­го му­суль­ма­нина ни юн­цы, ни тре­бу­ющие зна­ния, ни има­мы ме­четей, ни их про­повед­ни­ки, ни про­повед­ни­ки спут­ни­ковых те­лека­налов, да­же ни те, ко­го име­ну­ют прос­то уче­ным, од­на­ко этим пра­вом об­ла­да­ет лишь ав­то­ритет­ный уче­ный, к ко­торо­му воз­вра­ща­ют­ся (с серь­ез­ны­ми воп­ро­сами ре­лигии)» (сл.: «Усуль уа да­уабит ат-так­фир»).

О чтении джаназа намаза над грешником

Может ли человек не посещать джаназа намаз человека, которого хоронят как мусульманина если он при этом совершал большой ширк (поклонение могилам) уалиязубиЛльаh. (можно считать этого человека кафиром в дунья по причине этого и не утверждать что это человек кафир у Аллаха), как быть в такой ситуации? Можно ли вообще не посещать джаназа намаз грешников?

Сказал шейх Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах), в ответ на вопрос о совершении джаназа над грешниками совершавших большие грехи:

"Что касается того, кто внешне проявлял Ислам, то внешне его касаются положения Ислама, такие как брак, наследство, омывание после смерти, совершение джаназа над ним, захоронение его на кладбищах мусульман и подобное этому. Однако тот, от которого стало известно (было известно) лицемерие, то нельзя тому кто знал об этом совершать джаназа над ним, даже если он внешне придерживался Ислама, так как Всевышний Аллах запретил Своему Пророку - да благославит его Аллах и приветствует - совершать джаназа над лицемерами сказав: "Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами". Сура ат-Тауба 84. "Попросишь ты для них прощения или не станешь просить для них прощения – им все равно. Аллах не простит им." Сура аль-Мунафикун 6.

Тот же кто выявлял фиск, вместе с наличием в нем имана, как совершающие большие грехи, то таким джаназа обязательна над ними для части мусульман (т.е. это фард аль-кифая).

И тот кто не будет совершать над таким джаназа для того чтобы это послужило назиданем для того кто совершает подобные действия (грехи), как не совершил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - джаназа над самоубийцей, тем кто украл из военной добычи до ее раздела, должником у которого не было имущества для расплаты, так же как делали многие из праведных предшественников, которые не совершали джаназа над людьми нововведений - тот кто поступит таким образом в соответствие с этой Сунной, это его деяние будет хорошим.

Тот же кто совершит над подобным джаназа надеясь на милость Аллаха для него (грешника), и не будет в его отказе от совершения джаназа очевидной перевешивающей пользы, то это будет также хорошим деянием. И если он внешне откажется (совершать джаназа) и сделает за него дуа про себя (тайно), для того чтобы собрать между двумя пользами, то достижение двух польз будет лучше чем упускание одной из них.

И каждый кто не известен лицемерием – муслим, для которого можно просить прощение, совершать над ним джаназа, более того это будет как минимум желательно, а может и обязательно. Сказал Всевышний Аллах: "И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин." Сура Мухаммад 19."

Также был спрошен шейх Ислам ибн Таймия о человеке иногда совершавшего намаз, и оставлявшего в большей степени или не совершавшего намаз (вообще), нужно ли совершать над ним джаназа?

На что он ответил: "Подобный такому, мусульмане не перестают читать над ними джаназа.

Более того лицемерам, которые скрывают свое лицемерие, мусульмане совершают над ними джаназа, моют их, и на них распространяются внешне положения Ислама, как это было с лицемерами во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.

Если же этот человек был известен своим лицемерием, то нельзя совершать над ним джаназа, также как было запрещено Посланнику Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - совершать джаназа над тем, чье лицемерие было известно.

Тот же в состоянии которого есть сомнение, то разрешено совершать над ним джаназа, если он внешне проявлял Ислам. Также как Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – делал это с тем, намаз над которым ему не был запрещен, а ведь среди них был тот, чье лицемерие не было известно. Сказал Всевышний Аллах: "Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры, но ты не знаешь их. Мы же знаем их." Сура ат-Тауба 101.

