Период пребывания в могиле

Период пребывания в могиле

Хвала Аллаху Господу миров!

Могила может стать для человека райским садом или огненной ямой, то есть, человек либо будет наслаждаться благом, либо страдать от наказания.

Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Каждому обитателю рая будет показано его место в аду. И он скажет: «О если бы Аллах не наставил меня на истину» и это будет благодарностью по отношению к Аллаху с его стороны. И каждому из обитателей ада будет показано его место в раю. И он скажет: «О если бы Аллах наставил меня на истину» и его окутает печаль». Хадис передали Ахмад и аль-Хаким.

И поистине это является вечной тоской и скорбью, так как человек узнает, что он не вернётся на землю, и у него не будет возможности совершить благодеяния для того, что бы спастись от адского огня. И поэтому человек станет в могиле молить Аллаха о возвращении на землю. А Аллах не обратит внимания ни на него самого, ни на его слова.

Всевышний Аллах сказал: «Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это – всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены». Сура муъминуун, аяты 99-100.

О человек! Стремись к совершению праведных деяний, которые наполнят твою могилу светом. Читай Коран, подчиняйся родителям, заботься о сиротах, не причиняй вреда соседям и соблюдай молитву в назначенное время.

Сообщается, что когда Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, становился над могилой, он плакал так сильно, что промокала его борода. Однажды его спросили: “Когда мы говорим о Рае или об Аде ты не плачешь! Почему же ты плачешь из-за этого?” Он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, могилы — это первое жилье мира иного (ахира), и если человек спасется от нее, то все последующее будет легче. А если он не спасется от нее, то все последующее будет намного тяжелее». И пророк ﷺ также сказал: «Не приходилось мне видеть зрелища более ужасного, чем могила».” См. ат-Тирмизи 2308, Ибн Маджа 4267. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Передают со слов Аль-Бара ибн Азиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провожали покойного мужчину из ансаров. Мы дошли до могилы, и перед погребением пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сел (на землю), и мы сели рядом с ним. Он чертил палкой землю, а мы были недвижимы, как будто на наших головах сидели птицы. После чего он поднял свою голову и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучения могилы». Он повторил эти слова дважды или трижды. Затем сказал: «Поистине, когда верующий раб покидает мирскую жизнь и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, как солнце лицами. Они несут с собой саван и благовоние из рая. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа умиротворенная! Выходи к прощению Аллаха и Его довольству». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа легко покидает тело, так же, как вода вытекает из горлышка сосуда. И ангел смерти принимает её и передает в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в саван и умащают благовонием, после чего от неё исходит более ароматный запах, чем запах лучшего мускуса на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это благая душа?». Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наилучшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Им открываются врата его, и обитатели этого неба провожают их до следующего неба и так происходит, пока они не достигнут неба, над которым находится Сам Аллах.

И Всевышний Аллах говорит: «Запишите имя Моего раба в книге Иллиин (книга, в которой записываются имена обитателей рая) и верните его обратно на землю. Поистине, Я создал их из неё, верну в неё, а затем вновь выведу их из неё». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «После этого душа человека возвращается в его тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?». Он отвечает: «Мой Господь – Аллах». Они говорят: «Какая твоя религия?» Он отвечает: «Моя религия – Ислам». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Он - посланник Аллаха». Они говорят: «Что ты имеешь из знания?». Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха и уверовал в неё». После этого с неба возгласит глас: «Правду сказал Мой раб, постелите ему ложу из рая и откройте для него дверь в рай». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И в могилу проникнет благоуханье рая и его ароматность. Могила будет расширена на расстояние взора. И придет к нему человек в прекрасном облике, красивой одежде и с приятным запахом и скажет: «Радуйся! Это день, который был тебе обещан». Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит с благом». Он скажет: «Я - твои праведные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Приблизь День воскресенья, что бы я смог вернутся к моей семье и моему достоянию».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда неверный раб покидает мирскую жизнь, и переходит в грядущую, к нему спускаются с неба ангелы с черными лицами. Они несут с собой грубое одеяние. После чего садятся в дали от него на расстоянии взора и ожидают прихода ангела смерти. И когда он приходит, то садится у изголовья (умирающего) и говорит: «О душа мерзкая! Выходи к гневу Аллаха и Его каре». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И его душа прячется в теле. И ангел смерти вырывает её из него подобно тому, как вырывают клочками мокрую шерсть. После чего он передает её в руки ожидающих ангелов, которые не спускают с неё своих глаз. Они берут её и кладут в грубое одеяние, после чего от неё исходит самый зловонный запах, какой существует на земле. Затем они поднимаются с ней (на небо) и всякий раз, когда они проходят мимо других ангелов, те спрашивают: «Чья это мерзкая душа?» Им отвечают: «Это такой-то, сын такого-то»,- называя его наихудшими именами, которыми его звали в мирской жизни. Таким образом, они достигают первого неба и просят открыть его врата. Но не откроются они. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам». аль-Араф-Ограды, 7:40

И скажет Аллах: «Запишите его имя в сиджжин (книга, в которой записываются имена обитателей ада) в нижнем слое земли». И её бросят (на землю). Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего: «Оставайтесь ханифами и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место». аль-Хаджж-Паломничество, 22:31

После этого душа возвращается в тело, и к нему приходят два ангела. Они усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?» Он, задыхаясь, отвечает: «Я не знаю». Они говорят: «Кто тот человек, который был послан к вам?». Он отвечает: «Я не знаю». После этого с неба возгласит глас: «Он лжец. Постелите ему постель из огня и откройте для него дверь в ад». И в могилу проникнет пламя ада, его гарь и зловонье. Могила сдавит его так, что его ребра сомкнутся. И придет к нему человек в ужасном облике, скверной одежде и с неприятным запахом и скажет: «Горюй! Это день, который был тебе обещан». Он спросит: «Кто ты? Твое лицо подобно тому, кто приходит со злом». Он скажет: «Я - твои дурные деяния». И он станет говорить: «О Аллах! Отдали День воскресенья»». [Ахмад 4/284, Абу Дауд 2/281, ан-Насаи 1/282, Ибн Маджах 1/496, аль-Хаким 1/37, ат-Таялиси 753. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Байхакъи, в «Шу‘б аль-Иман» (1/300); Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Асбахани.

И вот уже хадис разъяснил возвращение души к телу, и вхождение в друг друга рёбра. И это разъясняет, что мучение бывает для души и тела вместе.

Аллах 'Алим