Побеждая свой нафс

Каждый день в жизни каждого из нас непременно что-нибудь случается. Что-то хорошее. Что-то плохое. А чаще – всё вместе и сразу. И каждый день мы сами решаем, как на происходящее отреагировать.
Наша первая реакция, первый порыв обычно скорее инстинктивные: мы начинаем роптать и жаловаться на жизнь, если случается что-то неприятное, или же начинаем ликовать и прыгать от радости, если на нас неожиданно сваливается что-то хорошее. Люди, далёкие от религии или вовсе неверующие, обычно такой реакцией и ограничиваются вне зависимости от масштабов события. Примеров вокруг тысячи.
И вот тут-то ясно замечаешь одно из главных различий между человеком верующим и далёким от веры. Верующий отбрасывает эту первую инстинктивную реакцию, говоря ей: нет, слишком скудно, слишком мелко и эгоистично, слишком самовлюблённо и неправильно, слишком не по-человечески, слишком не так.
Он идёт дальше, минуя эту первую дверь, этот первый примитивный порыв, возвышаясь до поведения обладателя веры: он встречает радостное событие благодарностью Создателю, а горестное — терпением в надежде на награду от Него и упованием на Его бесконечную мудрость и заботу.
И каждый день в тебе борется эта примитивная животная натура, именуемая нафсом и всячески поощряемая и поддерживаемся шайтаном, и натура возвышенная, одухотворённая, которая не находит на земле то, что она однажды потеряла на небесах, и которую одинаково не жалуют нафс и шайтан.
Каждый раз, когда ты делаешь свой выбор, имеет место эта борьба — нередко это происходит десятки раз на дню. Что бы с тобой ни случилось, перед тобой всегда две дороги: дать слабину и поддаться нафсу или сделать усилие и придавить его к земле и заставить замолчать.
Ты или желаешь награды, милости и прощения Всевышнего и с готовностью лезешь на эту крутую гору человеческого совершенства, либо ничего не хочешь и никуда не лезешь, праздно оставаясь у подножия этой горы и устало махая рукой: может быть, как-нибудь в другой раз.
Вот так, задумываясь о собственных поступках, мыслях, чувствах, ты понимаешь: ты человек и мусульманин в той мере, в которой ты способен победить и подавить в себе эту неблагодарную, нетерпеливую, беспечную и забывчивую животную натуру. И каждый неправильный выбор — это частичка твоего благополучия и преуспеяния, которую ты сам добровольно отдаёшь твоему злейшему врагу.
И с этой мыслью в тебе вновь просыпается желание следовать прямым путём и бороться, подниматься вверх и не сдавать без боя даже самую незначительную высоту, поклоняться Аллаху и делать добро — делать единственно правильный выбор, от которого зависит твоё счастье в этой жизни и спасение после смерти.
Желай своему брату то, что желаешь себе
Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لَا يُؤْمِنُ أحَدُكُمْ حتَّى يُحِبَّ لأخِيهِ ما يُحِبُّ لِنَفْسِهِ
«Не уверует никто из вас по-настоящему, пока не станет желать своему брату по вере того же, чего желает он самому себе» [аль-Бухари 13, Муслим 45].
Хадис, известный, наверное, каждому. И с виду вроде бы очень простой. Но на самом деле...
Ты читал и слышал этот хадис столько раз на протяжении стольких лет, но однажды он вдруг заставляет тебя остановиться и задуматься. И ты неожиданно понимаешь, что очень многим из нас нужно всерьёз сдвинуть парадигму, чтобы применять это мудрое пророческое наставление на практике должным образом.
Ведь желать того же, чего желаешь себе, — это не просто желать веры, здоровья, материального благополучия, успехов и, в конце концов, Рая.
Это ещё и не завидовать: ведь мы не можем желать другим благ и одновременно желать, хоть тайно, хоть открыто, чтобы они этих благ лишились, а ведь это и есть суть зависти.
Это ещё и радоваться чужим достижениям, как своим собственным. Ну или хотя бы почти, как своим.
Это воспринимать успехи даже тех, кто вольно или невольно кажется тебе соперником, конкурентом, как общий успех уммы, к которой принадлежишь и ты, и этот твой брат по вере.
Это если и огорчаться из-за того, в чём тебя опередили другие мусульмане, так только из-за того, что кто-то успел сделать раньше тебя доброе дело, которое собирался сделать ты, и, хоть и непреднамеренно, но всё-таки увёл награду, на которую ты рассчитывал, у тебя из-под носа. Но никак не из-за того, что какая-то замечательная идея пришла кому-то в голову одновременно с тобой, а может, даже чуточку раньше, и у него всё получилось лучше, ловчее и быстрее, чем у тебя. И тем более не из-за того, что кто-то обскакал тебя в чисто мирских достижениях и успехах и превзошёл тебя количеством безделушек больших и малых.
Это когда ты всем сердцем желаешь мусульманину, кем бы он ни был, успеха и благополучия просто потому, что он твой единоверец.
Это когда, не желая неудач и горьких минут для себя, ты точно так же не желаешь их и другому мусульманину.
Это когда в твоей груди бьётся живое сердце, которое болит и переживает за всех мусульман, а не только за членов твоей семьи и твоих близких, друзей и знакомых.
Это когда ты говоришь «нет» эгоизму в любой его форме вместо того, чтобы оправдывать те его проявления, которые весьма и весьма симпатичны твоему коварному нафсу, который вообще всё любит себе и для себя.
Это когда ты представляешь, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил эти слова, задумываешься о том, как сам он претворял эти слова в жизнь, будучи лучшим примером для нас, и тебе становится невыносимо стыдно поступать иначе и с детским упрямством и необоснованным нахальством тянуть на себя одеяло Божьей милости, которого хватит на всех.
Хадис останавливает тебя, одёргивает, заставляет задуматься, и ты вдруг понимаешь, как много тебе ещё предстоит работать над собой...
Карима Сорокоумова