Тот же кто оставляет иногда совершение намаза , и подобные ему выявляющие фиск, то ученые или религиозные люди, если в их покидании такого и оставлении совершения над ними джаназа, если в этом будет польза для мусульман, таким образом что это будет назиданием для них, для того чтобы они совершали постоянно намаз (например), если дело будет обстоять так, то ученые и религиозные люди покидают этого человека и не совершают над ним джаназа так же как не совершил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - джаназа над самоубийцей, тем кто украл из военной добычи до ее раздела, должником у которого не было имущества для расплаты , и такой (не совершающий постоянно намаз) - хуже чем они." См. Маджмуа ль-Фатава 24\285\288.

Говорит Шейх Ислам ибн Таймия: "... Уже говорилось о том, что невозможно что бы человек был верующим в сердце, верующий в то что Аллах обязал его намазом, закатом, хаджем, затем живёт всю жизнь не совершив Аллаху ни одного сажда не совершает пост в рамадан, не даёт закята, не делает хаджа к дому Аллаха, это невозможно, и это не исходит кроме как из сердца лицемера и вероотступника, но никак из сердца с достоверным иманом." См. Маджмуа ль-Фатава 7\611.

Говорит имам Аль Барбахари: «И совершить намаз джаназа за того, кто умер на Исламе, является сунной, даже над грешником, прелюбодеем, марджум (того которого закидали камнями за прелюбодеяние), или женщина прелюбодейка, или тот кто убил сам себя, и так же другие люди относящие себя к Исламу, или пьяница, и подобные им».

Все эти люди умерли, но были мусульманами, и в отличие от хавариджей мы говорим, что мы совершаем над ними джаназа. Хариджиты говорят: «Над ним джаназа не совершается, так как он кафир». 

«Мы говорим, что совершать намаз на них – сунна». И тут не имеет ввиду что это желательно, нет это уаджиб кифаи, - коллективная обязанность мусульман. То есть даже если не все в этой деревне совершают над ним намаз, то намаз джаназа должен быть над ним совершен в любом случае, чтобы хотя бы часть мусульман этой деревни совершили над ним намаз. Если даже не все, то хотя бы часть. Если же все люди не совершат над ним джаназа, то есть если вообще никто не совершит, то все получат за это грех (так как оставили уаджиб). 

Люди, обладающие почетом и уважением в этой местности лучше для них не совершать намаз над этим грешником или нововведенцем. Так как видя это грешники в этой местности, могут оставить грехи видя как уважаемые люди не читают намаз джаназа за подобными им грешниками. 

Доводов на это много и один их этих доводов, хадис от Джабира ибн Самура у имама Муслима, «Однажды принесли к Пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) человека, который совершил самоубийство, сам себя убил чем то острым как нож. И Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не совершил над ним заупокойную молитву. Но люди совершили над ним джаназа». 

Самоубийство – величайший грех, за совершение которого уготовано наказание в Аду!  Однако это не является куфром, выводящим из религии, и далиль на это хадис ат-Туфайля ибн 'Амра, который рассказывал, что когда он делал хиджру кПпророку (мир ему и благословение Аллаха) вместе с одним человеком, того постигла болезнь, и его охватило беспокойство и он перерезал себе вены и умер. После этого ат-Туфайль увидел его во сне в прекрасном облике, но с покрытыми руками. Он спросили его: "Что сделал с тобой твой Господь?!" Он ответил: "Он простил мне совершенное, за мою хиджру к пророку (мир ему и благословение Аллаха)!" ат-Туфайль спросил: "А почему твои руки покрыты?!" Он ответил: "Мне было сказано: "Не будет тебе прощено то, что ты испортил!" Когда же ат-Туфайль рассказал об этой истории пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал: «О Аллах, прости ему и две его руки!» Муслим 116. (см. «Шарх Сахих аль-Муслим» ан-Навави, глава «Доказательство тому, что самоубийца не становится неверующим»). Абуль-Аббас аль-Къуртуби говорил: "В этом хадисе указание на то, что самоубийца не становится кафиром и что он не будет вечно в Огне!" См. "аль-Муфхим" 1/324. 

Имам ар-Рамали приводит иджма (единогласное мнение учёных) по этому поводу: «Его (самоубийцу) омывают, заворачивают в саван, совершают джаназа-намаз, несут на кладбище и хоронят, это фарз уль-кифая по единогласному мнению учёных из-за достоверных сообщений по этому поводу. Несмотря на то, что этот человек сам себя убил или другого».

Большинство ханафитов, маликитов, шафиитов сошлись на мнении, что совершают джаназа-намаз над самоубийцей, поскольку он не выходит из религии и потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Совершайте намаз над тем, кто сказал "ля иляха илля ллах…"» (ад-Даруктуни, № 184). «Каждый покойный, кого нужно обязательно омыть, нуждается в том, чтобы и намаз над ним обязательно совершить, а над тем покойным, кого омыть необязательно, и намаз совершать тоже необязательно» («Мавсуату аль-Фикхияти», № 7/365; Ибн Абидин, № 1/584; Фатава аль-Хиндияти, № 1/163). 

Cказал имама ат-Тахави: «И мы считаем, что следует совершать намаз позади любого человека из числа людей киблы, будь он благочестивым или нечестивым, а также по умершим из их числа»Комментарий шейха Али ибн Аби аль 'Изз аль-Ханафи:  Выражение: «А также по умершим из числа их» означает, что мы считаем правильным совершать погребальную молитву по умершим, будь они праведники или грешники. Исключение в данном случае составляют лишь мятежники и разбойники, а кроме них - также самоубийцы, как считал Абу Йюсуф, а не шахиды как считали Малик и аш-Шафии, да смилуется над ними Аллах. Об этом подробно рассказано в соответствующих книгах, однако, шейх ат-Тахави затронул этот вопрос для того, чтобы разъяснить, что мы не оставляем молитвы и по нечестивцам и еретикам. 

Однако все, кто относит себя к мусульманам, делятся на две категории: либо верующие, либо лицемеры. Нельзя совершать молитву по тому, о лицемерии которого известно, как нельзя и молить Аллаха о его прощении. Что же касается тех, о которых нельзя сказать, что они лицемеры, то по ним следует совершать молитву, и если человек знает о лицемерии другого то он не должен молится по нему, те же, кто не знают о его лицемерии, могут участвовать в похоронном процессе. Так, Умар да будет доволен им Аллах, не принимал участия в похоронной молитве. Если этого не делал Хузайфа, который после похода на Табук знал лицемеров (Это пророк, саля Ллаху алейхи ва салам, сообщил ему о них). Всевышний Аллах запретил Своему Посланнику молится по лицемерам, и сообщил, что Он не простит им, даже если пророк станет просить за них. Всевышний назвал причиной этого их неверие в Аллаха и Его посланника, и наоборот, Всевышний не запрещал молиться по тем, кто верует в Аллаха и Его посланника, даже если человек был грешным, совершал греховные деяния или исповедовал то, что не соответствует учению Ислама. Более того Всевышний Аллаха приказал Пророку просить прощения за грехи верующих: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и женщин» (47:19). 

Аллах приказал Своему Пророку исповедовать единобожие и просить прощения за себя и за верующих мужчин и женщин, так как единобожие есть основа религии, а мольба о прощении - это её совершенство. Обращение к Аллаху с мольбой о прощении верующих, о милости к ним и всех благах, является либо обязательным, либо желательным действием, и бывает двух видов - общее и частное. 

Что касается общего, то об этом говорится в упомянутом аяте, частное же подразумевает мольбу за умершего, или погребальную молитву, и так как каждый верующий обязательно умрет, то Всевышний приказал верующим совершать по нему погребальную молитву- джаназа. В этой молитве им приказано просить за умершего, как это передал Абу Дауд и ибн Маджа со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал , как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы молитесь по умершему, то будьте искренне в мольбах за него» (Передали Абу Дауд №3199, ибн Маджа №1497, аль-Байхаки (т.4, стр.40).